В начале года, за месяц до российской агрессии, европейские политики и компании называли Россию не иначе как надежным партнером. Российский бизнес, особенно энергетический, к этому шел десятилетиями – наращивал влияние и искал союзников в Европе.

В первых числах февраля западные посольства уже начали вывозить дипломатов из Киева из-за угрозы нападения РФ на Украину, а европейские страны готовились к возможному прекращению поставок российского газа. В то же время глава австрийской компании OMV Альфред Штерн продолжал ставить под сомнение, что российский газ станет политическим инструментом Газпрома. Мол, за 50 лет сотрудничества Россия еще ни разу не нарушила свои обязательств.

Не прошло и трех месяцев, как европейцы могут проверить это утверждение на практике.

После широкомасштабного вторжения в Украину отношения между Россией и Евросоюзом как никогда напряжены. С одной стороны, Европа продолжает покупать у РФ нефть, газ и нефтепродукты, с другой – усиливает санкции против России и ищет альтернативу российским энергоресурсам.

Это не устраивает Кремль, и полноценная газовая война между Россией и ЕС становится все более вероятной. Первый ее звоночек – отключение 27 апреля от российского газа Болгарии и Польши. Они – одни из многих "недружественных" для РФ стран Европы, отказавшихся покупать газ за российские рубли. Как этого требовал Газпром.

Готова ли Европа к такому сценарию, как это может отразиться на Украине, чем Евросоюз может ответить России? LIGA.net собрала и отредактировала четыре мнения участников газового рынка и аналитиков.


Контекст.

Россия – крупнейший поставщик газа в Европу, ее доля там – около 40%. Ежедневно европейцы импортируют газ из РФ на $200 – $800 млн.

За прошлый год страна-агрессор экспортировала на европейский рынок 155 млрд кубометров топлива, свидетельствуют данные Международного энергетического агентства (МЭА). Это 40% всего добытого газа в РФ.

По данным Reuters, около 97% всех расчетов за российский газ происходят в долларах или евро, что после санкций Евросоюза российский режим не устраивает.

В марте, чтобы поддержать экономику, президент России Владимир Путин поручил российскому Газпрому перевести все расчеты в рубли.
Путин остановил экспорт газа в Польшу и Болгарию. Кто следующий и как это зацепит Украину

Илья Пономарев, экс-депутат Госдумы России, совладелец компании Trident Black Sea и инвестиционный директор BGV Group Management:

– Я думаю, что Польша и Болгария подвернулись России под руку. Они не очень дружелюбно вели себя по отношению к РФ, и ей нужно было показать, что она не оставит это просто так. Но реальность такова, что это ни на что не влияет. Польша и Болгария и без того хотели отказаться от российского газа до конца года.

Для россиян это больше, чтобы показать свою силу, попытаться расколоть Европу и дать крупнейшим покупателям газа – Австрии и Германии – определенный сигнал: "В любой момент можете остаться без газа, если не будете платить за наш газ в российских рублях".

Пойдет ли Европа на уступки? Думаю, что те же Австрия и Германия до последнего будут колебаться и все взвешивать. Но если у европейцев будут хоть какие-нибудь яйца, и Европа будет солидарна в своей позиции, то Россия, безусловно, утрется. И потеряет гораздо больше европейцев.

Никакого экономического смысла отключать Польшу и Болгарию от газа для россиян не было. В Европе закончился отопительный сезон, в Польше хранилища газа полны, Болгария тоже нашла новых поставщиков. Газпром выстрелил себе в ногу.

Поэтому я не исключаю, что к концу этого года Европа может отказаться от российского газа. Россия вложила безумные деньги в лояльность европейцев, многие европейские политики сидят на зарплатах и на спонсорских деньгах.

Но есть еще общественное мнение. Сейчас [Владимир] Путин перегнул палку, и игнорировать это уже невозможно. Чем сильнее Кремль заходит в угол, тем более агрессивным он становится. Это логика хулигана, что, безусловно, еще больше усугубляет его положение.

Лана Зеркаль, советница министра энергетики, экс-заместительница министра иностранных дел (2014-2019 гг.):

– Европа переживает сейчас момент истины, и результаты испытания могут не понравиться России. Кремль задействовал привычный арсенал: шантаж, отключение стран, которые он считает "слабыми". В отключении от газа Польши и Болгарии простая цель – избежать санкций, посеять раздор, подкупить.

Польшу и Болгарию избрали для наглядной демонстрации остальным странам ЕС серьезности намерений и наведения страха. Вот только эта акция приводит к обратному эффекту. Европа готова совместно противостоять российскому шантажу, решать вместе вопросы поставок и хранения запасов газа, а главное – рисковать, даже "сладкими контрактами".

Россия боится потерять свою прибыль. Европейцы почувствовали эту слабость. И впервые за многие годы Путин может получить очень неожиданный для себя результат. Он проигрывает еще быстрее, чем мы ожидали. Европа станет единой в своем ответе.

Это раньше коррупция годами воспринималась европейскими политиками (немецкими, венгерскими и другими) как нормальная бизнес-практика, которая предоставляла дополнительные конкурентные преимущества, создавала рабочие места и добавленную стоимость.

Война в Европе стала войной с Европой и изменила привычный ход событий и отношение к России как к надежному партнеру. Более того, создала ситуацию, которая может привести РФ к полной потере рынков угля, нефти, нефтепродуктов и газа.

Попытка перевести оплату за газ в рубли имеет очень простую и понятную почву. Россия пытается избежать возможного применения иранской модели санкций, когда финансовые расчеты за поставленный газ аккумулируются на специальном счете, к которому у поставщика Газпрома нет доступа.

Светлана Залищук, советница генерального директора НАК "Нафтогаз Украины":

– Россия не может атаковать Европу военным способом, поэтому она выбирает те способы, которые у нее есть. Самый болезненный способ досадить Европе – это энергетика. Европа к этому уязвима, она зависит энергетически от России.

Очевидно, что Газпром нарушает условия контрактов, потому Польша и Болгария могут обратиться в Стокгольмский арбитраж. Мне пока сложно понять, почему РФ начала свою атаку с Болгарии, но если говорить о Польше – нет сомнений, что это из-за ее позиции и союза с Украиной.

Европа с ответом не заставила себя ждать.

Мы уже видели, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен жестко раскритиковала Россию. РФ заплатит за это соответствующую цену. Сейчас готовится шестой пакет санкций, и я прогнозирую, что эмбарго на нефть может быть частью этого ответа. К сожалению, к эмбарго на газ европейцы пока не готовы.

Как решение Газпрома повлияет на Украину?

Через украинскую трубу Газпром качал газ в Польшу. Соответственно, если Россия остановила поставки газа в Польшу, то объемы транзита через Украину также могут упасть. Но это не обязательно.

С другой стороны, по текущему транзитному контракту между Газпромом и ОГТСУ действует принцип "качай или плати", поэтому даже если Газпром снизит транзит, он все равно должен платить за 109 млн кубов газ в сутки.

На примере Болгарии и Польши мы видим, что Россия готова нарушать условия контрактов, поэтому развитие ситуации по оплате транзита прогнозировать сложно.

Михаил Крутихин, аналитик компании RusEnergy:

– Это самоубийство Газпрома. И действительно, вдруг коммерческая компания отказывается от экспорта, который приносил ей 8,5-10% дохода. Зачем? Так себя коммерческая компания не ведет. Здесь нужно искать какие-либо политические причины.

В случае Польши и Болгарии причины совершенно разные.

Например, Польша активно помогает Украине, она борется за то, чтобы Европейский Союз принимал конкретные меры против российского газа и российской нефти. Как минимум, чтобы Евросоюз ввел таможенную пошлину на энергоносители из России до 35%. Польша – один из самых активных игроков. И поэтому лишение ее газа можно использовать как меру воздействия.

Что касается Болгарии, то к власти пришло правительство, не имеющее больших симпатий к российскому режиму, и успело объявить, что отказывается продлевать контракт с Газпромом (как и Польша. – Ред.) в следующем году.

Поскольку в Болгарии действует сильно пророссийское, прогазпромовское и пролукойловское лобби, то меры Газпрома можно рассматривать как попытку давления, чтобы поставить страну в тяжелое экономическое положение, и сделать так, чтобы пророссийское лобби объяснило населению: мол, в этом виновато новое правительство.

Я бы не стал акцентировать внимание на тех, кто будет платить за российский газ в рублях, а кто – нет. Сама формула оплаты в рублях – ущербная. Если вы вчитаетесь в указ президента [Путина], то получатели российского газа должны будут платить так же, как и раньше.

Газпромбанк сам откроет для них счета, а затем без участия компаний будет конвертировать внутри России евро и доллары в российскую валюту. Далее – деньги будут идти поставщику газа без участия иностранцев.

Когда какие-то компании объявляют о согласии или несогласии платить в рублях – это либо отговорки, либо намерения пойти на конфликт с Газпромом. В контрактах написано, как должны проходить расчеты – через какой банк, по какому графику и в какой валюте.

Оригинал по ссылке.