Борьба нанайских мальчиков в энергетике, Или Украина против госкомпаний
В советском цирке в 70-е годы был очень популярным танцевальный номер "Борьба нанайских мальчиков" авторства Александра Матус-Марчука. На сцену выходили два мальчика в национальных костюмах и начинали бороться. И, хотя их лица были кукольными, движения выглядели естественными. В конце номера "мальчики" сбрасывали костюмы – и, вдруг, сюрприз, в костюме двух мальчиков оказывался один человек.
Сегодняшняя ситуация в электроэнергетике Украины и взаимоотношения государства и государственных генерирующих компаний – классическая борьба нанайских мальчиков, которая привела к тяжелому системному кризису в электроэнергетической отрасли.
Уже в начале 2018 года, энергетические эксперты и аналитики предупреждали, что нельзя бесконтрольно строить и вводить в эксплуатацию такие объемы генерации возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Речь шла не столько о заоблачных "зеленых" тарифах, и уж точно не об отказе от мирового тренда на "озеленение" энергетики. Дело в том, что старая украинская энергетическая система не может принять в свой баланс такое количество малопрогнозируемой выработки ВИЭ. Кроме того, существует дефицит маневренных мощностей, которые позволяют поддерживать объединенную энергетическую систему в рабочем состоянии и предотвращают ее разбалансировку.
Читайте также - COVID-19 не главное: почему украинская энергетика в таком "интересном" положении
Аналитики предупреждали, что неконтролируемое развитие ВИЭ без обеспечения необходимыми мощностями для маневрирования может развиваться по трем сценариям: ограничения ВИЭ, ограничение АЭС и самый оптимальный вариант для развития энергетики – строительство и введение новых маневровых мощностей. Однако на их аналитику и предостережения мало кто обращал внимания.
Тем временем неконтролируемое развитие ВИЭ в Украине, подкрепленное и защищенное законодательными инициативами, набирало обороты.
В конце 2018 года, установленная мощность генерации ВИЭ составляла - 2,13 ГВт. В 2019 году она возросла до 4,25 ГВт, а к началу 2020 года уже составила 6,38 ГВт. При этом никаких изменений в решениях проблем с обеспечением увеличения маневренных мощностей, а также возложением ответственности за "небалансы" ВИЭ за это время так и не произошло. За основу развития было принято - "авось, как-то да будет..."
Ситуация усугубилась поспешным введением новой модели рынка электроэнергии с 1 июля 2019 года без выполнения определенных законом "О рынке электроэнергии" обязательств. Прежде всего, до начала работы новой модели рынка не было ликвидировано перекрестное субсидирование (ответственность НКРЭКУ) населения промышленностью. Не была решена проблема долгов ГП Энергорынок, которое ликвидировалось, перед генерирующими компаниями. Например, долг Энергорынка перед НАЭК "Энергоатом" составил почти 12 млрд грн.
ПрАО "Укрэнерго" не подготовило надежное программное обеспечение для коммерческого учета, не ввело важнейший сегмент рынка – рынок вспомогательных услуг.
Читайте также - Вышли выбросить мусор без паспорта или прошлись втроем - платите 17000. Или нет?
Из-за невыполнения норм закона "О рынке электроэнергии", Кабинет министров возложил специальные обязанности по обеспечению общественных интересов (дотирование населения) и развитие ВИЭ (компенсация "зеленых" тарифов между рыночной стоимостью электроэнергии на государственные компании Энергоатом, Укргидроэнерго и Укрэнерго.
Вследствие такого решения правительства крупнейший производитель относительно дешевой электроэнергии НАЭК "Энергоатом" был выброшен с рынка двухсторонних договоров, и таким образом, промышленные предприятия с большим потреблением электроэнергии, как ферросплавные заводы, вынуждены были покупать электроэнергию у ТЭС по цене, вдвое выше, чем могли бы купить у Энергоатома.
Укргидроэнерго несет убытки, поскольку не получает денег за регулирование ОЭС в часы пик из-за отсутствия рынка вспомогательных услуг. Собственники ферросплавных заводов заблокировали выплаты компенсаций по "зеленому" тарифу со стороны Укрэнерго. Гарантированный покупатель в связи с отсутствием платежей от Укрэнерго не может рассчитаться как с Энергоатомом, так и с производителями на ВИЭ.
Дополнительную турбулентность в псевдорынке внес и экспорт электроэнергии из Белоруси и РФ по ровному графику по двухсторонним договорам, разрешенный откровенно лоббистской поправкой Андрея Геруса в закон "О рынке электроэнергии".
Кризис стал углубляться в связи с падением промышленного производства в четвертом квартале 2019 и первом квартале 2020 годов, а соответственно, потреблением электроэнергии. И решающим фактором для ОЭС стал карантин в связи с коронавирусом. Потребление электроэнергии упало на 10%, а это очень много.
При обязательствах выкупать весь объем электроэнергии по "зеленым" тарифам, падении потребления и дефиците маневренных мощностей, ясно, что будет и наращивание маневренной доли ТЭС, и доли ВИЭ, а энергоблоки АЭС будут ограничивать и выводить в резерв. При условии присоединения к ОЭС Украины до конца 2020 года 7,5 ГВт, производство АЭС придется снизить почти 6000 МВт, при этом генерация ТЭС возрастет на 3000 МВт. Иными словами, для текущего развития ВИЭ в Украине необходимо будет остановить крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС (6 энергоблоков-миллионников).
Подписывайтесь на рассылки Liga.net - только главное в вашей почте
С начала года опережающими темпами стали накапливаться долги между участниками рынка . Так, Гарантированный покупатель задолжал Энергоатому с начала года около 5 мллр.грн, Укргидроэнерго – около 250 млн. грн, производителям по "зеленым" тарифам – около 3,7 млрд грн. Укрэнерго – задолжало Гарантированному покупателю - 5,7 млрд грн.
В кризисе электроэнергетической отрасли и ситуации с платежами на рынке электроэнергии виноваты, прежде всего, государственные институции, которые должны были системно и постоянно решать проблемы по мере их возникновения. Де-факто сейчас мы наблюдаем почти полное отсутствие государственной политики в сфере электроэнергетики, квази-рынок без конкуренции, ручное управление энергетикой, колоссальное наращивание долгов перед государственной генерацией, действующие лоббистские законы (принимавшиеся с учетом конкретных бизнес-интересов) и развитие сценария с ограничением базовой генерации АЭС, который только-только начинает набирать обороты.
Устанавливать ограничения на производство электроэнергии ВИЭ никто так и не решился, поскольку отключать ВИЭ - себе дороже. Ведь в соответствии с законодательством, оператор обязан компенсировать "зеленой" генерации стоимость всей электроэнергии, которая не была закуплена из-за ограничений (проще – заплатить придется даже за то электричество, которое было недовыработано), а на оператора всех действующих АЭС Украины норма об ограничении и компенсации не распространяется.
Потребители электроэнергии скоро прочувствуют все "прелести" этого сценария развития. И если в платежках за электричество бытовые потребители этого могут и не заметить из-за чрезмерной любви политиков к популизму (рост цены на электрику легко может превратится в общественно-политический резонанс), то цена на все без исключения товары однозначно вырастет и вырастет минимум на 50%.
Поскольку электроэнергию АЭС по 56,7 копеек будут частично замещать электроэнергией ТЕС по 1,80 грн и электроэнергией ВИЭ по 5 грн за кВт-ч. При этом речь об отмене перекрестного субсидирования не идет и разницу в цене на электроэнергию, произведенную различными типами генерации, должен будет кто-то компенсировать. В новом сценарии за все заплатит потребитель.
Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное
Карантин рано или поздно закончится, а вот, что за это время произойдет с энергетикой Украины на фоне развертывания системного энергетического кризиса, роста долгов потребителей перед поставщиками услуг, роста долгов государства перед государственными генерациями, на фоне очередного невыполнения государством своих гарантий... вопрос риторический. Де-факто на сегодняшний день уже очевидно, что шанса на освобождение Энергоатому, Укргидроэнерго и Укрэнерго от ПСО никто давать не собирается.
Дефицит оборотных средств ставит под угрозу выполнение НАЭК "Энергоатомом" программ по повышению ядерной безопасности, надежности и эффективности энергоблоков АЭС. Кроме того, стоит упомянуть и чисто технические моменты. Поскольку работа энергоблоков на ограниченных (сниженных) мощностях негативно влияет на техническое состояние этих энергоблоков и провоцирует ряд весьма негативных последствий таких, как: снижение параметров пара, повышенная влажность и эрозионный износ трубопроводов, арматуры и лопастей турбины, нестабильная работа системы регулирования, повышение уровня вибрации и тому подобное.
К чему это может привести в будущем - догадаться нетрудно. Речь также уже не идет о завершении строительства Ташлыкской ГАЭС, входящей в Южно-Украинской энергокомплекс вместе с ЮУАЭС и Александровской ГЭС. Стройка там не движется с 2007 года, а маневренные мощности остро нужны ОЭС.
Проблемы в энергосекторе не решались годами и подобный негосударственный подход, а также постоянные игнорирования и отсрочки в решении проблем себя уже проявили. Решить все эти накопившееся проблемы быстро - не получится.
Как показывает практика исповедование философии государственными институциями "как-то оно да будет" позитива не приносит. Как не дает и положительного эффекта такой "псевдорынок" электроэнергии, как в Украине, когда государственные компании из него исключаются как конкуренты частным генерирующим компаниям руками родного государства.
В конечном итоге в проигрыше оказывается именно государство, недополучив налоги и сборы в бюджет, и приведшее к кризису платежей и угрозе блэкаутов…
Но, уверена, в ответ сторицей получит недовольство повышением цен на все населения и частных предпринимателей, что может вылиться в уличные протесты…
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.