Взять и отказаться: почему Европе так сложно дается решение энергетического эмбарго России
Европа объявила свою позицию по эмбарго на углеводороды из россии – одного из главных санационных запросов Украины против агрессора. Сказать, что масштаб санкций очень далек от желаемого – ничего не сказать.
Недавно на глаза попалась статья, где авторитетные специалисты размышляют о снижении зависимости от европейских энергоресурсов. Ее авторы – Дэн Йоргенсен, министр климата, энергетики и ЖКХ Дании, и Фатих Бироль, исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА), авторитетного органа, объединяющего потребителей энергии ворлдвайд.
Это очень симптоматический материал, который лучше раскрывает взгляды и мнения европейцев по этому вопросу.
Авторы признают опасную зависимость от российских ресурсов, которые РФ использует в качестве политического и экономического оружия. Это положительный момент.
Но что же предлагают уважаемые джентльмены? Наиболее адекватным шагом был бы отказ от импорта из России. Но нет. Надо просто меньше потреблять, говорят обеспокоенные чиновники, и тогда зависимость исчезнет.
Вот несколько цитат.
"Если наши дома пропускают меньше тепла, наши автомобили потребляют меньше бензина, а наши стиральные машины – меньше электричества, это снижает счета за электроэнергию, перебои со снабжением, импорт ископаемого топлива и выбросы парниковых газов".
"В условиях этого кризиса отключение термостата в вашем доме может быть мощным инструментом экономии энергии… это также часть плана МЭА по снижению зависимости от российского газа".
Посыл-ответ на запрос по эмбарго российского энергоносителя – это не ко времени, читается между строк этой статьи, – давайте пока работать термостатом. Такая позиция не официально европейская, но очень показательна. Не очень ошибусь, если скажу, что многие функционеры в ЕС думают аналогично.
Почему это легкомысленное понимание так важно для Украины, очень заинтересованной в энергетической блокаде россии?
Многие в Европе считают, что рф – не столь плохой источник газа, как о нем говорят.
Годами из уст российских пропагандистских СМИ и влиятельных персоналий российского газового монополиста Газпрома в Европе насаждалось мнение, что природный газ из рф – надежный и дешевый ресурс. Вытряхнуть это мнение из голов европейцев будет нелегко.
Когда в конце 2021 года россия за считанные недели разогнала цену на газ на европейских хабах до $2000 за тысячу кубов, в Европе вспомнили об угле и атомной энергетике, от которой так хотел избавиться континент. И даже после этого прозрение пришло не ко всем.
Даже те, кто осознает этические и безопасные аспекты покупки энергоносителей у россии, хорошо понимают, что внезапный отказ от сотрудничества с рф для большинства стран почти невозможен: россияне сделали много работы для его создания – продвигались газовые "Северные потоки" и безальтернативные длинные контракты на поставки по ним газа.
Учитывая сроки, на которые Европа наметила будущее без СО2, эти газопроводы не имели перспективы окупиться. Но сейчас однозначно понятно, что политики в проектах было куда больше, чем экономики.
Однажды один из профессиональных лоббистов в энергетической сфере ЕС рассказывал мне о своей работе. Факт того, что многие чиновники в Европарламенте и правительствах отдельных стран сидят на зарплате Газпрома, в его рассказе звучал как общеизвестный факт.
А жесткое построение вредной зависимости россиянами – это практика, которая уже не подлежит сомнению. Где-то это можно сделать, просто договорившись, а где-то нужно инвестировать живые деньги. И не только в пропаганду.
Кроме "Потоков", следует упомянуть трубопровод с красноречивым названием Дружба. Во время построенная инфраструктура и хорошие цены на нефть стали наркотиком, слезть с которого очень тяжело. А вспомните кейс, как пророссийская Венгрия саботировала альтернативные поставки нефти в Европу.
Это только примеры, лежащие на поверхности.
Что полезного можно извлечь из статьи авторитетных специалистов?
Это своеобразный индикатор глубины предубеждений многих европейцев. Его нужно четко осознавать нам и нашим партнерам при формировании и коррекции информполитики по подавлению поставок энергии из России.
Взять и обрубить поставки российских ресурсов в Европу не получится здесь и сейчас.
По техническим, экономическим и политическим (а по сути популистическим) причинам, в каждой стране их пропорция своя.
Неплохой идеей является введение уже обсуждаемых квот и пошлин: российский ресурс должен стать не только токсичным, но и дорогим.
Из-за определенного растягивания процесса во времени ценового всплеска может и не произойти, ведь конкуренция среди альтернативных поставщиков нефти и газа строгая, она сделает свое дело.
Мгновенного решения в этой ситуации нет, но верные подходы к западным партнерам, от которых мы требуем действий, могут максимально ускорить эффект.