23 июня 2022 года Европейский совет на саммите в Брюсселе предоставил Украине статус кандидата на членство в Евросоюзе.

Это действительно исторический момент для нашей страны. Но нужно понимать: эффект от предоставления кандидатства Украине до полномасштабного вторжения России и то, что мы увидим сейчас, совершенно разный.

Если бы не было войны

Статус кандидата – это лишь первый шаг к членству в ЕС.

Однако опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что этот статус создает новые инвестиционные возможности.

Инвесторы понимают, что в перспективе нескольких лет рынок страны-кандидата станет частью значительного рынка с четкими и уже хорошо известными правилами игры, и спешат воспользоваться этими возможностями. Поскольку получение прибыли от серьезных инвестиций – это не дело года-двух, а скорее 5-10 лет, четкая перспектива членства в ЕС позволяет инвесторам – как внутренним, так и внешним – обычно стимулировать инвестиции.

Поэтому в обычных условиях статус кандидата стал бы стимулом для инвесторов вкладывать в страну.

Частично такую предсказуемость обеспечивало и Соглашение об ассоциации с ЕС, но статус кандидата создает для Украины более широкие и жесткие рамки.

Более широкие, потому что Украине придется не только завершить начатое в рамках действующего соглашения, но и обеспечить гармонизацию законодательства по тем вопросам, которые Соглашением об ассоциации урегулировались лишь частично или не рассматривались.

Более жесткие, потому что ЕС будет заниматься регулярным и придирчивым мониторингом изменений. И продвижение в переговорах о членстве (включая их формальное начало) будет зависеть от настойчивости страны в реформировании.

А что сейчас

Но сейчас в Украине война. Соответственно, не стоит ожидать, что прямо сейчас к нам начнут поступать инвестиции. Военные риски превосходят возможные выгоды.

И хотя процесс инвестирования будет все равно происходить (экономика не может остановиться во время войны), эти инвестиции будут ограничены, пока активные военные действия будут продолжаться.

Раньше не было, почему сейчас ждать эти инвестиции

Для того чтобы инвесторы вкладывали свои средства, в стране должен быть благоприятный инвестиционный климат, активы должны быть защищены. После подписания Соглашения проблемы с верховенством права в Украине, к сожалению, никуда не делись, а значит, защита прав собственников так и осталась недостаточной.

Кроме того, следует понимать, что Соглашение об ассоциации не предусматривало, что Украина в перспективе станет членом объединения.

У ЕС много соглашений об ассоциации. Следовательно, процесс выполнения Соглашения и его преимущества (безусловно значительные) не стал таким общественно значимым процессом, каким был, например, процесс получения безвиза, где преимущества были наглядными для многих, а "домашнее задание" – достаточно четким и понятным.

Статус кандидата означает, что Украина готовится к членству в ЕС. Это четкая и совершенно понятная цель, к достижению которой стремится абсолютное большинство граждан.

Кандидатство в члены vs Соглашение об ассоциации

Если кандидатство сравнивать с Соглашением об ассоциации, здесь "кнут и пряник" значительно серьезнее.

Поскольку это интерес прежде всего украинцев, общество вряд ли согласится принять ситуацию, когда власти не смогли сделать необходимые реформы (из-за сопротивления узкому кругу заинтересованных лиц), в результате чего движение в ЕС существенно тормозится, как это отчасти происходило с Соглашением об ассоциации.

Кандидат в члены ЕС и финансовая помощь

На этап прохождения страны от кандидатства в полноправное членство Евросоюз выделяет специальное финансирование, то есть для подготовки к вступлению. Но это связано не собственно со статусом кандидата, а с проведением переговоров – будет более 30 разделов, по которым будут вестись переговоры. И некоторые элементы этого процесса ЕС будет финансировать из специального фонда.

Кандидат в члены ЕС и восстановление Украины

Но Украине нужны деньги прямо сейчас: гранты и ссуды для финансирования военных нужд, социальных выплат, обеспечения функционирования государственного аппарата, восстановления критической инфраструктуры. И еще больше денег нужно для восстановления Украины после завершения войны.

Статус кандидата в члены вряд ли существенно повлияет на их привлечение.

В то же время реформы, необходимые для начала переговорного процесса для вступления в ЕС, также важны для облегчения доступа к внешнему финансированию.

Если Украина будет демонстрировать стремительный прогресс в реформах, связанных с обеспечением верховенства права и борьбы с коррупцией, например назначение главы Специальной антикоррупционной прокуратуры, — это упростит процесс привлечения денег как на текущие нужды, так и на нужды восстановления страны.

Будут ли кредиты для бизнеса

В условиях войны рассчитывать на значительное частное кредитование нецелесообразно.

В то же время и государство, и международные организации оказывают помощь бизнесу. В Украине сейчас действует государственная программа поддержки бизнеса "Доступные кредиты 5-7-9%", которая была модифицирована для военного времени.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) утвердил программу финансирования деловой активности в Украине на сумму 2 млрд евро. Программа предусматривает использование различных финансовых инструментов, включая кредитование.

Если у компании есть партнеры за рубежом, при определенных условиях именно они могут помочь с доступом к более дешевым финансовым ресурсам.

Сильным шагом международных доноров было бы создание фонда страхования рисков безопасности для бизнеса, который работает в Украине. Это упростило бы доступ бизнеса к финансированию.

Да, статус страны-кандидата создает стимул для инвестиций. Но это не значит, что украинский бизнес получит другие условия доступа к финансовым инструментам уже сейчас.

Облегчение доступа к кредитным ресурсам – это эволюционный процесс, связанный со структурными изменениями в экономике. И статус кандидата означает начало процесса этой структурной трансформации.

Но реформы – это не единственный фактор в цене кредитов. Сейчас самым важным фактором для Украины является война, во время которой неопределенность зашкаливает.

А еще есть глобальное ускорение роста цен, а значит, кредиты дорожают в мире, а следовательно – и в Украине.

Так что, к сожалению, в ближайшее время дешевых финансовых ресурсов ожидать не приходится.

От кандидата до полноправного члена ЕС

Для перехода страны от кандидатства к полноправному членству в ЕС в среднем требуется семь-восемь лет, но есть страны, которые идут в ЕС более 20 лет, например Турция. Анкара подписала соглашение о Таможенном союзе с ЕС в 1995 году и была официально признана кандидатом в членство 12 декабря 1999 года на саммите Европейского Совета в Хельсинки.

В то же время у Украины есть определенный плюс – Соглашение об ассоциации подготовило нас к экономической интеграции. Здесь Украина гораздо лучше готова, чем другие страны со статусом кандидата, например, в законодательной плоскости: многие украинские законы уже европейского образца.

Поэтому, скорее всего, Украине удастся достичь этой цели гораздо раньше. Особенно если Украина будет активно делать шаги навстречу ЕС и бороться с коррупцией.

Думаю, может хватить и пяти лет.