На правах спонсорства

Технологический лицей "Лико" – современное образовательное учреждение, которое входит в десятку инновационных школ Украины в мировом рейтинге Microsoft. В Liko-school работают высококвалифицированные педагоги, применяются современные методики учебного процесса и европейские подходы к воспитанию детей.

Директор лицея Елена Кухаревская рассказала, почему Liko-school было не трудно адаптироваться к обучению в условиях карантина, как сейчас организован образовательный процесс в школе, и что помогает учителям и ученикам "Лико" быть на связи 24/7.

Пандемия коронавируса и карантин изменили привычный образ жизни людей, подходы к организации бизнес-процессов, обучение. Как у вас проходила адаптация к новым карантинным реалиям?

- Наша техническая база была готова к проведению временного дистанционного обучения, ведь мы используем ее давно. Буквально за выходные наши педагоги только глубже погрузились в тонкости работы в онлайн-режиме. Учителя информатики, IT-специалисты провели подготовку и уже через несколько дней мы вышли с новым расписанием и онлайн-уроками. Однако все прекрасно понимали, что проведение всех уроков в онлайн – плохая идея. Это неэффективно и даже опасно, поэтому мы пошли путем смешанного обучения: видеоуроки, тесты, консультации.

- Все заработало с первого раза?

- Конечно, определенные трудности были. Например, чтобы записать один видеоурок, учителям нужно было потратить несколько часов. Но со временем это дошло до автоматизма и сейчас занимает значительно меньше времени.

- Как проходила адаптация учащихся?

- Сначала: "Ура, карантин, мы идем на каникулы!". Но потом дети поняли, что это не просто каникулы, а нужно учиться, да еще и в таком необычном режиме. Это был шок!

Что можно сказать сейчас. Мы видим, что есть ученики, которые при дистанционном обучении очень углубили свои знания, а есть ученики – "чистый лист", как будто вообще не учились. Но это не удивительно. Как известно, 1% людей (не только детей) в мире не может учиться дистанционно, потому что это требует определенных навыков. Не для всех эта ситуация легла одинаково. В таких случаях у нас предусмотрены дополнительные индивидуальные консультации с учетом всех потребностей ребенка. Радует, что большинство детей поняли, что такой способ обучения более чем приемлемый. Ведь дистанционное обучение позволяет вступать в несколько вузов. Дети осознают, что за этим будущее. И тот, кто освоит дистанционное обучение, иметь огромные преимущества.

- Как теперь у вас организован учебный процесс?

- Еще перед 1 сентября я говорила родителям, что нам очень важно не потерять навыки, которые дети и учителя получили при дистанционном обучении. Понятно, что все хотели работать очно, ходить в школу и учиться как всегда. Но сегодняшняя ситуация показывает, что обучение в ближайшие годы будет смешанным.

Сейчас часть детей ходит в школу, часть находится на самоизоляции, потому что есть заболевшие. Мы адаптировались. Есть несколько вариантов расписания. Первый – когда все в школе. Второй – когда часть детей дома. Третий – полностью дистанционный. Мы готовы без подготовки перейти на новое расписание на следующий день.

Карантин сделал нас очень гибкими. И ученики, и учителя, и администрация – мы полностью адаптировались. Ситуация сейчас такова: кто сможет быстро перестроиться, у того все будет хорошо.

- Есть ли у вас уникальные подходы к учебному процессу, которые были наработаны в условиях пандемии?

- Это не было суперсложным. Мы уже 5 лет используем электронную платформу SMLS, которую адаптировали под себя и свои нужды. Это электронный дневник, где можно просматривать контент уроков, расписание, отслеживать успеваемость учащихся, связываться с учителем.

К этому давно привыкли и дети, и родители, которые могут в любое время зайти со своего смартфона и посмотреть, что там за оценки, посмотреть на комментарии учителей.

Кроме того, мы используем приложение Microsoft Teams. У родителей и старших учеников есть собственные аккаунты. В Teams есть команды классов, чаты, где можно обратиться или задать вопрос кому угодно. Есть возможность проводить видеоуроки, прикреплять файлы и раздаточный материал и тому подобное. Teams – это удобно, безопасно, никто лишний не может подключиться. Платформы SMLS и Microsoft Teams значительно упростили нам вхождение в дистанционку.

- Какие еще программы используют учителя в работе?

- Наши учителя готовят уроки с помощью программы Moodle. Они очень удачно научились это делать. Эта программа имеет дополнительную функцию, с помощью которой учителя начальных классов делают урок-мультик, где герой выполняет определенные задачи вместе с детьми. Если ребенок правильно отвечает, то она этого героя поднимает на более высокий уровень, получает подарки и поощрения, например, доступ к какой-то интересной информации. Это как компьютерная игра. Это то, что любят дети. Большой плюс этой программы в том, что ребенок может идти своим темпом. Например, пройти сразу пять уроков.

Сейчас мы размещаем эти видеоуроки на своей платформе дистанционного обучения – LEO. Если дети из класса находятся на изоляции, они смогут увидеть эти уроки в SMLS, ведь видеоуроки учителя преподают ежедневно.

- Подготовка к уроку очень отличается от традиционной ...

- Это так. Уже сейчас наши учителя не просто готовят конспект урока, как это было раньше, а записывают видеоурок. Возможно, он не такой расширенный, но там все четко и понятно. Ребенок спокойно может учиться дистанционно.

- Очевидно, ваш опыт будет полезен коллегам. Вы как-то делитесь своими идеями?

- Конечно. Мы запустили "Учительскую платформу" – тренинговый центр для педагогов, где мы проводим занятия с директорами и учителями со всей Украины. За 7 лет работы школы у нас с коллегами есть много наработок, которыми с удовольствием делимся с другими, ведь реформировать образование нужно вместе. Наша команда уже успела разработать много авторских курсов по различным тематикам, например, тренинг по разработке курсов дистанционного обучения, семинары об инновационных компьютерных технологиях, курс о современных инструментах делового общения, о проектной деятельности в учебном процессе, и тому подобное. Здесь можно повысить свои учительские скиллы, и мы очень рады, что можем быть полезными.

- С чего начиналась история Liko-school?

- Наша история началась в 2014 году. В этот очень тяжелый для Украины год мы открыли начальную школу. Было трудно, потому что никто не знал, что будет дальше. На школу, где могло учиться 240 детей, в первый год мы набрали только 60. Но до конца года детей стало вдвое больше. Родители начали в нас верить.

В 2018 году открылся технологический лицей. Дети у нас учатся по направлениям: "IT-технологии", "Архитектура и дизайн", "Технологии и медицина", а в этом году мы открыли еще одно – "Бизнес и предпринимательство". Те же направления адаптированы к нынешним реалиям.

- Дети могут самостоятельно выбирать направление. Как это происходит?

- Да. С 9 класса они выбирают направление. Но не просто сами выбирают, а проходят специальные тесты, определяющие, какие профессии им присущи. Далее мы формируем группы. Они имеют совсем другое расписание, разное количество предметов, а еще – дополнительные спецкурсы, к которым привлекаем преподавателей из иностранных и украинских вузов.

Например, по направлению "IT-технологии" мы подписали меморандум с пятью зарубежными университетами и с несколькими университетами Украины. Но, к сожалению, очень трудно договариваться с украинскими вузами. Мне кажется, высшее образование в Украине требует скорейшей реформы. На данный момент удалось договориться с Киево-Могилянской академией, за что мы им очень благодарны.

- Получается так, что ваши ученики после окончания школы уже понимают, чего они хотят и чем хотят заниматься дальше.

- Мы готовим детей к этому. В 11 классе они проходят стажировку по своим направлениям. Например, те, кто выбрал "Биотехнологии и медицина", пойдут и увидят, что происходит в больнице. Здесь мы уже просим наших родителей дать такую ​​возможность детям. Те, кто выбрал "IТ", смогут собственными глазами увидеть и почувствовать, как работают IТ-специалисты.

Наша цель – чтобы выпускник Лико-школы, во-первых, был хорошим человеком, а, во-вторых, чтобы он обладал "технологиями жизни".

- Много ваших выпускников выбирают обучение за рубежом?

- Многие. У нас замечательные выпускники и мне жаль, что большинство из них, чтобы получить достойное образование, вынуждены ехать учиться за границу. Поэтому в ближайших наших планах – открытие университета.

На днях у нас были переговоры с Национальным университетом им. Т.Шевченко и Университетом бизнес-школы в Женеве. Мы хотим открыть украинский университет на базе университета Шевченко по всем нашим направлениям. Это очень тяжелая работа, но у нас классные партнеры и я верю, что у нас все получится, потому что в партнерстве – сила.

- Почему именно Женева?

- Швейцарское образование – уникально. Там много стажировки и практики. Например, если мы готовим менеджера гостиничного бизнеса, то он половину из трех лет обучения работает в отелях на разных позициях и должностях. Это все для того, чтобы изнутри понять все нюансы выбранной профессии. Студент полностью погружен в процесс.

Однако, учитывая определенные нормы украинского законодательства для вузов, такие учебные заведения не вписываются в систему. Поэтому хочется сделать что-то инновационное, чтобы дети имели возможность учиться дома и получить не только украинское образование, но и швейцарский диплом. Мы знаем, как сделать так, чтобы ребенок поехал на стажировку в Швейцарию, получил там практические знания, возвращался в Украину и делал бизнес в собственной стране.

- Есть такое мнение, что профессия учителя в Украине вымирает. Вы согласны?

- Я убеждена, что учитель – это профессия будущего, она будет всегда. Она изменится, трансформируется, но будет жить. Испытания коронавирусом нам доказали и показали, что значит учитель и школа, и как это важно в жизни каждого. Из-за COVID-19 учителя, как и медики, находятся в большой опасности. Учителя болеют и такая ситуация наблюдается во всем мире.

Я мечтаю о том, что отношение к учителю будет меняться с каждым днем ​​в лучшую сторону. Сейчас мы еще наблюдаем ситуацию, когда идут очень достойные молодые люди, готовые делиться не только своими знаниями, но и душой.

Мне бы хотелось, чтобы в обществе роль учителя была возвышена. Мы слышали обещания, что у учителя должна быть зарплата 4000 евро. Давайте постепенно идти к этой цели. Сделайте так, чтобы человек приходил к чужим детям, и не думал, как накормить своих.