Я не готов анализировать соглашение в целом, расскажу только, чем такое подписание грозит нашей отрасли. 

А ничем хорошим. Ведь его условия не только не приведут к конкуренции украинской продукции на турецком рынке, но и сделают ее невозможной на собственном.

История вопроса

Президент Турции Реджеп Эрдоган пытается подписать ЗСТ с Украиной уже с третьим для него по счету украинским президентом. Первые его переговоры были с Виктором Януковичем в 2012 году, затем в 2016-м и 2018-м с Пётром Порошенко, а в 2019-м и вот сегодня – с Владимиром Зеленским. 

Переговоры явно затянулись. И ускорить подписание пытается именно турецкая сторона. Почему? 

Им встречное обнуление импортных пошлин очень выгодно по причине более низкой себестоимости продукции легпрома в Турции. 

Почему их продукция дешевле? При том, что легковики имеют в Украине давние традиции, ~ 70% предприятий отечественного легпрома успешно экспортируют продукцию (в Европу и США), правда в основном по давальческим/лизинговым схемам, отрасль пока еще сохранила потенциал и может даже его не терять, а  успешно развиваться. 

Что же сделало турецкое правительство и президент?

Наметили и потом долгие годы последовательно воплощали стратегию, направленную на развитие собственного производства. 

Вот, например: 

1. Успешно реализована политика импортозамещения. 

В начале 1980-х годов, премьер-министр Турции Тургут Озал провозгласил стратегию массированного перехода к экспортоориентированному развитию страны. Его знаменитый лозунг "экспортировать или погибнуть" позволило Турции за шесть лет повысить уровень соотношения экспорта к импорту – с 40% до 75-80%. 

Локомотивом развития турецкого экспорта стали преимущественно трудоемкие отрасли – текстильная, швейная, пищевая. В результате, уже к началу 2000-х турецкая легкая промышленность прошла путь от сырьевой отрасли с низкой добавленной стоимостью до одного из мировых лидеров по поставкам модной одежды, обуви и текстиля.

2. Был отменен производственный налог, введено льготное кредитование на покупку импортного производственного оборудования и увеличена госпошлина на импортные товары.

3. Реализовано много программ поддержки собственного бизнеса со стороны государства, включая субсидирование национального производителя. 

В результате, продукция производится на фабриках, оснащенных по последнему слову техники, растет производительность труда и снижается себестоимость. И теперь на товары легкой промышленности приходится, ни много ни мало, 40% всего экспорта страны.

4. Кроме стратегии развития туризма, турецкое правительство давно и успешно реализует программу поддержки малого и среднего бизнеса. 

Благодаря этому, в последние годы Турция поднялась на четвертое место в мире по поставкам товаров легкой промышленности. При этом, в отрасли преобладают малые и средние предприятия. 

5. Государство финансирует участие турецких компаний в основных иностранных выставках. 

Это наглядно видно, когда в Киеве на основных выставках года по текстилю или одежде, около 70-80% стендов – это турецкие компании. Которые при этом еще и стоят отдельной зоной, визуально выделенной от всех остальных участников.

6. Государство финансирует баеров-закупщиков со всего мира, приглашая их и оплачивая все их расходы на прилет, питание и проживание во время посещения основных отраслевых выставок в Турции. 

Это невероятно эффективно работает и менеджеры по закупкам нашей компании активно пользуются такой возможностью. Мы в результате экономим на расходах, турецкие предприятия получают дополнительные заказы, а турецкое государство дополнительные налоги.

7. Турция жестко не пускает в государственные закупки импортную продукцию, как нетарифными заградительными мерами, так и 15%-ой преференцией по цене для отечественного производителя. Что почти со 100% вероятностью отсекает их "на корню". 

Таким образом, только в 2019 году Турция экспортировала продукции легпрома на $30 млрд (а за 10 последних лет – на $280 млрд), в том числе одежды на $15,5 млрд (а за 10 лет – на $146 млрд). 

А всего продукция легпрома составляет ~ 20% всего турецкого экспорта. По поставкам одежды Турция сегодня занимает шестое место в мире и третье в Европе. В отрасли работает более 40 000 предприятий и около 1,5 млн работников. 

Что за эти годы было сделано властью для поддержки легпрома в Украине (а это порядка 100 000 рабочих мест и несколько тысяч предприятий)?

Ничего! Если не считать, что в 2013 году производственные предприятия легкой промышленности освободили от налога на прибыль, но в 2015 году эту льготу вдруг аннулировали на радость импортерам.

Что произойдет с отраслью, если будет подписана ЗСТ с Турцией в выгодном для них варианте обнуления импортных пошлин? 

Если сейчас небольшие (до 10%) пошлины на готовую одежду и домашний текстиль являются хоть каким-то сдерживающим фактором, то после обнуления многим украинским производителям станет еще труднее конкурировать. Тем более, что равных условий с турецкими производителями у нас нет. 

Наши налоги и прочие "издержки" для производственных предприятий выше. А требования Федерации работодателей Украины (ФРУ) и многочисленных бизнес-ассоциаций хотя бы к частичной локализации производства, если оно хочет участвовать в государственных закупках, властью услышаны, но из-за мощнейшего противостояния не выполняются. 

При этом уверен, что украинским производителям даже при нулевых пошлинах, на турецкий рынок не прорваться из-за больших издержек, отсутствия политики господдержки и, соответственно, большей себестоимости.

Но даже если и у кого-то возникнет такая возможность, турецкие власти сделают все, чтобы защиты свой рынок. Как это было пару лет назад с украинским предприятием ООО "Баллаком", которое заключило контракт на поставку турецкому заказчику одеял и подушек своей фабрики и даже приступило к его исполнению и готовило к отправке первую партию.

Но в Турции это кому-то не понравилось и, кроме стандартной пошлины в 3,7%, там моментально (из-за одного отслеженного контракта!) ввели дополнительную 50%-ю антидемпинговую пошлину, которая конечно-же отсекла нашего производителя. 

В итоге, статистика показывает, что по продукции легпрома за 10 лет турецкий экспорт в Украину превысил аналогичный наш экспорт в Турцию в 53 раза! И это еще не учтена контрабанда турецкой продукции, цифры которой, возможно, в разы превышают официальную статистику.

Мне, конечно, понятно, что есть чьи-то глобальные интересы, включая политические и военные. И наша отрасль может стать в них не самой крупной разменной монетой. Уверен, что про негатив от подписания этого соглашения знают и в кабмине, и в Офисе президента.

И хочется верить, что найдутся возможности этого избежать. Тем более, что Укрлегпром писал по этому вопросу свои предложения и обоснования, где озвучивал много конкретных предложений. 

Например, сохранить существующие ставки ввозных пошлин на 553 товарные категории, но при этом мы соглашались на зеркальное обнуление пошлин на 599 товарных подкатегорий. Это позволило бы и соглашение о ЗСТ с Турцией подписать, и интересы отрасли хоть как-то защитить. 

Хочется верить, что к нам все-же прислушаются.