Хроника катастрофы. Как реформы Чавеса довели Венесуэлу до краха
EPA3

Уго Чавес победил на демократических выборах президента Венесуэлы в декабре 1998 года. За молодого офицера проголосовали в основном неимущие и представители "разочарованного среднего класса", чей доход значительно уменьшился за предыдущие 10 лет неолиберальных реформ.

В то же время нельзя говорить, что Чавес победил на своих первых выборах как социалист. Скорее он был левым либералом, пообещавшим искоренить коррупцию в первую очередь в государственной нефтедобывающей корпорации. Эта программа нашла отклик у населения, в том числе части элиты.

Поначалу Уго Чавес провел целый ряд демократических реформ: измененил конституцию, значительно упростил систему всеобщего голосования, следовал рекомендациям МВФ для привлечения инвесторов (в первую очередь американских). Одновременно стартовала программа соцобеспечения бедных слоев общества, которая предполагала бесплатное образование и медицину.

В первые годы правления Чавеса Венесуэла была пятым по объему экспортером сырой нефти в мире, на нее приходилось 85,3% всего экспорта 

Для ее реализации Чавес в 2001 году заключил соглашение с Кубой о поставке 53 000 баррелей нефти в день по льготному тарифу в обмен на 20 000 кубинских врачей и учителей, которые прибыли работать в Венесуэлу. Впоследствии ежедневный объем поставок увеличили до 90 000 баррелей, а в Венесуэлу прибыли еще 40 000 кубинских медиков, преподавателей, спортивных тренеров и… советников спецслужб.

Хроника катастрофы. Как реформы Чавеса довели Венесуэлу до краха
Фото: EPA

В первые годы правления Чавеса Венесуэла была пятым по объему экспортером сырой нефти в мире, на нее приходилось 85,3% всего экспорта.

Критики венесуэльского режима видят все проблемы в национализации Чавесом предприятий, в первую очередь нефтедобывающих. Но венесуэльскую нефтяную корпорацию PDVSA национализировали за 23 года до прихода Чавеса к власти. Ее руководство долгое время пользовалось абсолютной автономией и никак не подчинялось правительству. То есть было совершено самостоятельно, например, в распределении доходов и заключении внешнеэкономических сделок. Чем активно пользовались транснациональные нефтяные корпорации, коррумпируя менеджмент PDVSA.

Осенью 2001 года, с принятием пакета из 49 законов о социальном обеспечении, усилилась налоговая нагрузка на весь бизнес для перераспределения доходов в пользу беднейших слоев населения. Начались реформы в армии для омоложения командного состава.

Чавес попробовал взять PDVSA под контроль, распустив правление и уволив часть директоров. Эти увольнения и стали последней каплей, приведшей к военному путчу в апреле 2002 года. Путчисты, захватив власть, в первую очередь вернули конституцию 1999 года и уволенных из компании менеджеров. Новая команда продержалась недолго. Уже через три дня восставший народ прогнал мятежников, вернув Чавесу власть.

В 2002 году был принят новый закон, полностью изменивший ситуацию в нефтяной сфере. Долю государства в нефтеразведке и нефтедобыче закрепили на уровне не ниже 51%, правительство должно было поставить PDVSA под свой контроль, доходы от нефтедобычи и переработки облагались увеличенными налогами. Подконтрольные старым менеджерам профсоюзы начали всеобщую забастовку.

В конце концов, Чавес ввел на предприятие военных, которые заменили в начале 2003-го около 18 000 уволенных работников компании - почти половину персонала. Чавесу удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.

К 2006 году по меньшей мере 51% во всех 32 соглашениях, заключенных между PDVSA и частными корпорациями в 1990-х годах, перешел под контроль государства. С этим согласились все иностранные нефтяные корпорации, в том числе BP, Total, Chevron, Statoil. Исключение  американские ConocoPhillips и ExxonMobil, чьи активы венесуэльское правительство выкупило в принудительном порядке.

С начала 2000-х мировой рынок охватил рост цен на нефть, что дало резкое увеличение доходов Венесуэле, поставившей их по государственный контроль. Чавес решил направить еще больше средств в социальную сферу

С 2005 года Уго Чавес начал строительство "Социализма XXI века", провозгласил себя марксистом и троцкистом, осудив при этом марксистскую идею диктатуры пролетариата. Что немудрено, ведь пролетариат в Венесуэле исторически относился к среднему классу и поддерживал на выборах либеральные и консервативные партии. Лев Троцкий — идол современных левых глобалистов выступал с лозунгами экспорта перманентной революции, что и взялся реализовывать Уго Чавес в Латинской Америке.   

С начала 2000-х мировой рынок охватил рост цен на нефть — доходы Венесуэлы резко выросли. Чавес направил еще больше денег в "социалку". По всей стране строились тысячи бесплатных больниц и поликлиник, государственных школ для бедных, запустилась программа строительства дешевого жилья (всего за десять лет построят 1 млн социальных квартир), субсидий на покупку продуктов бедняками. А позже, и вообще всех товаров. 

Правительство начало централизованные закупки дешевого продовольствия и товаров потребления за рубежом, подрывая позиции местных производителей. Пережили реформу не все, часть разорилась. 

Хроника катастрофы. Как реформы Чавеса довели Венесуэлу до краха
Фото: EPA

Это мало беспокоило Чавеса: предприниматели и богатые фермеры — не входили в его базовый электорат. Такими действиями Чавес не только прикармливал своих сторонников, но и подрывал электоральную основу политических противников.

Политика Чавеса принесла краткосрочные плоды, уровень грамотности населения вырос до 95%, доля живущих за чертой бедности упала с 48,6% в 1999 году до 32% в 2013-м. В 2006-2007 годах в университеты поступило на 86% больше студентов, чем в 1999-2000 годах. Медицина в Венесуэле стала доступной — в стране открылись тысячи бесплатных государственных поликлиник и больниц. Бесплатной стала даже стоматология, в том числе эстетическая.

Чавес декларировал политику развития и поддержки кооперативного движения. Кооперативы должны были увеличить занятость среди беднейших слоев населения, стать своеобразным социальным лифтом. По приказу правительства в Венесуэле создали тысячи мелких и средних производственных кооперативных предприятий. Одновременно выросла и зависимость бюджета от нефтяного экспорта: с 51% в начале правления до 89% в 2006 году и 96% в 2013 году.

Всего на помощь третьим странам за 10 лет правления Уго Чавеса Венесуэла потратила до $80 млрд

В 2005 году Венесуэла запустила программу льготного кредитования стран Карибского региона — Петрокарибе, в рамках которой поставляла 18 странам нефть в кредит на спец условиях: "аванс" — от 5% до 50% от рыночной стоимости покупатель платил с рассрочкой на два года. Оставшуюся сумму должен был оплатить в течение 17-25-лет с учетом 1% годовых.

Большинство стран расплачивались с Венесуэлой поставками продовольствия, Куба — специалистами (врачами, преподавателями, спортивными тренерами, советниками). Похожую помощь в виде дотируемых поставок нефти получали Эквадор, Боливия и некоторые другие страны. Всего на помощь третьим странам за 10 лет правления Уго Чавеса Венесуэла потратила до $80 млрд.

За мировой кризис 2008-2009 годов цены на нефть резко упали, с ними уменьшились поступления в венесуэльский бюджет. При этом запущенный маховик социальных программ и внешней помощи требовал постоянных расходов.

Задержки с поставками импортных товаров, на которые приходилось до 90% всего внутреннего потребления, привели к дефициту и резкому росту цен. Чавес увидел в этом проявление саботажа врагов режима и приказал взять весь импорт и цены в магазинах под контроль. В итоге не стало товаров даже в государственной сети социальных супермаркетов. Зато расцвели коррупционные схемы.

В 2009 году во время мирового финансового кризиса цены на нефть резко упали, с ними уменьшились поступления в Венесуэльский бюджет. Запущенный маховик социальных программ и внешней помощи требовал постоянных расходов

В стране, шде банковская система оставалась и остается в частных руках, ввели строгий валютный контроль внешнеэкономических операций. Это позволило банкирам и связанным с ними чиновникам зарабатывать на разнице официального, коммерческого и черного обменного курса нацвалюты.

Уполномоченный импортер покупал валюту по государственному курсу (в десятки, а порой и сотни раз ниже черного рынка) и импортировал в Венесуэлу нужные товары. Так как цена на базаре была в десятки раз выше, то они, практически полностью минуя магазин, сразу шли на черный рынок.

Позже импортные товары, завезенные по государственной программе, тут же контрабандой, вывозили в Колумбию, где они стоили уже в сотню раз дороже.

Старое местное производство было уничтожено либерализацией внешней торговли и массовым завозом дешевого импорта в нулевых. Новое - кооперативное, появившееся при Чавесе, на деле оказалось фиктивным, созданными для отмывания государственных дотаций и вывода средств из госпредприятий и правительственных программ закупок.

Экономические реформы Уго Чавеса заложили мину под все моделью Венесуэлы. Целенаправленный отказ правительства Боливарианской республики от инвестиций в создание собственного производства и развития сельского хозяйства привели страну к краху

Уменьшение валютной выручки в 2010-2011 годах вынудили Уго Чавеса набрать внешних кредитов, в основном у Китая. Деньги тут же потратили на товары, преимущественно китайские. Эксперты считают, что больше половины добываемой в настоящее время венесуэльской нефти сразу уходит в счет погашения долгов перед КНР.

Можно констатировать, что экономические реформы Уго Чавеса заложили мину под всей моделью Венесуэлы. Целенаправленный отказ правительства Боливарианской республики от инвестиций в создание собственного производства и развития сельского хозяйства привели страну к краху.

Венесуэльские социалисты троцкиского образца уничтожили все местное производство, сосредоточившись исключительно на добыче и экспорте сырой нефти. В этом они оказался прилежным учениками неолибералов и адептами теории сравнительных преимуществ Рикардо, гласящей, что каждая страна должна сосредоточится на том, что может делать лучше всего. То есть законсервировать текущее положение.

Уго Чавес частично перераспределил коррупционную ренту с добычи нефти от вороватых менеджеров госкорпорации в пользу социальных низов. Но не только не ограничил коррупцию чиновников и служащих государственных компаний, а еще и создал множество предпосылок для новых схем.

Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support