Дефицит угля, аварии на ТЭС и будущий преемник. Что рассказал глава ДТЭК – коротко

10 февраля генеральный директор энергетического холдинга ДТЭК Максим Тимченко дал журналистам большую пресс-конференцию. Встреча продолжалась около двух часов.
Управляющий энергобизнесом Рината Ахметова представил свою версию о причинах очередного кризиса в энергетике, нехватке угля и электроэнергии в отопительный сезон и рассказал о дальнейших планах холдинга.
LIGA.net сделала ее тезисный пересказ.
На этом фоне в связи с резкой нагрузкой на энергосистему массово уходят в аварийные ремонты энергоблоки ТЭС. Например, на 20:21 10 февраля, из-за отсутствия угля одновременно стояли пять энергоблоков. Еще 10 из 78 блоков находились в аварийном ремонте. Девять из них принадлежат ДТЭК.
Недостаток электроэнергии Украина частично компенсирует импортом из Беларуси и России. Только 10 февраля на отечественный рынок зашло 40,4 ГВт электроэнергии. Это 7,9% от потребления в стране в течение суток. Подробнее о ситуации в энергетической отрасли страны мы писали тут >>>.
Аварии на ТЭС и низкие запасы угля
На 1 октября у нас было 2,5 млн тонн угля. Но потом атомные энергоблоки не вышли вовремя из ремонта. Дальше – резко упала температура, выросло потребление электроэнергии и мы начали срабатывать свои склады. Я считают, что наши коллеги тоже стали жертвами того дисбаланса и хаоса, который происходит на рынке. Ни у кого тогда не было денег, чтобы нормально отремонтировать свои энергоблоки и подготовиться к зиме.
В 2018 году мы потратили на подготовку 3 млрд грн, а уже в 2020-м – в два раза меньше. И у Энергоатома почти та же ситуация. Из-за дефицита денег генерация начала экономить на ремонтах. Так, у нас в четыре раза выросла аварийность на энергоблоках, мы ее максимально быстро устраняем.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Обвинения в шантаже
В декабре начали появляться фейки, что ДТЭК специально выводит свои тепловые энергоблоки в ремонт, шантажирует власть и т.д.. Это смешно. Тем, кто это говорит, нужно сменить пластинку. Если кто-то в нас сомневается, пожалуйста, приезжайте на станции и проверяйте: это аварийная остановка или специальная. Никто ничего не будет ремонтировать, если нет денег. <...> Проверка может занять три часа, проверяйте.
Какие будут санкции? Это уже не наш вопрос. Ограничения – вопрос регулятора. Но для чего эти проверки нужны? Чтобы наказать? Мы уже привыкли к таким действиям.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Точка безубыточности и долги
Более года вся энергетическая система работает ниже точки безубыточности. Это отправная точка всех проблем рынка, в первую очередь финансовых. <…> Мы можем работать себе в убыток месяц-два-три, но когда это происходит второй год, последствия – тотальные убытки у всей генерации.
С запуском рынка электроэнергии (в июле 2019 года. – Ред.) долг на энергорынке превысил 50 млрд грн. Это вдвое больше, чем долг старой модели рынка. За десять лет накопилось 27 млрд грн долга.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Четыре причины кризиса в энергетике
Он возник по четырем причинам. Первая – отсутствие в отрасли профессиональной команды. За год у нас в стране сменилось пять министров энергетики. Команды нет, нет готовности взять ответственность.
Вторая – ручное регулирование рынком. Нам нужны постоянные правила игры – министры не должны меняться каждые 2-3 месяца, а регулятор должен определить свою роль и правила рынка.
Третья – манипуляции трейдеров на рынке. Четвертая – финансовый геноцид генерирующих компаний.
Читайте также: Украине грозит блэкаут. Нас спасет Ахметов? Нет, Беларусь!
Цены на электроэнергию и дорогой газ
Если включать сегодня газовые блоки, себестоимость электроэнергии будет на уровне 75 евро/мВт-ч. Прайс-кэпы (максимальная цена на электроэнергию на рынке. – Ред.) дают возможность заработать максимум 50 евро/мВт-ч. Как вы считаете, есть ли у частной или государственной компании экономический стимул включать газовые блоки, когда их стоимость покрывается на 50-70%?
Мы извлекли урок, когда Россия приостановила в прошлом году поставки угля на Луганскую ТЭС и мы несколько месяцев работали на газу себе в убыток. <…> Поэтому на нашем горьком опыте многие не хотят работать на газу в полную мощность и разными способами этого не делают.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Импорт угля и уменьшение добычи
В октябре из-за рекордных запасов угля нам пришлось немного притормозить процесс добычи. А, начиная с ноября, максимально наращиваем темпы добычи, но поскольку мы сместили на 2-3 недели запуск лав, то немного провалились в добыче, хотя в целом плюс-минус не отстаем от планов. При этом больше добывать мы не можем по техническим причинам.
Недостаток угля восполняем через контракты с Польшей и Казахстаном. В феврале у нас будет 450 000 тонн. Мы будем заявлять максимальный состав оборудования, способный нести нагрузку. Он будет обеспечен либо углем, либо газом, когда этого потребует система. У нас есть лимиты на сжигание газа, и мы всегда понимаем, что можем подстраховать ситуацию, если с подвозом угля возникнут проблемы.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Энергетическая батарейка и зелёный водород
Мы решили не ждать появления в Украине экономической базы (для запуска Energy Storage, батарейка для хранения электроэнергии. – Ред.), и попробовать запустить на базе Запорожской ТЭС пилотный проект на $1 млн, установленной мощностью 1 МВт. Я думаю, что его мы запустим уже в апреле. Оборудование поставлено. Если этот проект окажется хорошим, то следующий уже будет на 50 МВт.
"Зеленый" водород – это (ещё одно. – Ред.) направление, где мы хотим быть лидерами. Мы работаем над тем, чтобы первые пилотные проекты появились к концу 2021 года.
Об участии в приватизации
У нас есть природный интерес к покупке миноритарного пакета в Одессаоблэнерго. Сектор распределения электроэнергии нам интересен. Мы продолжим инвестировать и улучшать состояние сетей. Если же мы говорим о контрольных пакетах (других облэнерго. – Ред.) – будем смотреть на условия (приватизации. – Ред.).
О возможной отставке и инвестиционном офисе в Лондоне
Это слухи. Когда акционер мне об этом скажет (об отставке. – Ред.), я вам передам. <...> Уже говорил, что один из важных нарративов – это партнерство, поэтому наши международные проекты будут курироваться из офиса в Лондоне. Да, это правда (ответил Максим Тимченко на вопрос, правда ли, что он будет курировать работу лондонского офиса ДТЭК. – Ред.). Наша задача – сделать ДТЭК международной компанией, но ее база останется в Украине.
Кто преемник?
По условиям KPI, топ-менеджмент компании всегда должен подготавливать преемника. Сегодня всеми непроизводственными вопросами, которые связаны с управлением ДТЭК, занимается исполняющий директор и фактически мой заместитель Дмитрий Сахарук. Он хороший парень, умный и с хорошей репутацией. Его миссия сегодня – зеленый переход, европейские правила игры ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление – Ред.).