Цена игнора бизнес-этики: кейс Enron, стоимостью в миллиарды
Что общего между бизнес-этикой и лягушкой? Если лягушку бросить в горячую воду, она сразу постарается выскочить. Но если ее посадить в кастрюлю с холодной водой, которая будет нагреваться на медленном огне, лягушка даже не заметит, как постепенно температура поднимется, и в итоге она сварится.
Именно так, действие за действием, происходит искажение нашего сознания в коллективе или обществе, где нет уважения к бизнес-этике. Например, сегодня вас попросили сделать одну сомнительную сделку, мотивируя премией или карьерным ростом. Вы соглашаетесь, скрепя сердце, оправдываясь, что это только один раз. Завтра вас попросят снова провернуть подобную операцию. Вы снова нехотя это сделаете, ведь ничего же страшного не случилось в прошлый раз.
Послезавтра вы уже привычно делаете такие операции, тем более что "все так делают". И вот вы уже, как та лягушка, варитесь в кипятке, хотя это не ваша природная среда. А через десять лет подобной массовой кулинарии в стране исчезает фондовый рынок, хотя все друг друга спрашивают "куда же он делся-то"? Правда звучит знакомо?
На рубеже 21 века пренебрежение бизнес-этикой вылилось в один из самых громких скандалов финансового рынка. В декабре 2001 года седьмая по капитализации компания в США, корпорация Enron, объявила о банкротстве. Эта новость стала большим и неприятным сюрпризом для всего финансового рынка и миллионов простых граждан, которые потеряли из-за этого миллиарды долларов сбережений.
Банкротство было тем более удивительно, поскольку многие годы корпорация Enron была олицетворением успеха и финансового гения. Там работали лучшие люди. У них был огромный авторитет в энергетической отрасли, в обществе, в мире. Изначально компания, специализировавшаяся на производстве электроэнергии, транспортировке газа, газоснабжении, к концу 90-х обросла множеством непрофильных бизнесов. Корпоративная культура Enron предписывала сотрудникам зарабатывать любой ценой, им ставили амбициозные цели и выдавали отличные премии.
На самом деле руководство Enron не аферисты в прямом смысле этого слова. Ни президент, ни исполнительный директор или финансовый директор не делали ничего запрещенного законом. Они находили лишь лазейки в законодательстве, благодаря которым удавалось манипулировать отчетностью корпорации, давая инвесторам то, что те хотели видеть: растущие котировки акций корпорации.
Главным изобретателем схем приукрашивания отчетности Enron был финансовый директор корпорации Эндрю Фастоу. В 1999 году американский журнал CFO Magazine назвал его финансовым директором года. Пользуясь сложностью законодательства о финансовой отчетности публичных компаний, Фастоу мог легко создавал отчеты для инвесторов, информация в которых могла существенно отличаться от тех финансовых отчетов, которые корпорация подавала в налоговые органы США.
Отчеты для инвесторов всегда показывали растущую прибыль, хотя из них не было понятно, какой именно из многочисленных бизнесов корпорации его генерирует. В течение шести лет подряд с 1995 по 2000 год авторитетный журнал Fortune называл Enron "самой инновационной компанией Америки". А уже в 2002 году все руководство корпорации село на скамью подсудимых.
Сегодня Enron стал именем нарицательным, олицетворением погони за прибылью любыми способами и умышленного корпоративного мошенничества. Но то, что было признано мошенничеством постфактум, многие годы не выявляли ни внутренние службы противодействия мошенничеству, ни аудиторы, ни регуляторы или эксперты по комплаенс.
Дело в том, что обычно они ищут растрату, взяточничество и использование некорректных финансовых записей. Другими словами, эти эксперты ищут сотрудников, которые "нарушают правила". Однако, как признается Фастоу, все что он делал было сделано "в соответствии с правилами" компании (та самая лягушка в кипятке).
Спустя годы расследований и шесть лет, проведенных в федеральной тюрьме, Эндрю Фастоу остается востребованным экспертом, но уже по бизнес-этике. Он читает лекции в университетах и бизнес-школах, консультирует компании о том, как отличать то, что вы имеете право сделать по закону от того, что правильно делать. Сложность и двусмысленность законодательства об отчетности публичных компаний по-прежнему создает возможности для неоднозначных решений. Эндрю помогает топ-менеджерам распознать последствия таких решений, и тот вред, который они могут причинить заинтересованным сторонам.
Уже этой весной Эндрю Фастоу, экс-CFO корпорации Enron приедет с лекцией в Украину. И хотя его история хорошо известна финансистам и аудиторам, эта встреча является уникальной возможностью проверить себя на понимание бизнес-этики и последствий ее игнорирования. Особенно в стране, где еще недавно агрохолдинг Мрия или Приватбанк считались, подобно Enron, лидерами своих секторов.
Уверены, что вы не лягушка, которая уже варится в кипятке? Даже если уверены, что нет, все равно приходите, т.к. Enron - часть истории всемирной экономики.
Встреча с Эндрю Фастоу, экс-CFO корпорации Enron, состоится 15 марта 2019 года в рамках Инвестиционного Форума CFA Society Ukraine.
Событие проходит при поддержке международного CFA Institute, в партнерстве с Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) и LIGA.net в роли Генерального Медиа Партнера.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.