Президентом Петром Порошенко наконец подписан и опубликован Кодекс о банкротстве (закон о "Кодексе Украины по процедурам банкротства". - Ред.). Чистая победа? Могу вас заверить, что это именно так. В его разработке приняли участие все, кто понимал его значение для развития экономики, банковской сферы, гарантий прав должников и кредиторов, процедуры взыскания и продажи долгов.

В законе введены не просто новые правила, а иной подход к реализации имущества банкрота, - обязательные электронные аукционы, а это значит, что у кредиторов появился реальный шанс возврата хотя бы части долга.

Реальный, потому что раньше это была иллюзия, несмотря на то, что банкротами предприятия признавались, аукционы по продаже имущества проходили, но почему-то средний показатель возврата по кредитам в Украине не превышал 8%. Стоит ли бороться? Конечно, ведь по оценкам экспертов, в Украине сумма возвращенных долговых обязательств составляет всего 3-5 млрд грн в год.

Например, в США этот же показатель составляет 40-50% от суммы требований. Не считая времени, затраченного на процедуру банкротства (тут мы тоже "в рекордсменах") - по оценкам экспертов мирового банка в Украине на это уходило около 2,9 года.

Все это могут подтвердить банкиры, которые продолжают закладывать в кредитную ставку риски невозврата, отсюда у нас кредиты для бизнеса под 20-30% годовых. Кто же захочет раздавать деньги под низкий процент, если ты не сможешь их потом вернуть? 

Как раньше работала процедура банкротства для предприятий?

После того, как суд признает компанию банкротом, собирается комитет кредиторов и назначает арбитражного управляющего. Тот пытается вывести предприятие из банкротства. Если не получается, выставляет имущество на торги, чтобы раздать полученные деньги кредиторам.

Торги преимущественно проходят через физический аукцион. Потенциальные покупатели собираются в комнате, поднимают таблички. Такой себе Sotheby’s. Только есть один нюанс  - на таком аукционе покупают только те, кого на аукцион пустили. И цену на этих аукционах могут назначить ту, которая устраивает покупателя, и зачастую это был сам банкрот через подставных лиц.

Вообще, фиктивное банкротство и липовые аукционы в Украине были отличной схемой выхода из тупиковой ситуации, когда долги платить не хочется или есть желание забрать за бесценок ценный актив. 

В Кодексе о банкротстве ломается сама возможность проведения непрозрачных торгов. В нем предусмотрено, что государство должно создать двухуровневую прозрачную систему аукционов. 

Что значит двухуровневая система?

Это означает, что государство, как указано в ст.69 и ст.71, создает единую базу всех аукционов имущества банкротов (первый уровень) и подключает к этой базе все желающие веб сайты (торговые площадки), на которых покупатель сможет регистрироваться и делать ставки на аукцион (второй уровень).

Таким образом, никто до окончания аукциона не будет знать всех участников и не сможет манипулировать допуском, ведь можно зарегистрироваться на разных веб сайтах. 

После завершения аукциона вся информация про аукцион становится прозрачной: кто принимал участие, какие ставки делали, какова цена победителя и т.д.. Она будет опубликована через единую базу и станет доступной всем.

Собственно, система ProZorro.Продажи построена таким образом и уже два года работает. Благодаря этой системе на открытых аукционах продано долгов банков-банкротов на примерно 14 млрд грн и свыше 1 млрд грн государству принесла малая приватизация, около 2 млрд грн прочих аукционов. 

Когда так можно будет работать с банкротством?

Ориентировочно через три месяца будет разработан порядок проведения электронных аукционов. Мы уже предложили проект Порядка Министерству юстиции и готовы включаться в работу над созданием необходимых процедур, так как видим риски, с которыми можем столкнуться. 

Первый - коммерческий конфликт.

Согласно требованиям ст.78 Кодекса, все участники процесса продаж должны быть разделены и независимы друг от друга:

  • арбитражные управляющие (уполномочены судом проводить процедуру банкротства),
  • администратор электронной системы (обеспечивает работоспособность и защиту системы центральной базы данных и модуля аукциона),
  • операторы электронных площадок (посредник между продавцом и покупателем через эл.систему),
  • Министерство юстиции, как госорган, формирующий политику по вопросам банкротства.

При проведении любых аукционов, администратор не может одновременно выполнять функцию электронной площадки, иначе он нацелен на устранение конкуренции и монополизацию рынка. Ему нет смысла поддерживать 50 независимых электронных торговцев, развивать среди них конкуренцию. Наоборот, его задача - удалить их с рынка. 

Еще один важнейший риск - коррупционный.

Когда все участники процесса продаж находятся в вертикали одного министерства, возникает круговая порука. Тогда можно договориться о продаже конкретного лота с заинтересованными лицами или исключить возможность доступа к аукциону "ненужных покупателей", помочь кому-то стать победителем.

Эту проблему мы предусмотрели еще на этапе продаж проблемных активов банков и при малой приватизации госимущества. Фонд гарантирования вкладов физических лиц продает лоты через систему ProZorro.Продажи, органом управления которой является Министерство экономического развития Украины (МЭРТ), Держатель госимущества Фонд государственного имущества Украины, или муниципалитеты также отдали право проведения аукционов в МЭРТ. Таким образом исключена сама возможность все "порешать" в одном ведомстве. 

Третий фактор - максимальная прозрачность всей процедуры и возможность публичного контроля на каждом этапе.

Согласно ст.69.ч.3 Кодекса, все участники имеют равные права онлайн доступа. В режиме реального времени можно наблюдать, как проходит аукцион, после проведения процедуры узнать имена всех участников и победителя, а также увидеть подписанный протокол. Именно таким образом все реализовано в системе ProZorro.Продажи, а открытый код системы позволяет проверить, что никакого скрытого функционала аукциона не существует. Исключена малейшая возможность постороннего вмешательства в ход торгов.

Ежемесячно около 50 подключенных конкурирующих площадок привлекают на наши аукционы покупателей примерно на 1 млрд грн. Процесс обеспечен беспрецедентной прозрачностью, отмеченной международными наградами и модулем аналитики мирового класса. 

В разрабатываемом Порядке проведения электронных аукционов по банкротству должны быть исключены все описанные риски, обеспечен принцип прозрачности.

Мы готовы делиться собственным опытом и предлагаем подключиться к разработке и обсуждению предлагаемых процедур экспертам, участникам рынка и общественным активистам.

Мы должны получить публичный онлайн механизм реализации имущества должников и гарантии того, что банкротство перестанет быть схемой или фикцией, а станет цивилизованным путем разрешения финансовых споров.