«Маски-шоу, стоп!» - 2 вселяют оптимизм стороне защиты и добавляют работы следственным судьям. Это первые изменения в уголовно процессуальном кодексе за последний год, усиливающие защиту бизнеса.

Ровно год назад, 14 сентября 2017 г. состоялся "Диалог власти и бизнеса: встреча с президентом Петром Порошенко", где премьер-министр Владимир Гройсман озвучил тезис, который очень правильно отразил ожидания бизнеса. "Маски-шоу стоп!" - теперь так называют практически каждый законопроект, который вносит изменения в уголовно-процессуальное законодательство в части расширения прав стороны защиты.

И вот, 18 сентября Верховная рада проголосовала за принятие нового законопроекта Минюста №8490, который призван обеспечить соблюдение прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами в ходе досудебного расследования.

Нужно сказать, что эти изменения вселяют оптимизм стороне защиты и добавляют работы следственным судьям.

1) Ранее для возмещения ущерба, причиненного правоохранителями или судом, необходимо было дожидаться обвинительного приговора и вступления его в силу. Теперь же дожидаться вердикта суда не нужно, поскольку основанием для возмещения вреда может быть факт привлечения виновного к дисциплинарной ответственности.

2) Фраза прокурора или следователя "у вас нет статуса в производстве" превращала собственника или директора предприятия просто в немого свидетеля того, как различные следственные действия останавливали работу предприятия и бизнеса в целом. Принятые изменения дают право подавать ходатайство в суд о закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков следствия, а также обжаловать в суде возможный отказ.

Предполагаю, что эта новелла сможет покончить с существованием долгоиграющих фактовых производств, причем инициативу закрытия закон дает иному лицу, права или законные интересы которого ограничиваются во время досудебного расследования.

3) Определения суда об отмене решения следователя или прокурора, об отмене подозрения, обязанности прекратить действие, либо совершить определенное действие теперь будут направляться руководителю органа, где числится следователь, прокурор, для организации проведения служебного расследования и решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.

Таким образом, сторона защиты получает в свои руки дополнительный рычаг воздействия на следователя – это дисциплинарное производство с возможным возмещением причиненного вреда.

Отмечу, что указанными нормами пользуются все участники уголовного процесса, а не только бизнеса, который стал локомотивом для лоббирования расширения прав. Мы ждем новых витков в расследовании громких политических дел, а также процессов по общеуголовным преступлениям.