6 марта Кабинет Министров Украины внес изменения в устав государственной компании Нафтогаз. Из его новой редакции можно сделать вывод об урезании полномочий набсовета – ключевого органа, который определяет стратегию развития НАК. Откат реформы корпоративного управления может навредить не только госкомпании, но и обычным украинцам.

Почему Нафтогаз

Нафтогаз - крупнейшая украинская государственная компания, которая занимается добычей и поставкой нефти и газа. Ее годовая выручка за 2017 год - 188 млрд грн.

Юридический собственник компании - государство. Функцию собственника выполняет Кабинет министров Украины (КМУ). Если предположить, что государство служит на благо народа, то Нафтогазом оно должно владеть на благо всех украинцев - конечных бенефициаров госкомпаний.

Как правильно управлять Нафтогазом на благо народа? Логичное решение - не выдумывать велосипед, а взять лучшие международные практики. Квинтэссенцией таких практик являются Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению на государственных предприятиях.

Как надо

Иерархия управления компанией предполагает три основных уровня - собственник, наблюдательный совет, исполнительный менеджмент (в случае Нафтогаза - правление).

Руководящие принципы говорят о том, что государство должно ответить на вопрос, зачем оно владеет компанией, сформулировав политику собственности. Собственник создает независимый и компетентный наблюдательный совет и передает ему политику собственности как руководство к действию. Наблюдательный совет назначает исполнительный менеджмент и контролирует достижение поставленных целей.

Независимость наблюдательного совета в случае госпредприятия означает кроме прочего независимость от политиков и чиновников. Потому что интересы чиновников часто могут противоречить интересам компании, в интересах которой работает набсовет. Если чиновник, например, перед выборами хочет снизить цену на газ за счет прибыли компании и это противоречит политике собственности, независимый наблюдательный совет откажется это делать.

Независимость не отменяет ответственности. Если набсовет не выполняет целей, озвученных в политике собственности, собственник вправе его сменить.

Как было в Нафтогазе

Кабмин сформулировал политику собственности Нафтогаза - ответ на вопрос, зачем государство владеет компанией, каких результатов ожидает, на каких принципах строит корпоративное управление.

Собственник сформировал независимый набсовет, трое из шести - иностранцы с соответствующим опытом. Безусловно иностранный паспорт не является гарантией независимости, однако, уменьшает возможности шантажа и давления с целью принятия правильных решений.

Государство не полностью делегировало полномочия, например, при назначении правления или утверждении финансовых планов. Закрыть часть этих пробелов предполагалось законопроектом 6428-Д. Но вместо движения вперед правительство сделало шаг назад, внеся изменения в устав Нафтогаза.

Как стало и почему это плохо

В новом уставе указано, что теперь общее собрание может решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции наблюдательного совета. Также правительство сможет принимать решения, обязательные к исполнению наблюдательным советом. Эти изменения разрушают логику исключительного распределения полномочий между общим собранием, наблюдательным советом и исполнительным менеджментом, заложенные в директивах ОЕСР. Это особенно опасно в год выборов, когда есть соблазн давить на государственные предприятия для выполнения популистских обещаний. Также есть риск отката реформы после выборов.

После изменений в устав Нафтогаз потерял контроль на дочерними предприятиями. Кроме прочего, он не может самостоятельно утверждать их финпланы. Теперь это функция кабмина. Такая потеря собственности над активами может негативно отобразиться и на кредитоспособности Нафтогаза.

В соответствии с руководящими принципами ОЭСР наблюдательный совет должен иметь полномочия назначать и увольнять топ-менеджмент. До изменений в устав правление избиралось не набсоветом, а собственником (КМУ) на основании представления наблюдательного совета. После последних изменений наблюдательный совет полностью потерял влияние на назначение правления.

Прецедент Нафтогаза может быть дурным примером для отката реформы в других государственных компаниях, который, как известно, заразителен.

Что делать и зачем

Чтобы не превращать членов наблюдательного совета в свадебных генералов, необходимо наделить их соответствующими полномочиями, в том числе - назначения топ-менеджмента и контроля за его работой. Также необходимо исключить возможность влияния политиков и чиновников на ежедневную деятельность компании.

Необходима и доработка политики собственности в соответствии с принятым в октябре 2018 рамочным документом - принципами собственности в государственном секторе экономики.

Продолжение реформы корпоративного управления Нафтогаза нужно не только для эффективной работы компании. Это также прививка от коррупции и попыток использования компании в популистских целях. Это сигнал для международных финансовых организаций, потому что для кредиторов компании прозрачное и эффективное корпоративное управление не менее важно, чем финансовые показатели.

В 2015 году реформа корпоративного управления была условием получения кредита от ЕБРР на $300 млн. Кредит, позволивший пройти без проблем nhb отопительных сезона, был погашен в 2018. В ближайшем будущем есть риск новой схватки с Газпромом в преддверии запуска Nord Stream 2.

Лучший способ защититься от газовых атак Кремля - одолжить денег и закачать достаточно газа в хранилища. Откат реформы корпоративного управления - риск эти деньги не получить. Это также риск потерять и другие кредиты для страны в целом, того же МФВ и зависящих от сотрудничества с ним макрофина от ЕС и кредитов под гарантии США.

Конечно, можно попробовать пропетлять, одолжив дороже у коммерческих банков. А дополнительные затраты переложить на потребителей и налогоплательщиков. Вот только такой подход правительства к корпоративному управлению Нафтогазом точно будет не на благо конечных бенефициаров компании, т.е. нас с вами.