Содержание:
  1. Кто проиграл от договоренностей Нафтогаза с Газпромом: Украина или Россия?
  2. Кто принимал участие в переговорах с украинской стороны за что отвечал
  3. На что рассчитывали в России, Украине и Европе
  4. О стратегии Украины и инсайдах россиян во время переговоров
  5. Были ли Медведчук тайным переговорщиком от Украины с Россией?
  6. О "ходоках" и разводках
  7. Почему США не ввели санкции против Газпрома

23 июня издание Левый берег опубликовало большое интервью с экс-главой НАК Нафтогаз Украины Андреем Коболевым, советником министра энергетики Ланой Зеркаль и бывшим замминистра энергетики (с мая 2014 по декабрь 2015 года) Игорем Диденко.

Ниже – выжимка самого главного из интервью о том, как себя вел Газпром во время переговоров с Нафтогазом в 2014 году о поставке газа в Украину, участвовал ли в них нынешний лидер партии ОПЗЖ Виктор Медведчук и кто на самом деле выиграл от подписанного тогда соглашения.

7 июня проект Bihus.info опубликовал четвертую серию так называемых "пленок Медведчука", где речь шла о переговорах 2014 года о возобновлении поставок газа в Украину между Нафтогазом и Европейской комиссией с одной стороны и российским Газпромом – с другой.

Из контекста опубликованных журналистами записей следует, что еще в 2014 году Виктор Медведчук якобы мог повторить судьбу бизнесмена Дмитрия Фирташа, создав нового посредника при поставках российского газа в Украину – аналог RosUkrEnergo. По версии Bihus.info, кум президента России якобы уверял представителей Москвы в том, что он убедил "Петра Алексеевича" (вероятно, пятого президента Петра Порошенко. – Ред.) пойти навстречу пожеланиям Кремля в газовых вопросах. Достоверность этой версии ни одна из сторон пока не подтвердила. 

Эти переговоры для украинской делегации были важны. На тот момент на фоне дефицита газа в Украине между Нафтогазом и российским Газпромом разгорался многомиллиардный спор в Стокгольмском арбитраже. Поэтому переговоры длились около пяти месяцев, до 31 октября 2015 года, с участием представителей Еврокомиссии. 

Их итог - Украина, Россия и Еврокомиссия подписали обязывающий протокол о возобновлении поставок российского газа на украинский рынок до конца марта 2015 года. Судя по опубликованным аудио, украинская делегация согласилась не упоминать в соглашении цену на газ со скидкой в $100 за 1000 кубометров. 

Скидка должна была образоваться за счет снижения правительством России экспортной пошлины, из-за чего журналисты Bihus.info обвинили представителей Украины в подписании заведомо невыгодных для страны условий контракта. В ноябре 2015 года Украина отказалась закупать газ из России, запустив реверсные поставки из Европы. 

Кто проиграл от договоренностей Нафтогаза с Газпромом: Украина или Россия?

Андрей Коболев: "Мы получили гибкость, избежали кризиса, сохранили транзит, получили меньшую цену на газ ($385 за 1000 кубометров газа. – Ред.), получили все необходимые нам объемы газа и получили европейский реверс. С точки зрения поставленных и реализованных задач, мы получили больше, чем изначально ожидалось".

Лана Зеркаль: "Переслушав полную версию (аудиозаписей Bihus.info. – Ред.), могу сказать, что на тот момент ни русские, ни Медведчук вообще не поняли, какой протокол мы подписали. Для русских это была ситуация, которая – вроде не проигрыш, но и не выигрыш. И преподносилась она так, как будто мы в очередной раз ничего не добились. А мы добились всего, чего хотели".

Кто принимал участие в переговорах с украинской стороны за что отвечал

Лана Зеркаль: "Ярослав Теплюк занимался вопросом дополнительного соглашения, отрабатывал его на техническом уровне. Игорь Николаевич (Диденко. – Ред.) пользовался определенным авторитетом, у него была важная роль. Андрей Владимирович (Коболев. – Ред.) был человеком, который разговаривал с Миллером один на один. (Главой делегации был экс-министр энергетики Юрий Продан. – Ред.) Я была новым человеком, который сбивал двусторонние межправительственные соглашения (требование русских, совершенно невыгодное Украине. – Ред.) и настаивала на трехстороннем юридически обязательном соглашении, в котором ЕС выступало фактически гарантом его исполнения. Многие на меня смотрели, не понимая, кто я такая и что здесь делаю".

На что рассчитывали в России, Украине и Европе

Игорь Диденко: "14 июня, по случайному стечению обстоятельств, переговоры переместились в Киев. Но у российских, скажем так, коллег была своя идея в связи с этим визитом сюда. <…> А [глава Газпрома Алексей] Миллер и [посол РФ в Украине до июля 2016 года Михаил] Зурабов в это время пошли к Порошенко. И вот мы сидим в кабинете Яценюка, звонит прямой телефон от президента и Порошенко говорит: "Ну, они у меня были и, да, намеки на РосУкрЭнерго-2 звучали, однако мы будем идти только к прямым отношениям". Мы выдохнули.

Андрей Коболев: "Главной целью нашей стратегии были гарантии и помощь европейской стороны. Мы хотели, чтобы не русские нам пообещали или подписали (дополнительное соглашение к контракту. – Ред.) – знали же цену этих подписей, а европейцы.

Лана Зеркаль: "Благодаря Эттингеру (еврокомиссар по энергетике до 2014 года. – Ред.) и его готовности брать на себя ответственность, мы сделали этот трехсторонний документ. Он пошел на то, что мы распределили ответственность в этом документе: русская ответственность, наша и фактически гарантия всего этого процесса со стороны Европейской комиссии".

О стратегии Украины и инсайдах россиян во время переговоров

Лана Зеркаль: "Мы утверждали на каждый раунд техническое задание от Кабмина. В этом техническом задании очерчивалась наши основные цели, без деталей. Детали, естественно, проговаривались, но того, как мы будем достигать своих целей, никогда не было на поверхности. Этот вопрос мы обычно оговаривали либо в самолете, либо по прилету в Брюссель – перед переговорами. Делалось это абсолютно осознанно. У нас была цель – допустим, достичь flexibility, возможности маневров в суточных объемах. Или определить цену. И мы распределяли между собой роли, кто, что будет делать и для чего. До какой степени мы будем давить. В общем-то, нам в этих переговорах удалось многое именно потому, что у каждого была своя роль".

Андрей Коболев: "Думаю, к словам Ланы стоит добавить, что с – большой вероятностью – получаемый нами текст техзадания оказывался у русских раньше, чем у нас. Российская сторона была очень хорошо осведомлена о том, что происходило в недрах украинского правительства".

Лана Зеркаль: "Однажды я была на переговорах с русскими, но не газовых, на других. И вот я что-то говорю, выступаю, а русские понимают, что я иду не по заранее заготовленному в Киеве тексту. И в конце раунда они спрашивают: "А когда вы вернетесь к своей позиции?"

Были ли Медведчук тайным переговорщиком от Украины с Россией?

Андрей Коболев: "Не представляю, говорил ли Медведчук с Порошенко и о чем. В контексте трехсторонних переговоров, роль Медведчука весьма туманна – торговля воздухом. 

Но был один эпизод, когда мы его встретили. В ноябре 14-го в очередной раз поднимался вопрос украинского газа в подземном хранилище в Крыму. Этот же вопрос имел еще два дополнительных аспекта: все захваченные активы в Крыму, включая и вопрос месторождения Стрелковое, которое поставляет газ в Геническ (город Херсонской области. – Ред.). Лану и меня Петр Алексеевич отправил в Москву на переговоры по этому поводу. Мы попытались, по крайней мере, предложить русским вернуть нам этот газ".

Лана Зеркаль: "Мы приезжаем в Москву, а именно в "Белый Дом" к господину [экс-замглавы правительства РФ Дмитрию] Козаку. Входим в его большой кабинет и видим там лицо, которое для нас было неожиданно там увидеть, собственно Медведчука. В этот момент Андрей Владимирович спрашивает меня: "Вы знали, что он здесь будет?" Я говорю: "Нет, а вы?" "И я не знал". Он не участвовал в нашем разговоре с Козаком. Разговор вели Андрей и я. Он сидел молча весь разговор. Единственное, что я от него услышала, когда мы вышли: "Вы дерзкая, ну дерзайте, у вас может получиться".

Андрей Коболев: "Было ощущение, что он присутствовал как посредник, как человек со стороны России. <…> Насколько я понимаю, Медведчук в той ситуации имел отношение к организации встречи. 

О "ходоках" и разводках

Андрей Коболев: (на переговорах в Брюсселе. – Ред.) Я понимал, что, с большой вероятностью, вокруг нас ходят какие-то ходоки, что-то предлагают. Предлагали какие-то пути, не понимая, что они предлагают. Просто пытались разводить. Людей, которые пытались делать вид, что они имеют какие-то особые, тайные мандаты от русских и знают секретный ключ к переговорам, было много. Я обычно это обсуждал с Яценюком. Он также был очень скептичен и всегда отвечал просто своим любым словом – "разводка".

Почему США не ввели санкции против Газпрома

Андрей Коболев: "Был момент, когда я обсуждал это с американцами. Сказали, что европейцы не поддержат, а входить в жесткую позицию они не готовы. Ситуация, аналогичная Северному потоку-2. Еврокомиссия до сих пор считает, что без поставок газа в Европу, Европа замерзнет и погибнет. Мы считали по-другому. Реверсные потоки газа, которые были созданы после кризиса 2009 года, позволяют восточной и центральной Европе обойтись без Газпрома. Но мифы, которые русские годами внедряли в мозги еврочиновников, живут и сейчас. Поэтому, мнение американских коллег – ввести санкции против Газпрома – тогда было нереально".