Тень Порошенко. Почему НАБУ обыскивало корпорацию Богдан и ICU
Пятница, 19 июля, - предпоследний день перед парламентскими выборами - запомнится тремя резонансными обысками. Национальное антикоррупционное бюро поочередно пришло в офисы инвестиционной группы ICU и корпорации Богдан Моторс, а также в спортивный клуб "5 элемент".
Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram
Все структуры в той или иной мере связывают с окружением экс-президента Петра Порошенко. Совпадение?
Обыски в Богдан Моторс: снова Гладковский
С начала войны на Донбассе украинские военные ощутили острый дефицит современной военной техники, в том числе санитарных автомобилей. Бойцы ВСУ долгое время были вынуждены ездить на так называемых "таблетках" – УАЗАх еще советских времен.
Согласно расследованию Украинской правды, санитарные автомобили корпорации Богдан были включены без тендера в государственный оборонный заказ Украины в 2016 году. Это произошло через год после того, как президент корпорации и давний бизнес-партнер Порошенко Олег Гладковский стал первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности.
Сам экс-замсекретаря СНБО утверждает, что не лоббировал среди военных контракты со своей компанией. В комментарии The New York Times он заявил, что отошел от дел корпорации после того, как пришел в СНБО.
Этот факт впоследствии станет основой расследования НАБУ и открытия в апреле прошлого года дела о растратах госимущества чиновниками Минобороны и Генштаба.
По версии следствия, чиновники Минобороны и Генштаба незаконно внесли в оборонный заказ санитарные "Богданы" по завышенной стоимости. В корпорации это отрицают, утверждая, что все закупки автомобилей проходили в соответствии с постановлением Кабинета министров №517. Но так ли это на самом деле?
Стоимость оборонных заказов Министерства обороны у корпорации Богдан по сей день остаются неизвестными - сделки якобы находятся под грифом военной тайны.
Но кое-какие условия все таки-таки известны. Например, с 2016 по 2017 годы концерн поставил Минобороны 100 санитарных автомобилей Богдан 2251, половина из которых отправилась в военные части в районе АТО. В целом за этот период корпорация подписала с Минобороны контрактов на 26,1 млн грн, утверждает ЭП.
Впоследствии половина из поставленных в АТО санитарных автомобилей Богдан сломалась. Официальная причина – некачественное топливо, которое закупило Минобороны, в результате чего "Богданы" ремонтировались за счет госбюджета.
Неудачный опыт вызвал небольшую паузу в отношениях между корпорацией Гладковского и Минобороны. За этот период Богдан Моторс должна была "устранить выявленные недостатки" в автомобилях. После чего стороны снова подписали контракт на поставку уже обновленных машин Богдан 2251. Однако ни стоимости контракта, ни количества поставляемых автомобилей неизвестно. По информации ЭП, с начала декабря 2018 года по март 2019-го, фирма бизнес-партнера Порошенко получила по оборонному заказу 510 млн грн.
В пресс-службе корпорации Богдан заявили, что НАБУ пришло в столичный офис "Богдана" по улице Электриков 29а в политических целях. По словам собеседника LIGA.net в окружении Гладковского, документы, интересующие следователей, НАБУ изъяло сразу после президентских выборов, а в "5 Элемент" якобы "пришло по ошибке". В НАБУ подтвердили факт обысков, уточнив, что следственное действие санкционировано судом.
Европейская солидарность также отреагировала на ситуацию: в партии настаивают, что обыски в корпорации Богдан не имеют отношения к ее лидеру Петру Порошенко. Там считают, что за "провокацией" стоят Виктор Медведчук, Евгений Мураев и Игорь Коломойский.
Корпорация Богдан и клуб "5 элемент" входят в число совместных бизнес-проектов Порошенко, Гладковского и Игоря Кононенко (сейчас - нардеп, экс-зампред парламентской фракции Блок Петра Порошенко). В 2009 году Порошенко утверждал, что продал свою долю в Богдан Моторс Гладковскому, но по данным издания Insider, они с Кононенко до сих пор владеют миноритарным пакетом акций корпорации.
Читайте также: Петр Двуликий: из бизнесменов в президенты и обратно
Обыски в ICU
Еще один громкий обыск дня – НАБУ и САП пришли в компанию ICU. Причина – дело о формуле Роттердам+, которое НАБУ расследует с 2017 года. В компании связали обыски с попытками политического давления.
ICU принадлежала экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой, сейчас ключевые люди компании - Макар Пасенюк и Константин Стеценко.
Суть обвинений довольно запутанна: на первых ролях находятся чиновники Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), которые, внедряя Роттердам+, действовали в интересах производителей тепловой энергии, полагает следствие.
Эта модель ценообразования устанавливает стоимость электроэнергии для промышленности с учетом европейских цен на уголь и очень выгодна ДТЭК Рината Ахметова. По оценке представителя президента в Кабмине Андрея Геруса, формула приносила олигарху 12 млрд грн ежегодно.
Роттердам+ появилась, когда Комиссию возглавлял бывший менеджер ICU и корпорации Roshen Дмитрий Вовк. Этот факт – основа претензий к ICU: накануне внедрения Роттердам+ она скупила евробонды ДТЭК, якобы заведомо зная, что после внедрения формулы финансовое состояние компании значительно улучшится и бумаги подорожают.
В ICU изначально отвергали обвинения. "Весь шум вокруг Роттердам+ – это, прежде всего, конкурентные разборки между олигархами, – говорил Макар Пасенюк в интервью Интерфаксу-Украина в начале 2018 года. – Основные промышленные потребители электроэнергии понятны, стоимость электроэнергии в себестоимости их производства – около 30-45%. К этому решили еще добавить политическую окраску, чтобы тема звучала громче".
"Обыск мы расцениваем не иначе как попытку оказать давление, которое имеет явный политический контекст, - говорится в официальном сообщении ICU. – Причиной давления мы видим в недовольстве нынешней власти и ее окружения реформами, проведенными своими предшественниками, некоторые из которых ранее работали в ICU".
Обыски в ICU в один день с другими активами, которые связывают с Порошенко – примечательный момент. Связь компании с экс-президентом – притча во-языцех украинского финансового рынка, но прямых доказательств этому нет.
В 2014-2016 инвестбанкиры совместно с Rotchild сопровождали передачу корпорации Roshen в "слепой траст". Пасенюк якобы оплачивал услуги американских лоббистов Ben Barnes Group, которые должны были продвигать интересы украинского правительства в США, писало издание НВ.
Еще один повод для разных предположений – целая плеяда менеджеров ICU, которые заняли при Порошенко серьезные государственные должности. Кроме Гонтаревой и Вовка – это экс-министр энергетики Владимир Демчишин и глава Нацкомиссии связи Александр Животовский.
Что будет дальше
По подсчетам журнала Новое время, за пять лет власти Порошенко увеличил состояние на $200 млн - до $1,1 млрд. Основной бизнес – кондитерская корпорация Roshen, Международный инвестиционный банк, предприятие Укрпроминвест-Агро, 5 канал.
В последнее время пятый президент стал объектом повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. К примеру, глава Государственного бюро расследований Роман Труба заявил, что ведомство расследует производства о превышении служебного положения топ-чиновниками, среди которых - Порошенко.
Чтобы сохранить собственность, Порошенко придется отбить атаки экс-замглавы администрации Януковича и ситуативного союзника Игоря Коломойского Андрея Портнова, а также провести в Верховную Раду как можно больше своих соратников.
Читайте также: Порошенко в следующей Раде. Большой бизнесмен и маленький политик