Батарейка на миллиард. Что такое energy storage и зачем это Ахметову (и Илону Маску)
В конце 2017 года американский миллиардер и основатель компании Tesla Илон Маск построил за 100 дней в Южной Австралии накопитель электроэнергии мощностью 100 МВт.
Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес
Проект стал революционным. Инвесторы по всему миру, по примеру Маска, начали вкладывать деньги в промышленный power bank.
Украина – не исключение. В мае 2021 года энергохолдинг ДТЭК самого богатого украинца Рината Ахметова запустил первый в стране пилотный проект системы накопления энергии (СНЭ) на 1 МВт мощности. На очереди – проекты от госкомпании Укргидроэнерго на 197 МВт и оператора энергорынка Укрэнерго – на 200 МВт.
Зачем Украине системы хранения энергии и чего от них ждет компания самого богатого украинца?
Мировой мейнстрим
Строительство систем накопления энергии (так называемые energy storage) – относительно новая технология. Но с большими перспективами. По прогнозам Bloobmerg New Energy Finance, к 2040 году установленная мощность объектов energy storage в мире может достигнуть 1095 ГВт, емкостью 2850 ГВт-ч. Это в 122 раза больше, чем по итогам 2018 года (9 ГВт, емкостью 17 ГВт-ч), и равносильно 12% от мирового потребления электроэнергии в том же 2018-м.
Чтобы добиться такого результата инвесторы должны будут вложить в системы хранения $662 млрд до 2040 года, подсчитали аналитики BloombergNEF.
Главный драйвер запуска energy storage – развитие "зеленой" генерации, которая постепенно вытесняет из мирового энергобаланса угольные и атомные электростанции. По прогнозам BloombergNEF, через 20 лет около 40% мировой электроэнергии будет вырабатываться на нестабильных солнечных и ветровых станциях, чьи "небалансы" можно будет сгладить с помощью систем накопления.
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Чем интересна эта технология? Системы накопления выполняют функцию больших power bank. Они позволяют накапливать произведенную электроэнергию в период профицита и "отпускать" в сеть, когда в энергосистеме наблюдается дефицит – предложение не соответствует спросу.
Украине эта технология может пригодиться. По данным диспетчера энергорынка Укрэнерго, уже в 2021 году украинский рынок электроэнергии нуждается в 2 ГВт маневренных мощностей и 200 МВт energy storage, чтобы балансировать энергосистему.
С годами ситуация будет усугубляться. На фоне ожиданий роста доли "зеленой" генерации в Укрэнерго прогнозируют, что уже к 2030 году мощности систем накопления энергии должны будут достигнуть 2 ГВт, или 10% от установленной к тому моменту мощности всех солнечных электростанций и ветропарков в стране.
На энергорынке Украины несколько ключевых игроков. Среди них – оператор четырех в стране атомных электростанций – госкомпания Энергоатом, холдинг ДТЭК, Центрэнерго и Укргидроэнерго. По данным Министерства энергетики, за пять месяцев 2021 года АЭС произвели около 55% электроэнергии в стране. Доля ТЭС в балансе энергосистемы составила 32,4%. Еще около 7% рынка пришлось на "зеленую" генерацию, на госкомпанию Укргидроэнерго – всего 4,6%. По словам главы Укрэнерго Владимира Кудрицкого, из-за нестабильности альтернативных источников энергии и плохой маневренности АЭС украинская энергетическая система сильно перегружена и ей не хватает маневренных мощностей, из-за чего ее сложно балансировать.
Кто собирается строить в Украине энергетические батарейки
Разговоры о потребности Украины в energy storage начались более двух лет назад – почти за год до введения оптового рынка электроэнергии в июле 2019-го и семикратного скачка мощностей альтернативной энергетики, до 7,2 ГВт.
Главный идеолог систем накопления – госкомпания Укрэнерго, чья задача – поддерживать стабильность энергосистемы страны.
Чтобы реализовать обещанное, Укрэнерго разработала в прошлом году вместе с французской консалтинговой компанией RTE International проект строительства energy storage, ТЭО и "дорожную карту".
Достроить power bank мощностью 220 МВт Укрэнерго обещает к 2022 году за привлеченные $122 млн евро у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорации (IFC).
Аналогичный проект планируют и в Укргидроэнерго. В планах компании – построить к концу того же 2022-го еще одну "батарейку" мощностью 212 МВт и солнечную электростанцию на 63,9 МВт за $211 млн от ЕБРР и Фонда чистых технологий.
Но пока это – планы. Проворней госкомпаний оказался холдинг ДТЭК Рината Ахметова – крупнейший в Украине инвестор в "зеленую" и тепловую энергетику. В мае 2021-го группа запустила на площадке Запорожской ТЭС пилотный проект energy storage на 1 МВт мощности и 2,25 МВт-ч емкости. Сумму инвестиций в компании не раскрывают.
Стоимость проекта не разглашается. В будущем компания допускает строительство еще одной "батарейки" на 50 МВт мощности, "если для этого будут условия".
Визуально energy storage выглядит, как грузовой контейнер, где расположены литий-ионные батареи. Если говорить о "батарейке" ДТЭК на Запорожской ТЭС речь идет о 10 блоках емкостью по 225 кВт-ч каждый, которые могут в течение двух часов выдавать в сеть электроэнергию или наоборот заряжаться.
Вне закона
Несмотря на "пилоты", в Украине пока нет регуляторной базы, которая определяет, чем является система накопления электричества – производителем, потребителем или накопителем электроэнергии. Чтобы урегулировать этот пробел в украинском законодательстве в течение апреля-мая в Верховной Раде зарегистрировали три законопроекта – №5436, №5436-1 и №5436-2.
Пока что проекты не попали даже к профильному комитету в парламенте. По словам бывшего замминистра энергетики Алексея Рябчина, сейчас идет дискуссия между депутатами и стейкхолдерами о модели регуляторной базы для energy storage.
Самое интересное, что, по крайней мере, на этом этапе вокруг проекта нет противоречий между ДТЭК и Нацкомиссией регулирования энергетики и коммунальных услуг. Хотя в последнее время отношения между ними искрят. В чем причина?
Легализация в Украине энергетических "батареек" дала бы им возможность не только продавать электроэнергию, конкурируя на рынке с другими за потребителя, но и стать главным участником рынка "вспомогательных услуг", где госкомпания Укрэнерго платит деньги участникам рынка (в основном ТЭС и ГАЭС) за загрузку и разгрузку своих мощностей.
Глава Укрэнерго Кудрицкий уверяет: даже при действующей цене, сформированной по методике НКРЭКУ, инвестор может окупить свой проект в течение семи лет". Но при условии, что регулятор "обеспечит надлежащую работу рынка, на котором накопились долги".
Что думают в ДТЭК?
"Сегодня это – субсидированный проект, мы инвестировали деньги, до конца не понимая его финансовую составляющую. Потому он и пилотный. Я надеюсь, что мы сможем нащупать баланс между регуляторным полем и экономикой этого проекта, который даст импульс другим игрокам", – заявлял генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко в июне, представляя "батарейку" ДТЭК в Энергодаре.