6 октября Европейский Союз принял восьмой пакет санкций против России. А уже 10 октября по территории Украины государство-террорист нанесло массированный ракетный удар. Как ни прискорбно это констатировать, между санкционной политикой Запада и способностями РФ дальше вести войну есть прямая связь.

Почему санкции не дают нужного эффекта

Украина приветствует решительность ЕС и системную работу над санкциями, однако настаивает на усилении санкционного давления. Только полное ограничение России способно остановить военные действия. Покупать у агрессора равно финансировать эту войну.

Предыдущий седьмой пакет Европейский Союз принял 21 июля 2022-го. За прошедшее время Вооруженные Силы Украины освободили практически всю оккупированную часть Харьковской, значительную часть Херсонской областей. Тысячи квадратных километров украинской земли и тысячи семей, вынужденных жить в оккупации. Это свидетельствует о мужестве и силе духа наших защитников. Но в то же время об эффективности военного сотрудничества Украины и наших союзников.

На днях Всемирный банк опубликовал свой отчет, в котором спрогнозировал, что по итогам 2022 года украинская экономика упадет на 35%. В то же время российская – всего на 4,5%. В следующем году падение российской экономики прогнозируется на уровне 3,6%. И это прямое свидетельство того, что борьба с агрессором на экономическом фронте должна быть более эффективной.

Причина пополнения государственной казны России – затягивание сроков принятия очередных пакетов санкций нашими западными партнерами и избирательность решений. Что наблюдалось раньше и, к сожалению, касается и восьмого пакета.

Итак, что принял Европейский Союз и что еще предстоит принять для достижения максимального эффекта.

Восьмой пакет. О чем он

Восьмой пакет состоит из семи нормативных актов, представленных по совместной инициативе Европейской комиссии и Верховного представителя Союза по внешним отношениям и политике безопасности. Он закреплен как решениями Совета в области внешних отношений и политики безопасности, так и регламентами ЕС. Это дублирование дает наибольшую легитимность этих решений как на уровне ЕС, так и на уровне государств-членов.

Кроме того, сама форма новых мер свидетельствует о последовательности. Все новые меры – это изменения в механизмы, которые уже работают давно. Например, новые запреты импорта и экспорта добавлены в Регламент №833/2014 от 13 июля 2014 года, и это уже 17-я правка к этому регламенту.

Пакет расширяет список подсанкционных лиц, на которых наложены санкции за угрозу территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, делает комплексный пересмотр мер торгового характера и содержит уточнения о запрете импорта в ЕС товаров с неподконтрольных территорий четырех областей.

Меры торгового характера условно можно разделить на три блока:

А) Меры по ограничению военного потенциала.

Этот блок содержит расширение перечня продуктов двойного использования, которые могут усилить российскую военную индустрию. А также полный и всеобщий запрет торговли оружием между ЕС и Россией. В том числе и оружием из других государств.

Б) Меры по ограничению экономического развития экономики РФ.

По этому направлению расширен список товаров, запрещенных к экспорту в РФ. Запрещено гражданам ЕС занимать какие-либо должности в компаниях из РФ. А также предоставлять архитектурные, инжиниринговые, IТ-консалтинг и юридические услуги российским субъектам. То есть, запрещено делиться не только технологиями, но и знаниями и опытом.

В) Меры по отрезанию россиян от рынков ЕС.

Введен полный запрет операций с криптовалютами с российскими субъектами. Расширен список товаров, запрещенных для импорта из РФ. Введено, но не реализовано решение об ограничении цены на нефть и расширен запрет на импорт стали.

Какие санкции нужны для более сильного давления на Россию

Последний блок решений особенно четко очертил главную проблематику дальнейшей санкционной политики – как управлять интересами европейских компаний. Что, по всей видимости, учитывается нашими партнерами при принятии санкционных решений.

Бесспорно, политический интерес Украины и ЕС является общим и однозначным: Россия должна нести ответственность за свои преступления. В то же время производственные процессы и цепи поставок отдельных крупных компаний в ЕС заставляют их и правительства стран, где они работают, лоббировать различные изъятия.

Так, еще не реализованная концепция ограничения цены на нефть уже дала повод для изъятий на запрет транспортировки нефти морским транспортом, если цена такой нефти будет ниже установленного потолка. Это реверанс в сторону стран с огромным флотом танкеров. Кроме того, из будущего механизма ограничения цены на нефть априори изъят трубопроводный транспорт.

Украинский Forbes подсчитал: стоимость 84 ракет и 24 дронов-камикадзе, примененных россиянами во время массированного ракетного удара 10 октября, составляет $400–700 млн. В то же время по откорректированному в июне прогнозу Bloomberg, доходы России от продажи нефти по итогам 2022 года могут составить $285 млрд. Не сложно подсчитать, сколько массированных ударов, подобных ударам 10 октября, государство-террорист может позволить себе за средства, полученные от продажи нефти.

Как отметил президент Украины Владимир Зеленский во время срочной встречи глав государств G7, нужен жесткий ценовой потолок для экспорта нефти и газа из России – ноль прибыли для государства-террориста. Фактически речь должна идти о полном эмбарго – создание условий, при которых государство-агрессор прекратило бы экспорт или вынуждено было бы осуществлять его себе в убыток.

Показательно расширение эмбарго на импорт стали из РФ, принятое ЕС в восьмом пакете. Несмотря на заявленный запрет на импорт российских полуфабрикатов, окончательное решение предусматривает исключение импорта сляба из РФ в объеме исторического импорта. Парадоксально, но это решение играет на пользу металлургических мощностей в ЕС, принадлежащих российским компаниям и везущих сырье из России. Это первое квотирование импорта, введенное в рамках санкционной политики, и, конечно, оно станет административным бременем для экспортеров.

В структуре экспорта РФ в 2021 году экспорт металлов и изделий из них составлял около 11%. В частности, черных металлов – около 6%. Это существенный объем.

Справедливым симметричным ответом на разрушение украинских металлургических заводов и полное блокирование украинского экспорта металлов морским путем должно было быть полное – без всяких исключений – эмбарго на импорт продукции металлургической отрасли России. Именно на таких бескомпромиссных решениях настаивает Украина. И именно таких решений мы в очередной раз не увидели в восьмом пакете.

Несмотря на поддержку позиции Украины и настояние ряда стран, в частности Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, не включено в пакет эмбарго на импорт алмазов из России – еще одной мощной статьи валютных доходов страны-агрессора. Не содержит решение и расширения перечня банков РФ, отключенных от SWIFT. При этом позиция Украины в этом вопросе известна нашим европейским партнерам с первых дней широкомасштабного вторжения – от SWIFT должны быть отключены все банки государства-террориста.

Продолжаем бороться

Несмотря на разочарование от таких примеров в рамках восьмого санкционного пакета следует понять, что дальнейшая работа с ЕС продолжается. Частью недавно принятого решения СНБО о введении санкций против более 3600 лиц, причастных к агрессии, являются отзеркаленные Украиной санкции, ранее введенные ЕС.

В дальнейшей работе с партнерами мы будем делать упор уже не на требованиях расширить действующие запреты. Такая логика развития событий уже реализуется, например, из-за расширения запретов на трансакции с криптовалютой. Главная задача – доказать, что исключения, исключения и исключения при введении санкций искажают конкуренцию внутри ЕС и будут негативно влиять на рынок, в который интегрируется Украина. Доказать, что субъекты, лоббирующие для себя исключения, могут работать и в условиях полного запрета: покупать попавшие под санкции товары, если не в Украине, то на других рынках. Но не в России.

Ожидаемые потери РФ от санкций, принятых в восьмом пакете, составят около 7 млрд евро. Это – сотни не выпущенных по домам мирных украинцев ракет. Тысячи не убитых Россией людей. И мы благодарны нашим союзникам за это.

Но нужно наконец-то понять: украинцам недостаточно уменьшения количества ракет и жертв ударов. Ни первого, ни второго не должно быть в жизни страны вообще!

А для этого нужно раз и навсегда остановить агрессора. Жестко. Бескомпромиссно. И, да, ценой недополученной выгоды и даже временных экономических потерь.

Жизнь людей в Украине и достижение мира в Европе – более чем достаточные причины для того, чтобы вводить полные запреты безотлагательно.