Долгое время Россия шантажировала Европейский Союз снабжением энергоносителей. Но мы показываем, что отказ от российских нефти и газа будет не столь затратным для Европы, чем принято считать. Переговорная позиция ЕС в этом вопросе сильнее и нужно ею воспользоваться для достижения мира.

Прежде чем начать пугать мир ядерным оружием, президент России Владимир Путин использовал в качестве геополитического оружия нефть и газ. Россия перекрывала (или грозила перекрыть) энергоснабжение целым странам, если они не будут выполнять приказы Москвы.

В новой истории Украине газ перекрывали в 2006 и 2009 годах. Если взглянуть на это с сегодняшнего дня, шокирует, что Германия и другие страны ЕС забыли этот наглый шантаж и теперь подвешены на российском крючке в поворотный момент истории. Россия может бомбить города в Европе и не ожидать практически никакой реакции от ЕС, потому что Евросоюз слишком зависит от российских энергоносителей. Российский экономист Сергей Алексашенко утверждает: даже если бы Россия оккупировала Финляндию, Европа все равно покупала бы российский газ.    

Покупать энергоносители у России или других режимов, убивающих невинных людей, – безнравственно. Однако еще хуже то, что объем поставки нефти и газа в ЕС абсурдно велик. Андриус Кубилюс, депутат Европарламента, пишет, что дневной объем покупки нефти и газа из России эквивалентен выдаче Путину 100 новых танков. Это вдвое больше, чем украинская армия может уничтожить за день.

Правительство США наложило санкции на импорт энергоносителей из России и призвало другие страны сделать то же самое.

Если ЕС и Китай присоединятся к санкциям, упадок российской экономики будет очень быстрым, что заставит Путина прекратить агрессивную войну против Украины и договариваться о мире. В этом случае произойдет временный всплеск цен на нефть, который можно смягчить благодаря нефти, хранящейся в танкерах, кроме того, страны Персидского залива могут довольно быстро нарастить добычу.

Еще один вариант – это внедрение программы "нефть/газ в обмен на продовольствие", чтобы доходы от экспорта энергоносителей можно было потратить только на гуманитарные товары.

Но это маловероятный сценарий. Фото все больших разрушений в Украине – Россия разбомбила роддом в Мариуполе, убив матерей и младенцев, – скорее всего приведет к бурным протестам в европейских странах и заставит правительства отказаться от российских энергоносителей. Другие страны могут обращать меньше внимания на моральные аспекты и покупать российские нефть и газ. Однако даже в этом более печальном, но более реалистичном сценарии Россия заплатит высокую цену.

Во-первых, многие считают, что нефть – это однородный продукт, но это не совсем так. Нефть может быть тяжелой и легкой, сладкой или кислой. Переход с одной на другую требует определенных инвестиций в нефтеперерабатывающие мощности.

Во-вторых, нефть нужно доставить от скважин покупателям. Нефтепроводы от России в Европу (они перекачивают незначительную долю российской экспортной нефти) нельзя перенаправить. Танкеры, курсирующие между портами России и ЕС, можно использовать для транспортировки нефти в неевропейские страны, но доставка нефти из России в Китай или Индию займет гораздо больше времени (особенно если Суэцкий канал будет недоступным), таким образом ограничив объемы перевозки нефти. Перевозка по железной дороге дороже, а также требует определенного приспособления.

В-третьих, Россия привыкла быть монополистом для большого количества мелких покупателей. А в этом сценарии она столкнется с монопсонистом, то есть покупателем, у которого есть власть на рынке. К примеру, Китай уже покупает российский газ дешевле, чем Европа. 

В-четвертых, контракты России с потенциальными покупателями, скорее всего, будут заключены в основных валютах (доллар, евро), что делает эту торговлю уязвимой к финансовым санкциям. Даже недавний контракт на поставку газа из России в Китай устанавливает расчеты в евро.

Что произойдет с ценой при таком сценарии? Если нефть взаимозаменяема, как многие думают, мировые цены значительно не изменятся, и Россия продолжит получать доходы от экспорта нефти.

Однако, если нефть не так взаимозаменяема, будет значительный разрыв между ценой Urals (российской нефти) и другими типами нефти, такими как Brent или West-Texas. Из рыночной ситуации видно, что происходит вторая ситуация. Печально известная покупка российской нефти компанией Shell состоялась со скидкой почти $30 за баррель.

Диаграмма ниже указывает, что такой разрыв цен совсем нетипичен. Кто будет покрывать этот разрыв в долгосрочной перспективе – неясно, но сейчас это российские производители. Это значит, что у российской военной машины будет меньше средств.

Разница цен Urals-Brent, доллар США за баррель


Следовательно, у Запада есть значительный рычаг давления на Россию даже с умеренными санкциями.

С другой стороны, страны ЕС могут работать без российской энергии с умеренными издержками.

Сейчас не время снова удовлетворять Путина. Пора наконец ему противостоять и использовать крепкую переговорную позицию, чтобы принести мир в Европу и защитить глобальную безопасность.