Украинская ассоциация сжиженного газа (УАСГ) на днях обратилась к властям с призывом не допустить коррекции ставок акцизных сборов на моторные топлива. Ряд законопроектов на рассмотрении Верховной Рады предусматривает сближение акцизов на бензин и сжиженный газ, которые сегодня отличаются в четыре раза (213,5 евро против 52 евро за 1000 л соответственно).

В качестве одного из ключевых аргументов, поставщики сжиженного газа выдвинули сделанные ими расчеты налоговой нагрузки на автомобили, использующие разные топлива – бензин, пропан-бутан и дизельное топливо.

Напомню, акцизы с нефтепродуктов целевым образом идут в Дорожный фонд, из которого финансируется ремонт и строительство автодорог.

Цифры УАСГ следующие: каждая "бензиновая" машина в среднем за год платит около 1200 грн акциза, автомобиль с газобаллонным оборудованием (ГБО) – 1700 грн, дизель – 2400 грн. Таким образом, считают в УАСГ, потребители сжиженного газа и так переплачивают. Эти цифры неизвестным образом даже попали в пояснительную записку к законопроекту №4098-3 авторства Нины Южаниной, предлагающей оставить ставки акцизов без изменений, как того добиваются "газовики".

Расчеты изначально показались мне подозрительным: чтобы платить больше налога, машина с ГБО должна проходить вчетверо больше, чем авто на бензине. Есть, конечно, таксисты и прочий контингент, наматывающий тысячи километров в месяц, но в остальном такая активность весьма сомнительна.

В ходе изучения методики получения данных УАСГ, я обнаружил, что в операции деления были взяты некорректные два из двух значения.

Во-первых, на 62% был занижен объем розничного рынка дизельного топлива (2,6 млрд л против 4,2 млрд л). В результате, сумма акцизного сбора с дизтоплива, реализуемого через АЗС или, другими словами, для транспорта, движущегося по дорогам, выросла с 7,8 млрд грн до 12,4 млрд грн.

Но самой большой "погрешностью" оказался принятый "газовиками" автопарк в количестве 13,8 млн штук. В то же время, по данным компании Автоконсалтинг, "живой" парк Украины (без оккупированных территорий и реальными регистрациями) за последние 20 лет, насчитывает 6,3 млн моторов.

В ходе сбора данных также выяснилось, что из 3,8 млн "бензиновых" авто, стоящих на госучете, 1,3 млн – "газовые". Это значит, что две из трех машин с ГБО используют его нелегально, то есть не заплатили государству полагающиеся налоги и сборы.

Как же выглядит расчет "акцизной" нагрузки с использованием корректных данных?

Авто на бензине – около 3915 грн (в 3,2 раза больше, чем по версии УАСГ), газового – 1700 грн, дизельного – 7853 грн (в 3,2 раза больше).

Теперь все стало на свои места – у кого акциз больше, тот и больше платит в бюджет. Максимальная налоговая нагрузка на дизельные машины объясняется большой долей грузового транспорта, имеющего большие пробеги и хорошие "аппетиты".

Что же касается бензина и газа, то мне непонятно, почему одна и та же машина, передвигающаяся по одним и тем же дорогам, по сути с топливом одного и того же происхождения, несет в разы отличающееся налоговое бремя? Как и бензин, сжиженный газ – это тоже продукт нефтегазопереработки.

Экологичнее? Немного, но только если речь о так называемом автогазе и только в современных машинах, которых в процентном соотношении очень немного.

Чистого газа в балансе нашего рынка, в лучшем случае, половина, тогда как некоторые поступающие образцы пропан-бутана из России и Беларуси не всегда можно использовать даже в бытовых газовых баллонах. И горит этот газ и в старых, и в новых машинах, и его выхлоп отнюдь не пахнет розами – это обычное ископаемое топливо.

Может, это продукт украинского производства и нужно стимулировать его потребление? Тоже нет: 60% рынка газа импортируется, мало того – из России и Беларуси.

Абсолютно непонятно, почему государство, по сути, дотирует этот энергоноситель, установив на него минимальный акциз? Почему те, кто покупают бензин и дизтопливо, фактически строят дороги за тех, кто сначала отправил за рубеж 500-1000 евро за импортное ГБО и теперь платит меньше всех налогов?

Ситуация точь-в-точь напоминает "евробляхеров". Закончилось все тем, что и депутаты, и чиновники поняли – это недопустимо. С какой точки зрения ни посмотри.