Болгария: полное прекращение экспорта из-за неопределенности дальнейшей работы лукойловского нефтеперерабатывающего предприятия LUKOIL Neftochim в Бургасе.

Румыния: задержка танкеров из-за погодных условий, ремонт резервуаров порта Констанца, заблокированный причал из-за подозрений в российском происхождении дизтоплива, слухи об остановке лукойловского PETROTEL-LUKOIL, одного из ведущих нефтеперерабатывающих предприятий в Румынии.

Греция: нет предложений.

Турция: отказ украинских компаний от дизеля НПЗ STAR (дочь азербайджанской компании SOCAR в Турции) из-за недостаточной морозостойкости, отсутствия свободных партий в порту Opet (слухи о том, что товарищам указали на недопустимость обработки российского горючего и "перебивание" документов с целью дальнейшей продажи).

Италия: турбулентность через национализацию крупнейшего лукойловского НПЗ ISAB на о. Сицилия.

Польша: ограниченность ресурса и срывы в графике поставки из-за загруженности железных дорог, в частности из-за увеличения объемов перевозки угля.

Есть и общие для всех проблемы

Российскую нефть замещают другими сортами, которые в основном легче. То есть отбор средних дистиллятов – дизеля и авиакеросина – меньше. А именно это наиболее популярные позиции в Европе. С позитива – увеличение выпуска бензина, с ним ситуация на рынке гораздо лучше.

К чему это ведет и уже привело

К увеличению цен и услуг по перевозке горючего по морю и суше. Эти индикаторы уже приближаются к весенним. За последние пару недель премии ("хотелки" международных трейдеров) уже выросли на $70-80/т (до 3 грн/л). Но даже те, кто готов набросить и 100, не могут получить продукт, потому что его нет.

Нас ждут два-три месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям. Пока же выглядит так, что санкции против России мы почувствовали первыми (государства, контролирующие большую часть глобальной экономики, договорились об ограничении цены на нефть из России на уровне $60 за один баррель. - Ред.). Вопрос даже не в цене, а налицо продукта. Да, у нас есть все возможности привезти, главное – чтобы было что.

Поэтому не стоит спешить хейтить наших союзников за потолок в $60/баррель. На российскую нефть. Вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита. Потому что получим и дефицит, и космические цены.

Этот период нужно просто пройти, как мы в свое время прошли гораздо более сложный этап перестройки рынка весной. Потому что нам пришлось заместить 100% довоенных источников, а Европе предстоит найти "всего" 40%.

Сначала не было ничего – ни ресурса, ни подвижного состава, потому что никто нас не ждал. Но когда мы создали стабильный спрос, появился продукт, а затем в разы упали премии и тарифы перевозчиков.

Аналогичный путь сейчас проходит Европа. У них уже первая победа – почти отказались от российского газа. Да, на пике цена прыгала до $3000 за 1000 кубов, но сейчас залиты им, и цена за 1000 кубов уже $1500 (а была и ниже).

С газом это сделать гораздо сложнее, ведь на рынке нехватка танкеров и перевалок. А дизель возят по морю десятилетиями. Уже есть сигналы о переориентации на Европу крупных танкеров из Индии и Китая. Заманчивые (высокие) цены будут затягивать в Европу все большие объемы продукта со всего мира. Как только новая конфигурация поставок выстроится, цены упадут. Тем более что в отличие от природного газа о подорожании в разы речь не идет.

Надо дождаться, когда российское горючее полностью покинет Европу с 5 февраля 2023-го. Хотя все больше трейдеров отказывается от него, оно есть на рынке. Скажу больше, оно есть и в Украине и тоже тормозит полный переход к рынку без вас. Но это тема для отдельного материала.