Содержание:
  1. Ненужный актив
  2. План Б
  3. Вертикальная интеграция

Холдингу ДТЭК самого богатого украинца Рината Ахметова понадобилось всего 156 дней, чтобы досрочно вернуть государству из аренды один из крупнейших угольных активов страны – шахты предприятия Добропольеуголь. ДТЭК контролировал ее с 2011 года, аренда была рассчитана на 49 лет.

Официально сделка по возврату завершилась 25 января 2021-го. Тогда все имущество Добропольеугля перешло с баланса компании ДТЭК Добропольеголь в управление новосозданного ГП Добропольеуголь-добыча – предприятия Минэнерго.

С тех пор шахта должна работать самостоятельно. И в перспективе – объединиться с государственной энергетической компанией Центрэнерго. В результате появится вертикально-интегрированная компания, которую уже целиком выставят на приватизацию.

Но даже после возврата государству, новую шахту нельзя назвать чуждой ДТЭК. Новосозданное ГП возглавил угольный экс-менеджер Ахметова  Александр Коваль. А обогащением (технологически необходимая процедура) и сбытом добытого угля занимаются структуры донецкого олигарха.

Как теперь работает Добропольеуголь и почему ДТЭК отказалась от предприятия, в которое, по ее заявлениям, вложил $400 млн?

Добропольеуголь – один из крупнейших в Украине производителей энергетического угля. В состав предприятия входят пять угольных шахт в Донецкой области. Суммарно в 2018 году на них работали около 6708 человек.

За 2019 год ДТЭК Добропольеуголь, чьи промышленные запасы оцениваются в 240 млн тонн, добыло 4,2 млн тонн сырья. Это – 13,5% от общей добычи угля на всех шахтах в Украине. 

Согласно данным информационно-аналитической системы ContrAgent, выручка компании ДТЭК Добропольеуголь за 2019 год оценивается в 4,1-4,2 млрд грн. Предыдущий год предприятие закончило с убытком в 540-550 млн грн.

Ненужный актив

Энергетический бизнес Ахметова получил контроль над шахтами объединения Добропольеуголь в январе 2011 года. Тогда, по итогам конкурса Минуглепрома, Фонд госимущества передал в 49-летнюю в аренду холдингу ДТЭК пять государственных шахт "Доброполья".

Имущество перешло на баланс новой компании ДТЭК Добропольеуголь.

Что  ей досталось? "Государство сдало в аренду ДТЭК все имущество госкомпании, которое было на ее балансе в 2009 году: шахты, комбайны, конвейеры, здания, мебель и даже детскую площадку, – рассказал LIGA.net замглавы Фонда госимущества Денис Кудин. – А до этого ДТЭК купил обогатительную фабрику в Доброполье".

Новый актив встроился в цепочку: добыча, обогащение, производство электроэнергии и сбыт, а ДТЭК стал крупнейшей энергетической компанией в стране. Но большие перспективы в будущем обернулись не меньшими проблемами.

Читайте также: Государство имени Рината Ахметова

По условиям арендного соглашения, "дочка" ДТЭК должна была нарастить добычу угля к 2015 году с 2,8 до 5,2 млн тонн сырья в год и ежемесячно перечислять в госбюджет арендную плату, привязанную к индексу потребительских цен.

Ради этой цели, по подсчетам ДТЭК, за последние 10 лет, несмотря на более чем двукратный рост арендной ставки (с 7 млн грн до 18,3 млн грн в месяц), холдинг вложил в развитие шахт $400 млн.

Но ожидаемого эффекта не получил: на фоне инфляции, подорожания аренды и технических проблем в сентябре 2014 года ДТЭК приостановил добычу угля на шахте Белицкая и объявил о планах ее закрытия

Шесть лет спустя проблемы настигли и другие шахты Добпропольеугля, но уже по другим причинам.

В начале 2020 года на украинском энергетическом рынке произошел кризис неплатежей. Денежный дефицит в отрасли в мае прошлого года достиг 50 млрд грн. Есть минимум две причины.

На фоне теплой зимы, падения промпроизводства и карантинных ограничений в Украине резко упало потребление электроэнергии. В результате на украинском энергорынке образовался профицит, который совпал с резким ростом производства электроэнергии на солнечных и ветроэлектростанциях по дорогому "зеленому" тарифу.

Так, в стране рухнуло потребление угля, вследствие чего на украинских ТЭС накопились рекордные запасы. Это привело к остановке 95% всех угольных шахт в Украине и забастовке горняков под Офисом президента Владимира Зеленского.

Простой коснулся и крупнейших добытчиков угля марки Г – шахт ДТЭК Павлоградуголь и ДТЭК Добпропольеуголь, которые стояли с апреля по май-июль 2020 года. ДТЭК также – крупнейший получатель денег по "зеленому тарифу".

План Б

Выход из ситуации нашелся относительно быстро. 27 июля генеральный директор ДТЭК Добропольеуголь Александр Чередниченко предложил в письме к бывшему топ-менеджеру ДТЭК и ныне премьер-министру Денису Шмыгалю компромиссное решение: холдинг возвращает государству шахты "Доброполья", а правительство – объединяет их и еще 3-5 госшахт с госкомпанией Центрэнерго – главным претендентом на приватизацию в 2021 году.

"Логика, которую они (ДТЭК. – Ред.) закладывали в это письмо была следующая: потребление угля в Украине радикально сократилось, и поскольку у Добропольеугля других рынков сбыта кроме Центрэнерго нет, есть смысл их объединить в одну вертикально-интегрированную компанию", – рассказал Кудин.

Упомянутое письмо 31 августа опубликовал сайт Наші Гроші. В нем Чередниченко пишет, что себестоимость добычи угля на шахтах Добропольеуголь в 3-10 раз ниже, чем на 33 других государственных шахтах, добывающих суммарно около 3 млн тонн угля в год. Примерно столько же, по подсчетам Дениса Кудина, добыло в 2020 году Добропольеуголь, но себестоимость ее угля – менее 1650 грн за тонну.

"Создание вышеупомянутого комплекса позволит государству повысить стоимость Центрэнерго, отказаться от дотаций в угольный сектор и обеспечить прибыльную и стабильную работу эффективных государственных шахт", – утверждает Черединиченко.

От слов к делу. От даты отправки письма до перехода шахт Добропольеуголь под госуправление прошло всего 156 дней. 25 января ДТЭК официально завершил передачу активов "Доброполья" созданному в ноябре 2020 года ГП Доброполье-добыча, учредителем которого в реестре Минюста указано Минэнерго.

Затем начались взаимозачеты.

"У ДТЭКа был долг за аренду – 240 млн грн. В итоге он его погасил, – рассказывает Кудин из ФГИ. – У Добпропольеугля было много долгов, но они не перешли в ГП, а остались на старом юрлице. Перешло только имущество и производственные активы, которые компания (ДТЭК. – Ред.) ранее купила за свои деньги и теперь продала госпредприятию за 397 млн грн".

Сохранил ли ДТЭК влияние на свою бывшую шахту? Косвенно об интересе группы Ахметова к "Доброполью" могут говорить торги госкомпании и личность ее руководителя. 

Вертикальная интеграция

Согласно данным сайта Минэнерго, и.о. генерального директора ГП Добропольеуголь-добыча стал Александр Коваль – бывший советник главы ДТЭК Павлоградуголь и экс-руководитель ДТЭК ШУ Днепровское и шахты Свердловантрацит, которую холдинг Ахметова взял в концессию в 2011 году. 

Сам Коваль свою карьеру в ДТЭК не скрывает. По его словам, энергетический бизнес донецкого бизнесмена как исторический партнер должен был помочь Добропольеуглю продолжить работать без перебоев после "сделки" с государством.

"Министр (имеется ввиду экс-и.о. министра Ольга Буславец. – Ред.) поставил мне задачу принять предприятие на полном ходу, без остановки и передышки. Думаю, что совместно с ДТЭК мы это сделаем", – заявил Коваль на заседании Добропольского горсовета 18 ноября.

Так и происходит. Структуры ДТЭК – частый гость на тендерах госкомпании с момента ее создания. Так, например, 22 января предприятие заключило контракт с трейдером ДТЭК – компанией Д.Трейдинг на продажу 330 000 тонн угля, добытого с февраля по март по средней цене 1950 грн за тонну (без ПДВ).

Этот уголь, по словам генерального директора ДТЭК Максима Тимченко, Д.Трейдинг поставляет Центрэнерго по постоплате с наценкой в 30 грн на тонне. Это будет продолжаться как минимум до марта. Согласно плану Кабмина, ГП Добропольеуголь должно будет объединиться с Центрэнерго в одну общую структуру. Посредник может оказаться лишним.

Но связи сохранятся. Угольные шахты Добропольеуголь формируют единый технологический комплекс с Добропольской центральной обогатительной фабрикой (ЦОФ). А она  при возвращении шахт под крыло государства осталась в собственности ДТЭК. 

Почему шахты вернулись государству без обогатительной фабрики? В ФГИ это объясняют тем, что сырье Добропольеугля можно и не обогащать, если добывать на них уголь, не затрагивая породу. В пресс-службе ДТЭК LIGA.net сообщили, что вопрос передачи Добропольской ЦОФ на переговорах с Фондом не поднимался, поскольку фабрика ушла в частную собственность еще в начале 2000-х – "задолго до прихода ДТЭК".

И, в отличие от шахт Добропольеугля, это прибыльный актив. В 2019-м году фабрика принесла акционерам 534 млн грн выручки и 124 млн грн чистой прибыли.

Сможет ли теперь уже госшахта обойтись без собственной фабрики? Точно не в этом году. 26 января и 12 февраля ГП Добпропольеуголь-добыча подписало два годовых контракта на обогащение угля с Добропольской ЦОФ и компанией "Обогатитель" (Селидовская обогатительная фабрика) бизнес-партнера олигарха по ЦОФ "Добропольской" Анатолия Подопригоры (топ-менеджер донецкого бизнесмена Андрея Орлова).

Суммарно обе компании пропустят через себя 3,3 млн тонн угля. 1,55 млн тонн угля из этого объема обогатит ДТЭК Добропольская ЦОФ за 201,4 млн грн. Еще 1,77 млн тонн – отправятся на Селидовскую обогатительную фабрику в рамках контракта с "Обогатителем" на 184 млн грн.

Откуда разница? В ДТЭК уверяют, что предложения конкурентов не учитывают затраты на логистику, поэтому в конечном итоге партнерство с Добропольской ЦОФ обходится госкомпании на 80% дешевле.

"Сотрудничество ЦОФ и ГП Добропольеуголь-добыча является оправданным и взаимовыгодным. Поэтому утверждение, что ДТЭК зарабатывает на госсобственности является манипулятивным", – уверены в компании.

Но не одним углем единым. Согласно данным из онлайн-платформы Prozorro, Добропольеуголь 16 февраля подписало контракт с ДТЭК Павлоградуголь на аренду за 6 млн грн шахтного оборудования, установленного в шахтах госкомпании и необходимого для укрепления уже проложенных лав.

Также структуры ДТЭК с конца января по 10 февраля поставили на шахты Доброполья более 3,4 млн кВт-ч электроэнергии на 7,1 млн грн. В среднем за один киловатт госкомпания заплатила около 2,1 грн, что на 23% больше, чем средняя стоимость электроэнергии за первую декаду февраля. Такое отличие между ценой поставки и средней стоимостью РСВ объясняется тем, что в конечную цену для потребителя помимо цены РСВ также входит 20% НДС и тариф оператора системы передачи, объяснили в ДТЭК*.

Но есть и другие поставщики. Например, компания Энергоинвестпроект с 27 по 10 февраля поставила на шахты ГП 1,77 млн кВт-ч электроэнергии за 3,6 млн грн. А 4 февраля Добропольеуголь подписала контракт с трейдером Энергорезерв на поставку 159,5 млн кВт-ч электроэнергии в течение года по средней цене – 1,96 грн за кВт-ч. Общая сумма контракта – 312,3 млн грн.

И это партнерство точно придется учитывать потенциальным покупателям объединенной компании с Центрэнерго. Если до объединения действительно дойдет дело. 

* – добавлено после публикации.