Лукашенко начинает торговую войну с Украиной. Кто потеряет больше? Разбор
Еще полтора года назад между правительствами Беларуси и Украины царил мир и "хорошие отношения". По приезду Александра Лукашенко в Житомир в октябре 2019-го, тогда еще недавно избранный президент Украины Владимир Зеленский встречал беларусского диктатора как дорогого гостя. Лидеры двух стран обменивались комплиментами и обещали друг другу быть хорошими соседями.
"Вы вообще никогда не имели проблем с территории Беларуси и с Беларусью, вы никогда не будете их иметь. Мы всегда будем самыми добрыми и надежными вашими сторонниками, партнерами", – говорил Лукашенко Зеленскому на встрече 4 октября 2019 года.
Взаимные комплименты закончились летом 2020-го, когда Лукашенко в очередной раз объявил себя президентом республики и жестко подавил вспыхнувшие протесты внутри страны. Политические репрессии, аресты и давление на оппозиционных журналистов спровоцировали кризис в отношениях между режимом Лукашенко с одной стороны и всем цивилизованным миром – с другой. В том числе с Украиной.
26 мая 2021 года из-за принудительной посадки самолета Ryanair в Минске под угрозой уничтожения и ареста оппозиционного журналиста Романа Протасевича Кабинет министров прекратил авиасообщение с Беларусью, а Министерство иностранных дел подготовило пакет санкций против сторонников Лукашенко.
В ответ Совет министров Беларуси ввел индивидуальное лицензирование против ряда товаров из Украины и пообещал диверсифицировать экспортные поставки.
Кому будет хуже, если между бывшими союзниками начнется торговая война и насколько обе страны зависимы друг от друга? Спойлер – Беларусь не выглядит фаворитом.
Лукашенко играет мышцами
26 мая Совет министров Беларуси ввел индивидуальное лицензирование против ряда товаров из Украины на шесть месяцев. Под ограничения попали украинские кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетная бумага и упаковка, кирпичи, керамические плитки, стеклянные ампулы, сельхозтехника для посева, стиральные машины и мебель.
Также в этот же день, по данным двух собеседников enkorr и двух собеседников LIGA.net на топливном рынке, Беларусская нефтяная компания (БНК) начала задерживать номинации на поставку бензина А-95 в Украине на июнь. Позже эту же информацию подтвердил в Facebook замминистра экономики Тарас Качка, по версии которого, беларусские ограничения "имеют технологические причины и долгосрочных последствий не будет".
Что беларусский экспорт означает для украинского топливного рынка? По подсчетам Консалтинговой группы А-95, в 2020 году доля беларусских НПЗ на украинском рынке колебалась от 17% до 50% в зависимости от вида топлива: более 30% – бензины и дизель, 50% – битум и 17% – сжиженный газ.
Рискнет ли правительство Беларуси оставить Украину без топлива? Теоретически, при наличии политической воли беларусские производители могут создать в Украине топливный дефицит. Замглавы БНК-Украина Сергей Мельников уже заявил изданию LB.ua, что Беларусь может сократить поставки бензина А-95 в Украину "из-за ремонта Мозырского НПЗ".
Но при таком сценарии "штормить" украинский рынок будет недолго, уверен директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн и в Нефтегазовой ассоциации Украины. По мнению Куюна, от всех возможных топливных ограничений от северного соседа выиграет в первую очередь украинский производитель, "выпавшие" объемы можно заместить импортом из Литвы, Польши или по морю.
Главные конкуренты беларусов на украинском рынке – компании Укртатнафта (Кременчугский НПЗ) Игоря Коломойского и Шебелинский ГПЗ НАК Нафтогаз Украины.
"Ситуация не является критичной. Рынок моторных топлив Украины достаточно диверсифицирован. В случае уменьшения объемов или паузы в поставках из Беларуси, трейдеры закупят бензин А-95 из других источников", – заверили LIGA.net в Нефтегазовой ассоциации Украины.
Более того, возможное эмбарго ударит рикошетом по самой Беларуси. По данным Госстата, только за первый квартал 2021 года в Украину из Беларуси зашло "нефти и продуктов ее перегонки" на $511,4 млн. Это 59% от общей стоимости всего беларусского экспорта в Украину.
Потеря даже части валютной выручки – хороший повод для экономического кризиса в соседнем государстве. Правда, если не учитывать топливо, позиции Беларуси выглядят еще слабее.
Беларусь рискует больше, чем Украина. Что и как страны продают друг другу
Общий товарооборот между Украиной и Беларусью в январе-марте 2021 года составил $1,245 млрд, свидетельствуют данные Белстата.
Украина – второй по объему экспортный рынок для Беларуси, за первые четыре месяца 2021 года страна занимала 11% в структуре беларусского экспорта с суммой поставок почти в $1 млрд. Потоки из Украины в Беларусь скромнее, но украинский импорт все равно входит в топ-5.
Для Украины Беларусь – менее значимый торговый партнер. Она не входит в топ-10 крупнейших импортных рынков (15 место и 2,2% от общего объема) и занимает шестую позицию в перечне ключевых экспортеров (5,7%).
Беларусь продает Украине в несколько раз больше, чем покупает. В январе-марте разница была трехкратной: $932,8 млн экспорта (из Беларуси в Украину) против $312,4 млн импорта (из Украины в Беларусь).
Для сравнения, крупнейший импортер Украины – Китай поставил в страну за четыре месяца 2021 года товаров на $1,9 млрд, Польша – на $1,1 млрд. По экспортно-важным рынкам для Украины Беларусь уступает не только странам из топ-10, но и Венгрии, США, Румынии и Чехии.
Что страны продают друг другу?
Главный экспортный товар Беларуси для украинского рынка – все те же нефтепродукты. В топе – удобрения (Беларусь – второй поставщик после России, ключевой производитель – ГродноАзот), автотранспорт (к примеру, в 2020 году Киев купил 200 автобусов Минского автомобильного завода МАЗ) и пластмасса.
Кому из украинских производителей придется столкнуться с ручным управлением со стороны Беларуси? Лидеры экспорта в Беларусь – пищепром, металлургия и агро. В топ-10 также машиностроение.
Пока что украинский бизнес не озвучил прогнозов о возможных ограничениях со стороны Беларуси.
Читайте также: Лукашенко включает заднюю