Содержание:
  1. Кировоградская кухня
  2. История с продолжением
  3. Тень расправляет плечи 

"Не фотографируйте и не выходите из машины. Если к нам подойдет охрана, скажем, что ищем дорогу на Умань", – наставляет журналистов LIGA.net и enkorr оперативник налоговой службы Виктор Гайдар на подъезде к территории Кировоградской нефтяной компании (КНК).

Это небольшое предприятие, расположенное в 24 километрах от города Кропивницкий с уставным капиталом 1000 грн, но многомиллионной выручкой от продажи продуктов нефтепереработки.

Подобные меры предосторожности не случайны. За последние 13 лет против КНК открывали производства почти все силовые ведомства Украины. В судебном реестре можно найти около 50 материалов суда, где Генеральная прокуратура, ГФС, СБУ и Национальная полиция подозревают компанию в уклонении от уплаты налогов при производстве бензина и дизеля.

За это время КНК пережила банкротство, аресты оборудования и десятки обысков с изъятием продукции и документов. Повышенное внимание со стороны силовиков заставило руководство КНК усилить систему безопасности и превратить предприятие в закрытую крепость: с трехметровыми заборами и усиленной охраной.

"В последний раз оперативники СБУ заходили на территорию предприятия вместе со спецотрядом Альфа", – рассказывает LIGA.net начальник управления СБУ Кировоградской области Иван Осипчук. – Начальник безопасности КНК  и его заместитель – бывшие сотрудники правоохранительных органов. Они знают все наши правила и методы работы. Это помогает заводу избегать ответственности".

Чем эта история примечательна? Подобные мини-НПЗ, по данным Консалтинговой группы А-95, есть, как минимум, в шести  областях Украины, включая Харьковскую и Полтавскую области.

Суммарно, по оценке двух опрошенных LIGA.net участников рынка, государство ежегодно недополучает в виде налогов от подпольной деятельности от 24 до 30 мини-НПЗ около 3,7 млрд грн. Продукция мини-фабрик занимает от 5 до 20% "украинского" дизеля и бензина.

Как устроен мир мини-НПЗ в Украине, и почему к ним столько претензий со стороны правоохранительных органов?

Кировоградская кухня

Кировоградская  нефтяная компания – один из главных работодателей для жителей, расположенного рядом поселка Шестаковка в Кировоградской области. Компания создана в 2000 году и принадлежит четырем бизнесменам: Олегу Воловику (60% акций), Сергею Денисенко, Никите Черникову (по 5%) и руководителю КНК Геннадию Боеву (30%), сообщается в реестре Минюста.

Специализация предприятия – производство продуктов нефтепереработки, грузовые автоперевозки и оптовая торговля топливом. Уставный фонд компании всего 1000 грн. При этом сервис Contr Agent оценивает выручку компании за 2019 год в 780 млн грн, убыток – в 28 млн грн.

Дело против КНК налоговики Кировоградской области расследуют с февраля 2020 года, рассказал LIGA.net и.о. начальника местного управления ГФС Матвей Щербина. Последние полгода, пока шло следствие, по его словам, силовики пристально следили за деятельностью компании: отслеживали перевозки товаров, проверяли их качество, документировали нарушения.

"КНК участвует в программе Большая стройка, производит битум, и как побочный продукт от переработки нефти получает бензин А-92 и дизель экологического класса евро-3. Это топливо потом отправляют бензовозами мелким АЗС и продают под видом белорусских и кременчугских нефтепродуктов", – утверждает Щербина.

Согласно постановлению Кабинета министров №927, с 2017 года на украинских АЗС можно продавать бензины и дизель не ниже экологического стандарта евро-5. Чем выше у топлива экологический показатель, тем ниже в нем уровень серы и объем выбросов в атмосферу углекислого газа при его сжигании.

Официально, как утверждают в ГФС, за 2019-2020 годы КНК "не произвела ни одного литра топлива". По бумагам компания якобы производит "растворители и присадки", которые в отличие от бензина и дизеля не облагаются акцизом.

"Обходя товарные коды, КНК способно производить и продавать до 1000 тонн топлива низкого качества в месяц", – говорит Щербина. Реализация, по его информации, происходит в пяти областях страны: Кировоградской, Киевской, Винницкой, Ивано-Франковской и Черновицкой.

"На местах эти нефтепродукты смешивают с топливом евро-5 и продают потребителю по 18-20 грн за литр, – утверждает Щербина. – При этом сами же АЗС покупают это горючее на 8 грн дешевле".

Как устроен бизнес подпольных мини-НПЗ на десятки миллиардов. История одного завода
Завод КНК (фото: пресс-служба ГФС Кировоградской области)

LIGA.net пыталась получить комментарий КНК в ответ на обвинения, однако на предприятии на наши вопросы отвечать отказались.

 "Директор компании сейчас на больничном, он занимается этими вопросами. Позвоните через несколько дней", – так ответил LIGA.net по указанному в реестре юрлиц номеру контактного лица КНК некий Василий Иванович, который назвал себя заместителем главы компании.

В целом, Кировоградская ГФС подозревает КНК в уклонении от выплаты 8,4 млн грн налога только с декабря 2019-го по январь 2020 года. Аналогичные уголовные дела, согласно реестру судебных решений, против компании также ведут ГФС Черниговской и Луганской областей, Генпрокуратура и Национальная полиция.

Как устроен украинский "мир" мини-НПЗ

История КНК – показательна. По подсчетам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна и директора по коммерции Укргаздобычи Сергея Федоренко, в Украине сегодня работает от 24 до 30 мини-НПЗ. Их главная особенность – это сезонность работ и близкое расположение к нефтяным месторождениям: в основном Харьковская и Полтавская области.

Как правило, эти НПЗ работают на легальном сырье, которое покупают с большой наценкой у частных нефтегазовых компаний, рассказывает Федоренко. Премия добытчиков на одном литре нефти и конденсата – от $5 до $10 за баррель (159 литров) от стоимости на мировом рынке в зависимости от сезона, уточняет он.

Например, на КНК, по словам налоговиков, нефть завозится по железнодорожной ветке из "двух принадлежащих одесским учредителям компании скважин в Полтавской области".

"Экономия происходит за счет неуплаты акциза и НДС при продаже бензина и дизеля, – рассказывает LIGA.net топ-менеджер УГВ Федоренко. – Сэкономив на налогах, завод может продавать свое горючее по демпинговой цене, например, по 20 000 грн за тонну при цене рынка – 24 000 грн. К тому же сверху у него еще будет 4000 грн дополнительной маржи".

Карта мини-НПЗ в Украине: данные: Консалтинговой группы А-95

Но бывают и исключения. Иногда, по словам президента Нефтегазовой ассоциации Нели Приваловой, мини-НПЗ используют в качестве сырья "незаконную" нефть. Например, воровство из нефтепродуктопроводов Укртранснафты и конденсатопроводов Укргаздобычи и Укрнафты.

"Максимум, что эти заводы могут производить, – это бензин и дизель, которые не соответствует стандартам евро-5, – рассказала LIGA.net Привалова. – Это топливо, как правило, продается за наличные без уплаты налогов либо крупному потребителю (строителям, аграриям или перевозчику), либо "бочкам"-АЗС".

Суммарно, по оценке Куюна и Федоренко, из-за "подпольной" деятельности мини-НПЗ государство недополучает около 3,7 млрд грн в год. Такие мини-НПЗ, по их данным, занимают от 5 до 20% украинского рынка производства светлых нефтепродуктов. По данным А-95, за первое полугодие 2020 года в Украине произведено 429 000 тонн бензина и 1,4 млн тонн дизеля.

История с продолжением

Борьба с производителями нелегального бензина и дизеля – непростое занятие, сетуют собеседники LIGA.net в налоговой и СБУ Кировоградской области.

"Представьте: как только мы подъезжаем к заводу, половина поселка, расположенного возле предприятия, выходит на улицу и перекрывает нам дорогу автомобилями. У них это все по телефонному звонку происходит: начальник позвонил – и половина села вышла с криками рейдеры", – рассказывает Щербина из управления ГФС Кировоградской области.

По словам Осипчука из СБУ, за время расследования силовики провели 16 обысков на территории КНК и на некоторых АЗС и изъяли около 550 000 тонн топлива на 13,4 млн грн.

Поддержка местного населения – не единственная проблема. Территория КНК разбита на четыре кадастровых участка. Таким образом, по словам Осипчука из СБУ, усложняется процесс подготовки к обыскам завода, поскольку вместо одного решения суда следствию нужно получить четыре. 

Как устроен бизнес подпольных мини-НПЗ на десятки миллиардов. История одного завода
Завод КНК (фото: пресс-служба ГФС Кировоградской области)

На каком этапе сейчас расследование ГФС? По словам Щербины, у налоговой уже готова вся доказательная база в рамках этого производства. На сегодня дело перешло в суд первой инстанции города Кропивницкий.

Тень расправляет плечи 

Сергей Куюн из А-95 рассказывает, что после тотального закрытия топливного рынка от нелегальных АЗС в декабре прошлого года, часть мини-НПЗ начала переходить на "белую" работу.

По его информации, такие НПЗ отправляли свое горючее на доочистку от лишней серы на Укртатнафту (Кременчугский НПЗ). Это означает, что потом они могли продавать это топливо легально официальным АЗС.  Но уже летом эта практика прекратилась.

Неля Привалова из топливной ассоциации, Куюн из А-95 и Федоренко из УГВ  уверяют: возрождение деятельности мини-НПЗ – это результат ослабления контроля над теневым рынком АЗС, который совпал со сменой правительства и введением карантина в марте этого года. 

Читайте также: Возвращение "нелегалов" и "серые" схемы. Как работает в Украине теневой рынок АЗС

По данным ГФС, за первые шесть месяцев 2020-го в Украине закрыли восемь "подпольных" НПЗ и 833 нелегальных автомобильных заправки. Однако подсчеты Нефтегазовой ассоциации говорят, что "нелегалы" возвращаются. Только с августа по сентябрь 2020-го ассоциация насчитала 102 новых нелегальных АЗС.