Украинские власти уже два года декларируют благие цели. В приоритетах - макроэкономическая стабильность, сотрудничество с МВФ и, конечно же, реформы. Преобразования необходимы для улучшения бизнес-климата и инвестиционной привлекательности. Но многие обещания по-прежнему остаются нереализованными. Ощущает ли перемены бизнес? Чего инвесторы ждут от реформаторов? Что мешает экономическому росту страны? На эти и другие вопросы в интервью ЛІГА.net отвечает Андрей Гундер, президент Американской торговой палаты в Украине.

- Стало ли бизнесу легче общаться с властью за последние два года?

- Существенно изменилась форма общения. Технологии помогают упростить процесс. Сейчас, например, я могу связаться с членами правительства по Facebook. Во власти много людей, которые пришли из большого бизнеса, поэтому у них есть навыки профессионального общения, это чувствуется. В целом за последние два года бизнесу стало легче общаться с правительством. Представители власти обычно охотно соглашаются на встречи с нашими членами. В 2015 году Палата организовала и провела более 600 таких встреч, мероприятия посетили 8 000 гостей. В том же 2015 году Палата достигла 42 стратегические победы. В этом году историй успеха уже 24. Речь идет о принятых Верховной Радой законопроектах, а также актах Кабинета министров Украины, которые поддерживала Палата.

- Приведете примеры таких законопроектов.

- В прошлом году Верховная Рада приняла законопроект №2558а, которым отменяются 22 разрешительные процедуры в аграрном секторе. Также парламент принял законопроект №3555, который дает зеленый свет финансовой реструктуризации долгов предприятий. Не менее массивная работа идет над отображением консолидированной позиции бизнес-сообщества в актах Кабинета министров. Например, правительство приняло постановление о введении принципа "единого окна". Палата активно продвигала и отстаивала его еще с 2012 года как важный шаг облегчения государственного контроля на границе и содействие внешнеэкономической деятельности.

Многое уже сделано, но впереди еще очень много работы. В частности, в финансовом секторе. На встрече с Петром Порошенко и Владимиром Гройсманом, которая состоялась 28 апреля, деловое сообщество назвало топ-пять шагов для финансового оздоровления Украины. Среди них, в частности, разрешение репатриации дивидендов международными инвесторами и либерализация мер валютного контроля.

- Как изменились условия ведения бизнеса за последние два года?

- Здесь есть хорошие новости и плохие. Многие говорят, что действия по дерегуляции - самый большой прорыв за последние 20 лет. С другой стороны, до сих пор есть проблема коррупции. Мы провели исследование восприятия коррупции в Украине за последнее полугодие (с ноября 2015-го по апрель 2016-го) и выяснили, что вопрос решения этой проблемы становится все острее. Если в 2015 году 82% респондентов считали коррупцию первоочередным приоритетом для улучшения бизнес-климата в Украине, то по результатам последнего опроса аналогичный ответ дали 96% участников. То есть проблема коррупции остается актуальной. Это рак, который убивает экономику. 

- Как Вы лично оцениваете уровень борьбы с коррупцией?

- В основе борьбы с коррупцией должны лежать три элемента. Превентивные меры - это то, что реально можно сделать для предотвращения коррупции. Например, отбелить зарплаты, создать как можно больше электронных сервисов, потому что компьютер не берет взяток. Публичность - это работа гражданского общества и свободной журналистики. С этим в Украине все в порядке. Но нет третьего элемента - наказания за коррупцию.

В прошлом году мы были в Вашингтоне, где Джо Байден на Украинско-американском бизнес-форуме сказал: “Посадите этих ребят в тюрьму. Тогда будет видно, что что-то происходит”. Иначе мы только говорим о борьбе с коррупцией, но мы ее не видим. Политической воли не хватает.

-Назовите самую ощутимую реформу за последние два года.

- Самая ощутимая реформа - Национальная полиция. Американская торговая палата в Украине проводила опрос среди компаний-членов по оценке инвестиционного климата. В опросе участвовали 166 респондентов. По их мнению, самыми прогрессивными с точки зрения реформирования является аграрная, финансовая (банковская) отрасли и сфера информационно-телекоммуникационных технологий. Мы ожидаем успешного завершения имплементации реформы судебной системы, сферы налогообложения и та‎моженного регулирования.

- С тех пор как в Украине начался конфликт на Востоке, у многих иностранцев наша страна стала ассоциироваться с войной. Поменялось ли у иностранных инвесторов восприятие Украины?

- Восприятие Украины до сих пор искривлено. Когда люди стоят здесь и смотрят вокруг (из окна многоэтажного бизнес-центра открывается вид на город. - Авт.), то у них совсем другое восприятие, чем когда они сидят за своими компьютерами в Лондоне или где-нибудь еще в Европе.

Меня лично несколько раздражает то, что имиджем Украины никто не занимается. Когда я спрашиваю, чья именно это задача, мне отвечают: "Мы все этим занимаемся". А знаете, в бизнесе, когда все всем занимаются, то никто ничего не делает. К сожалению, сейчас такая ситуация на уровне государства. Впрочем, в настоящее время идет процесс создания инвестиционного офиса для продвижения Украины за рубежом. Я думаю, что это сработает.

Меня лично несколько раздражает то, что имиджем Украины никто не занимается. Когда я спрашиваю, чья именно это задача, мне отвечают: "Мы все этим занимаемся". А знаете, в бизнесе, когда все всем занимаются, то никто ничего не делает.

Когда инвесторы сюда приезжают, мы встречаемся, организовываем встречи с Нацбанком, с главой Минфина. Таким образом они получают реальную полную картину. Но приходится рассказывать не только о хороших примерах, но и о препятствиях, с которыми может столкнуться их бизнес в Украине.

- Назовите топ-3 вопроса, которые иностранные инвесторы задают об Украине.

- Их интересует предсказуемость. Прогноз экономического роста. И коррупция.

Для каждого сектора экономики есть свои вопросы, конечно. Например, нефтегазового инвестора интересует прежде всего геология, география, геополитика и инвестиционный климат страны. Но то, что интересует, безусловно, всех - это борьба с коррупцией, потому что это барьер номер один в ведении бизнеса в Украине. Для многих иностранных бизнесменов перспектива обвинения во взяточничестве - это страшный сон.

Финансовый сектор потенциально перспективный, но не в ближайшие 12 месяцев. Главное, чтобы банки возобновили кредитование. Об иностранных инвестициях в отрасль говорить еще рано

Что касается прогноза, то сейчас украинская экономика, как это принято говорить, ударилась о дно. В прошлом году ВВП снизился на 10%. В этом году мы прогнозируем рост 1,5%. В сравнении с пятью годами падения это успех.

- Какие отрасли вы считаете наиболее интересными с точки зрения внешних и внутренних инвестиций?

- Однозначно АПК. Традиционно Украина - номер один в мире по семенам подсолнечника, по подсолнечному маслу, кукурузе, пшенице. Даже по курятине. 25 лет назад мы еще все импортировали “ножки Буша”, сейчас же Украина - седьмая в мире по экспорту курятины. Когда есть правильные инвестиции, то можно работать.

Кроме того, информационные технологии. Сейчас в сфере занято 90 000 человек, и эта цифра, скорее всего, будет расти.

- Как насчет финансового сектора? Насколько он привлекателен для инвесторов?

- (Задумывается). Ну, как вам сказать... Он потенциально перспективный, но не в ближайшие 12 месяцев, как минимум. Главное сейчас, чтобы банки возобновили кредитование. Об иностранных инвестициях в сектор говорить еще рано.

- Назовите самые крупные западные компании, которые пришли в Украину в этом году.

- В прошлом месяце Bunge открыла завод, вложив $180 млн в новый объект. Для Украины это большая инвестиция. Сейчас Cargill в Южном инвестирует в завод. Кроме создания новых рабочих мест это усиливает позиции Украины как ключевого глобального игрока на международных рынках сельскохозяйственной продукции, а также повышает экспортный потенциал.

Unilever открыла завод в Гостомеле. Вышел на наш рынок Uber, компания Oxygen запустила в Киеве электромобили-такси, Leoni открывает завод в Коломые.

- Вы можете назвать западные компании, которые присматриваются к Украине?

- С моей стороны было бы неправильно называть их, ведь переговоры еще идут. Но такие компании есть, они действительно смотрят на Украину. Мы недавно создали новый Комитет по вопросам аэрокосмической отрасли и технологиям. Потенциально это очень интересная отрасль.

В Украине есть риски для любого бизнеса. Сложно даже тем компаниям, которые работают на этом рынке уже давно. Когда они раз в год едут в материнскую компанию отчитываться и обсуждать бюджет, им достаточно трудно объяснить, что тут нет танков на улице. Сложнее всего, пожалуй, компаниям, которые связаны с офисами в Москве. Но благодаря хорошим менеджерам, которые отстаивают, борются, иностранцы продолжают работать.

- Чего бизнес ждет от предстоящей налоговой реформы?

- По поводу налоговой реформы мы часто проводим встречи с Государственной фискальной службой, с Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, во время которых мы отстаиваем наши приоритеты.

В первую очередь для бизнеса важно упрощение администрирования налогов. Ставки не так важны, как администрирование, потому что налогообложение в первую очередь должно быть предсказуемым, прозрачным и четким. Также необходимо внедрять как можно больше электронных сервисов в этой сфере.

Сложно даже тем компаниям, которые работают на этом рынке уже давно. Когда они раз в год едут в материнскую компанию отчитываться и обсуждать бюджет, им достаточно трудно объяснить, что тут нет танков на улице

Бизнес ожидает реформирования таможенной политики, это приоритет. В прошлом месяце из Украины улетела делегация таможенной и пограничной службы США, они готовят план реформы для Украины. Мы также принимали участие в этих встречах и презентовали делегации наше видение реформы таможенного регулирования.

Среди наших приоритетов в этой сфере - преодоление серого импорта, контрабанды, которые являются огромной проблемой для Украины. Этот вопрос также сопряжен с таможенной реформой.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть таможенная реформа?

- Мы выделили семь конкретных шагов, которые позволят значительно улучшить функционирование таможни в Украине. Во-первых, необходимо обеспечить совместное сотрудничество между налоговым и таможенным подразделениями ГФС. Для этого важно определить области исключительной ответственности налоговой и таможенной команды, а также области сотрудничества и совместных действий - трансфертное ценообразование, налог на добавленную стоимость, аудит, оценка рисков.

Во-вторых, следует провести реформу персонала. В-третьих, гармонизировать украинское таможенное законодательство с европейским, включая концепцию уполномоченных экономических операторов. Четвертый компонент - найти решение касательно таможенной стоимости. Пятый - внедрение концепции "единого окна". Также предлагаем ввести автоматизированное таможенное оформление и начать полномасштабную борьбу с серым или неконтролируемым импортом в Украину товаров широкого потребления .

- Ожидаете ли Вы, что большая приватизация успешно состоится в этом году?

- Не знаю. Важно работать по всем направлениям с Минфином и с Фондом государственного имущества. Инвесторы не любят неожиданностей. Надо позаботиться, чтобы была предсказуемость в стране. Однозначно, приватизация - один из приоритетов Украины. Сейчас главное, чтобы процесс был прозрачным и открытым. Начали с ОПЗ, но попытка оказалась неудачной, ожидаем второй.