31 июля Национальное антикоррупционное бюро Украины заявило о намерении присоединиться в качестве третьей стороны к кассационному рассмотрению дела по иску компании Инсигния Резорт к Кабинету министров. Что так заинтересовало агентство в этом внешне безобидном и неприметном споре, в котором держава подозрительно легко проиграла первое чтение и апелляцию? Речь идет минимум о 15 млрд грн, которые были выведены из Укрнафты в 2015 году.

Осенью 2017 года Инсигния подала в суд на правительство с целью переписать порядок проведения торгов энергоресурсами компаний с большим государственным участием (к ним относится и Укрнафта, в которой 50%+1 акция принадлежат НАК Нафтогаз Украины). Требования в целом безобидные и даже смешные. Ключевое из них – отменить пункт Порядка, требующий 100% предоплаты за приобретаемую на аукционах нефть. Эта никому неизвестная компания с уставным капиталом 1000 грн считает данное требование дискриминационным, мол, оно ограничивает ее права как покупателя. Но что сразу обращает на себя внимание: до подачи иска компания никогда не приобретала нефть на аукционах Укрнафты. Впервые ее заявка на аукцион 226Д была подана от 29 августа 2017 г., после чего и последовал иск в суд. А теперь второе, и главное: компания требует отменить норму о 100%-ной предоплате… с 2014 года. Претензии нового нефтетрейдера были бы понятны, попроси он отменить норму с торгов, в которых пытался принять участие. Но зачем обнулять ее задним числом, когда фирмы даже не существовало?

Что известно об Инсигнии? Зарегистрирована компания 6 марта 2015 г. в Сумах. В декабре 2017 года она выступила покупателем нефти у Укртранснафты для дальнейшей переработки на НПЗ Укртатнафта. Последний контролируется группой Приват, и только она перерабатывает нефть на этом НПЗ. Чужие здесь не ходят. О близости фирмы к Привату говорит и информация об учредителе. Им значится Артем Корниенков, который ранее был владельцем обанкротившейся компании Сумы-Петрол, которая до 2013 г. владела 9 АЗС под брендами ANP в Сумах, о чем свидетельствует решение Сумского горсовета от 30 октября 2013 г. Напомним, что сеть ANP контролируется группой Приват. В открытых источниках она значится как часть объединенной сети, которая участвует во всех групповых программах. Реализует то же топливо по тем же ценам, меняет их синхронно с остальными сетями группы и т.д.

Идем дальше. Приват имеет своих представителей в менеджменте Укрнафты. Это право группа купила себе в 2003 году, согласившись платить $5 млн в месяц зятю президента Леонида Кучмы Виктору Пинчуку, рассказывал сам Игорь Коломойский. До последнего времени все производимые Укрнафтой энергоресурсы – нефть, природный и сжиженный газ – поступали в адрес структур, аффилированных с днепропетровской группой. 100% нефти перерабатывается на Укртатнафте, природный газ вплоть до 1 апреля текущего года шел на Днепроазот, сжиженный газ на 90% приобретается структурой, прописанной по одному адресу с НПЗ Нефтехимик Прикарпатья – старейшим активом Привата в нефтепереработке.

В начале 2015 года запахло жаренным. Приват в мгновенье лишился контроля над госкомпанией Укртранснафта, параллельно тучи начали сгущаться и над Укрнафтой. Приват решил действовать. Весной и летом 2015 года Укрнафта продала на аукционах без предоплаты 1 млн т нефти стоимостью 7,5 млрд грн. Вопреки порядку проведения торгов, после их проведения лояльные Привату менеджеры Укрнафты подписали допсоглашения с пятью покупателями нефти (НПК Галичина, Прикарпатьенефтетрейд, Котлас, Галнафта, Гарант-УТН) об отсрочке оплаты до конца 2015 года. Деньги компания так и не получила. Как пока и не получила нефтепродукты, за которые в том же 2015 году заплатила те же 7,5 млрд грн предоплаты 20 неизвестным компаниям. Крупнейший объем на сумму 3,5 млрд грн пришелся на ООО Котлас, фигурирующую и в "нефтяном" деле.

Отмечу важную деталь: несмотря на давно просроченную оплату и долг за отгруженную нефть, Укрнафта не списывает его как безнадежный. Интересен и другой нюанс: на сегодня в стадии банкротства находится 191 компания, которые по данным НАБУ принимали участие в выведении средств из Укрнафты в 2015 году. Но среди них вы не найдете тех пятерых получателей нефти. Почему это важно – вспомним ниже.

Если Инсигния добьется отмены нормы о предоплате задним числом, это автоматически выведет из-под удара менеджеров Привата, которые санкционировали отгрузку нефти без оплаты и тем самым нанесли Укрнафте многомиллиардные убытки. По моим данным, от предъявления им подозрения НАБУ отделяет буквально одно процессуальное действие. К слову, детективы агентства весьма продуктивно поработали: на днях Верховный суд второй инстанции уже подтвердил фиктивность договоров на закупку нефтепродуктов Укрнафтой в 2015 году на сумму 2,9 млрд грн. Они попросту были сделаны под копирку. (Характерно, что Укрнафта, которая должна была бы радоваться такой помощи НАБУ, сейчас оспаривает эти решения в кассационной инстанции).

Хорошим подспорьем в работе НАБУ стало блестяще проведенное расследование Антимонопольного комитета, который установил, что пятеро участников тех славных аукционов "Укрнафты" были связаны между собой и управлялись из единого центра. Например, авансы за участие в торгах поступили на счет биржи в одно и то же время. До секунды. Уже потом станет известно, что деньги на авансы были предоставлены участникам фирмой Авиас – ядром нефтяного бизнеса Привата. Засветились и лица, которые работали одновременно в двух компаниях – участниках аукционов. Также четко была исследована хронология торгов и доказана полная согласованность действий и полнейшая идентичность договоров на отсрочку платежей. Но даже без всяких расследований удивительно, как все пятеро якобы несвязанных между собой покупателей нефти Все фирмы почему-то оказались не в состоянии заплатить за нефть? Разумеется, фигуранты дела с этим не согласны: все они оспорили решение АМКУ в легендарном Хозсуде г. Киева. Пара дел уже выиграна, по остальным движения нет. Сегодня эти дела не рассматриваются, они полностью. Это и неудивительно: "Приват" в этом суде никогда не проигрывал, в юридических кругах это хорошо известно.

Решение в пользу Инсигнии спустит в унитаз трехлетнюю работу НАБУ и перечеркнет перспективу возврата многомиллиардных средств полугосударственной компании. И наоборот: есть все основания считать, что победа НАБУ по "нефтяному" эпизоду может стать началом цепной реакции и в отношении других дел, поскольку фигуранты там одни и те же. Речь не только об упомянутых 15 млрд грн, но и других эпизодах, например, по выводу средств через поставки природного газа на Днепразот. Это будет мощнейшим сигналом всем причастным, которые не хотят сидеть в тюрьме за своих боссов.

Читайте также - Деолигархизация Укрнафты: Лондон дал добро

Значительно упростить работу НАБУ и резко улучшить показатели Укрнафты мог бы и Нафтогаз Украины. Но уже три года глава монополии Андрей Коболев под разными предлогами отказывается положить конец 15-летней истории главенства Привата в компании с государственным контрольным пакетом. В 2015 году такую возможность дала Коболеву Верховная Рада, приняв специальный закон. Весной этого года Лондонский арбитраж подтвердил: владелец 50% акций может без оглядки на миноритариев отстранять и назначать менеджеров Укрнафты. Как госконтроль в Укрнафте может помочь НАБУ? Новый менеджмент мог бы оперативно признать долги по договорам 2015 года безнадежными и это означало бы прямые убытки компании. Для НАБУ этого было бы достаточно, чтобы начать вручать подозрения, проводить задержания, объявлять международные розыски, и направлять запросы об экстрадиции. Глядишь, и деньги бы вернулись. А они Укрнафте не помешают: компания – крупнейший должник госбюджета с "результатом" свыше 15 млрд грн. А что делает ориентированное на миноритариев нынешнее правление во главе с Марком Роллинсом? В угоду кураторам правление отказывается переводить долги в убытки, тем самым утверждая, что операции 2015 года были обычным хозяйственным делом, а невыплаты по договорам – рутинная деловая практика. Мол, бизнес, это всегда риск. Видимо, согласен с этим и Андрей Коболев, которого в 2016 году журналисты программы «Схемы» зафиксировали наматывающим круги вокруг МВД вместе с Коломойским и Яценюком. Что означает данный саботаж – коррупцию или некие политические договоренности - не столь важно. По факту есть все шансы навсегда потерять украденные из Укрнафты деньги.