В последние несколько дней начали появляться новости, связывающие возможную агрессию России против Украины с украинской гражданской авиацией. 

В субботу, 12 февраля, объявили о временной приостановке полетов нидерландской авиакомпании KLM в Киев, начиная с 13 февраля и предварительно по 17 февраля. 

Следующей пришла информация о незапланированной посадке рейса Фунчал-Киев украинской авиакомпании SkyUp в Кишиневе, и про невозможность выполнения данным конкретным воздушным судном рейсов в Украину. 13 февраля гендиректор SkyUp Дмитрий Сероухов отметил, что компания временно прекратила продажу билетов на вылеты с 14 по 16 февраля 2022 года.

Оба этих события связаны с оценкой рисков страховыми компаниями и компаниями владельцами воздушных судов. Никакая авиакомпания не будет выполнять рейсы  в какую-нибудь страну или над какой-нибудь страной, не оценив риски полетов и не получив от страховщиков разрешение на такие полеты.  

Справка LIGA.net

- В Мининфраструктуре заявили, что "небо над Украиной остается открытым".
- Аэропорты Украины продолжают работать в штатном режиме.
- В связи с растущим кризисом авиасообщения, вызванного эскалацией напряженности из-за военного усиления России на границах Украины, Кабмин выделил 16,6 млрд грн как гарантию безопасности полетов над Украиной.

В случае с KLM, авиакомпания, оценив риски и помня про катастрофу МН17 над Донбассом, который летел именно из Амстердама, перестраховалась и временно приостановила полеты, при этом не дожидаясь решений страховой компании. 

В случае со SkyUp, владелец воздушного судна – лизингодатель, резидент Ирландии (самолеты обычно не принадлежат авиакомпаниям), как результат информационного шума, потребовал  прекратить полеты в Украину.  

В обоих случаях базой для решений была оценка рисков компаний, связанных с авиацией и в первую очередь авиационных страховщиков.

Страхование (в том числе самолетов) – это про принятие решений на основании всесторонней оценки рисков. Больше риски = больше стоимость страховых платежей, вплоть до безумных в воюющей стране. 

В неспокойные страны тоже летают – Turkish Airlines летают и в Сомали, и в Кабул и Мазари-Шариф (Афганистан), и везде, где только можно: в Ирак, и в Эфиопию (где идет реально война, а не "может быть что-то случится", как в Украине). 

Если в стране, в которой не произошло еще ничего, авиационные страховки даже не просто поднимают, а останавливают полностью, и говорят про полный отказ британских страховщиков страховать авиа-Украину, то, наверное, это – не про оценку рисков, а про политическое решение. 

Разве риск в Аддис-Абебе или Могадишо ниже, чем во Львове или Ивано-франковске? Риски в Кошице ниже, чем в Ужгороде, до которого ближе, чем от Борисполя до Борщаговки? 

Очевидно, никто точно не считал риски, а приняли решение, которое минимально стоит для британцев и американцев, и в то же время максимально разгоняет панику (напомню, самые большие мировые авиа страховщики именно британские, и все наши перестраховываются у британцев). 

Совершенно очевидно, что риски в аэропортах Сумы, Днепропетровск и Харьков сильно отличаются от рисков во Львове или Ужгороде, до которых крайне сложно достать хоть С300-С400, хоть физически солдатам на БТР. Но решения пока принимаются по всей Украине, что сильно не в пользу того же Львова.  

Просто с организационной точки зрения оставить Львов, как точку вывоза и связи Украины с миром, было бы разумно и ответственно, и остается надеяться на то, что  решения скорее всего будут приниматься не такие, чтобы посеять максимальную панику и вызвать максимальный международный шум.

Вероятнее всего решение по страховкам будут приниматься на днях, мы достаточно быстро увидим, хотят максимальной паники или действительно взвесили риски и отреагировали адекватно ситуации. 

Мы все надеемся, что все сопричастные, и в первую очередь международные страховые компании, взвесив все за и против, не будут вносить ограничений (или хотя бы значительных ограничений) в страховое покрытие, летающих в Украину авиакомпаний. При этом, понятно, что авиакомпании, особенно европейские, будут вынуждены реагировать закрытием рейсов в Украину, но они будут всего лишь реагировать на решение британских и американских страховщиков. 

Я уже проходил подобную ситуацию в Грузии в 2008-м, когда страховые платежи подняли до $30 000 за рейс, заметьте, не остановили совсем страховки, а подняли до небес. Авиакомпании, отставив в сторону самолеты, владельцы которых были против полетов в Грузию, благополучно выполнили десятки рейсов в Тбилиси и Батуми. За счет сумасшедших цен на страховки, билеты поднялись в цене в разы, но и МАУ и, в первую очередь, Аэросвит, выполнили много рейсов. Оставаясь главными связывающими звеньями Грузии с миром. 

Я про что? Про то, что полностью полеты точно не остановят ни при каких условиях, но да, часть рейсов, в первую очередь европейских перевозчиков, остановят, но часть точно останется. 

Все украинские авиакомпании имеют часть самолетов в собственности, и они сами будут принимать решения, летать или не летать. И это хоть чуть-чуть заставит украинцев ценить свои авиакомпании, именно украинские компании будут вынуждены летать, даже когда многие другие уже остановятся.

Цены на перелеты могут вырасти в разы, и даже в огромные разы, причем это не будет зависеть от авиакомпаний: если страховка вместо 2 000 за рейс будет стоить 50 000 за рейс, а также появятся большие дополнительные платежи за базирование флота (в том числе за экипажи, базирование воздушного судна), то понятно, что билет не сможет стоить как раньше.

И главное, пока эти решения, как мне кажется, не про реальные риски и реальную угрозу, а скорее про нагнетание ситуации (иначе многие вещи делались бы по другому).

Поэтому, пока нет причин для паники даже близко, смотрим, наблюдаем и ждем, когда это все уляжется.