Мрия 2.0 и еще 5 попыток реинкарнации бизнеса в Украине
Читайте также: У нього є Мрія: как Саймон Чернявский спасает агрохолдинг
Напомним, Агрохолдинг Мрия основали в 1992 году Иван Гута и Клавдия Гута. В 2002 году к ним присоединился сын Николай.
В августе 2014 года Мрия сообщила о просроченной выплате около $9 млн процентного дохода и около $120 млн в счет погашения долга по ее обязательствам. Совокупная задолженность Мрии перед всеми финансовыми кредиторами с учетом гарантий, предоставленных связанным с акционерами компаниям, на момент объявления дефолта составляла около $1,3 млрд.
Операционным менеджером и гендиректором Мрии на момент объявления дефолта в августе 2014 года был сын Ивана Гуты Николай. Сейчас Гута-младший находится в международном розыске. Менеджмент Мрии обвиняют в выведении капитала компании с помощью серых схем, в результате чего компания была доведена до дефолта.
Читайте также: Мечта в дефолте: что кредиторы решили сделать с холдингом Мрия
В феврале 2015 года операционный контроль над агрохолдингом перешел кредиторам, которые избрали новое руководство. С июля по декабрь 2015 года агрохолдинг завершил изменение организационной структуры. Земельный банк Мрии сегодня составляет 180 000 га.
ЛІГА.net собрала еще пять кейсов, когда проигравшие бизнесмены попытались проявить себя на том же поприще после громкого провала.
МАКСИМ БЕРЕЗКИН СЕБЕ ПОДМАСЛИЛ
Агрохолдинг Креатив, семейный бизнес Станислава и Максима Березкиных, начал испытывать сложности еще в 2014 году. Компания прекратила выплачивать проценты иностранным банкам по синдицированному кредиту и заключила соглашение с кредиторами о введении временного моратория на принудительное взыскание долга. Но по-настоящему масштаб проблемы вскрылся летом 2015 года, когда изменился состав акционеров компании-должника. под давлением долгов Березкин продал свою долю в Креативе новым владельцам. Один из новых акционеров, Рысбек Токтомушев заявил, чтоаудит компании выявил огромные недостачи и серьезные проблемы с финансовой документацией, в частности, фальсификацию финансовой отчетности за предыдущие периоды, которая подавалась в банки для получения новых кредитов.
Читайте также Экс-владелец группы Креатив Березкин обжаловал арест имущества
Долги холдинга Креатив на начало осени 2015 года составляли около $700 млн. Большая часть этого долга приходится на государственные банки - Укрэксимбанк ($109 млн), Ощадбанк ($313 млн) и Укргазбанк ($91 млн). Есть у Креатива долг перед ВТБ Банком ($18 млн) и банком Пиреус ($15 млн).
Избавившись от проблемной компании, Березкин в августе 2015 года вывел на рынок новую компанию. Greenstone - это остаток Креатива, который не вошел в сделку и остался за прежним акционером. Сейчас, согласно пресс-релизам, Greenstone занимается продажей соевого и подсолнечного масла и шрота, имеет около 35 000 га собственной земли в Кировоградской, Николаевской, Черниговской и других областях Украины, развивает свинокомплекс на 60 000 голов, и несколько инвестиционных greenfield-проектов.
Читайте также Креатив и долги. Зачем Станислав Березкин продает агробизнес
АЛЕСАНДР ПЕТРОВ НЕ СМОГ БЕЗ МОЛОКА
Александр Петров решил расстаться с агробизнесом из-за конфликта с партнером, которому накануне продал половину компании за $90 млн. После первой волны сырных войн с Россией Петров привлек в Клуб сыра инвестора - компанию Ренессанс Партнерс. Управляющим директором Клуба сыра в январе 2007 года стал Джеймс Двайер, до этого проработавший несколько лет гендиректором Danone в странах СНГ. За Петровым сохранялась должность гендиректора, но с первых же дней между ним и Двайером возникли споры.
Петров закупал сырье впрок, а Двайер сократил закупки, чтобы не замораживать оборотные средства убыточной компании. Из‑за этого в 2008 год Клуб сыра вошел без запасов сырья. Другим поводом для разногласий стало изменение системы дистрибуции в России. Двайер отверг мелких посредников, на которых компания делала ставку при Петрове, чтобы создать на российской территории единую дистрибьюторскую компанию.
Читайте также Миллионер Александр Петров купит агрохолдинг нардепа Куровского
Петрову не удавалось переспорить Двайера, и он решил продать свою часть компании исходя из оценки в 20 EBITDA. Однако рынок предлагал только 6 EBITDA. Спокойного развода не получилось, начались суды и взаимные обвинения в прессе, в результате Петров получил за оставшуюся долю всего $20 млн.
Для Клуба сыра 2008 год стал роковым. Производство обвалилось в два раза, доля на украинском рынке упала до 2,1%, убыток достиг $64 млн, долг компании подскочил до $119 млн. В 2009 году производство упало в два раза относительно. В 2014 году банк Финансы и Кредит, который был крупнейшим кредитором компании, отсудил у Клуба сыра пять предприятий.
Расставшись с партнерами, Петров принял решение создать новую структуру - Индустриальную молочную компанию (ИМК). Он арендовал землю на Полтавщине, купил элеватор и 6 000 коров. Весной он разместил 24% акций ИМК на Варшавской фондовой бирже, выручив $30 млн.
ИГОРЬ КОЛОМОЙСКИЙ НЕ БОИТСЯ ВЗЛЕТОВ И ПАДЕНИЙ
2013 год стал роковым для Аэросвита - крупнейшей на тот момент авиакомпании страны. Экс-глава набсовета компании Григорий Гуртовой заявлял, что до краха авиакомпанию довели действия властей. "Я считаю, что сознательная политика государства в период с 2009 по 2013 год привела к тому, что компании не стало", - рассказывал Гуртовой. Бывшие акционеры даже потребовали у государства в суде $400 млн компенсации.
Хотя списывать все на госорганы было несправедливо. Аэросвит работал в минус с 2007 года - компания показывала стабильные убытки. Вслед за Аэросвитом с рынка ушла и Донбассаэро. Их банкротство сильно ударило по госструктурам. Среди крупных кредиторов авиаперевозчика - государственные аэропорт Борисполь и центр обслуживания воздушных полетов ГП Украэрорух.
Читайте также Падение АэроСвита. История от первого лица
После банкротства Аэросвита Коломойский не распрощался с авиацией. Во-первых, у него осталась Днипровиа. Во-вторых, он выкупил пакет акций МАУ у бывшего вице-премьера Бориса Колесникова. "В МАУ я зашел, когда государство убило Аэросвит, а мы не привыкли сворачивать свои знамена. Колесников продал акции. Не напрямую... Была сложная схема", - рассказывал олигарх на одном из заседаний акционеров Укрнафты. Размер своего пакета в компании он не раскрывает.
МАУ досталась часть флота и большинство самых выгодных маршрутов которым оперировал Аэросвит. Сейчас МАУ крупнейший авиаперевозчик в стране.
АЛЕКСАНДР КАРДАКОВ НЕ МОЖЕТ РАССТАТЬСЯ С ИНКОМОМ
Причиной неудач Кардакова стали долги. В кризис бизнесмен вошел с основательным пакетом кредитов. Проблемная задолженность начала формироваться еще в 2010 году. Фонд Horizon Capital тогда купил у мажоритарного акционера Датагруп около 30% акций. Как сообщал Коммерсант, продажа была вынужденной. У компании Кардакова возникли сложности с обслуживанием долга перед ING в $30 млн. Ей пришлось привлечь инвестора, который к тому же должен был стать гарантом для других кредиторов.
Обслуживать оставшуюся задолженность также было нелегко. В 2013 году в Украине начался политический, а затем и экономический кризис. Компьютеры и IT-услуги (основной продукт Инкома) практически никто не заказывал. А выплату долгов никто не отменял.
Читайте также Плохой год Кардакова: прощай, Инком
В 2015 году Александр Кардаков вместе с миноритарным акционером Инкома Александром Федченко (долгое время руководил IT-бизнесом миллионера) решили ликвидировать компанию.
По словам Кардакова, скоро следует ждать перерождения Инкома. "Сейчас идет большая организационная работа по реинкарнации Инкома. Бренд принадлежит мне", - рассказал Кардаков ЛІГА.net.
РУСЛАН ДЕМЧАК ЛЮБИТ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ
Омега банк, бывший Сведбанк Украина, раньше принадлежал Николаю Лагуну и был закрыт по решению НБУ как неплатежеспособный вместе с другими банками бизнесмена.
Для UBG это недорогой шанс вернуться на банковский рынок. Ее предыдущий актив - Эрдэ Банк - обанкротился еще в 2012 году, а в 2013-м был ликвидирован. Тогда же по подозрению в отмывании средств был арестован Руслан Демчак. Семья банкира назвала заведенное на него дело сфабрикованным по политическим мотивам - Демчак планировал принимать участие в парламентских выборах в округе члена Партии регионов Григория Калетника.
Официально Демчак сейчас не имеет отношения к UBG, он вышел из состава ее учредителей в 2011 году. Но он наверняка имеет представление о работе компании. Нынешний владелец UBG Александр Стецюк - был помощником Демчака в нынешнем созыве Верховной Рады. Есть и другие факторы, говорящие о близости Стецюка к Руслану Демчаку. Жена Демчака Светлана - учредитель одноименной кипрской компании UBG Corporation Limited. В прошлом году Стецюк занимался продажей принадлежащей ей компании Хелстур 2012.