Украина еще со времен харьковских соглашений как никто другой понимает бремя пребывания в зависимости от энергоносителей из РФ. Поэтому Международная санкционная группа Ермака-Макфола разработала поэтапный план отказа Европы от российской нефтяной и газовой иглы ради безопасности континента.

Справка LIGA.net

Так называемые харьковские соглашения были подписаны в Харькове в апреле 2010 года тогдашними президентами Украины Виктором Януковичем и России Дмитрием Медведевым. Документ предусматривал продление срока пребывания Черноморского флота в Севастополе на 25 лет с возможностью продления еще на пять лет. В обмен на это Украина получила скидку в цене газа в размере 30%, но не более $100 за тысячу кубометров.

Нефтяное болото

Отказ от российской нефти в принятом недавно шестом пакете санкций ЕС — необходимое и ожидаемое решение, хотя оно могло быть принято гораздо раньше.

За 100 дней войны страны ЕС заплатили РФ 57 млрд евро за нефть и газ, вернувшиеся в Украину в виде пуль и снарядов. Каждый день войны против Украины обходится Кремлю $900 млн.

Выводы о возможности финансировать войну каждый может сделать сам.

Некоторые страны ЕС очень зависят от российской нефти, но зависимость создает опасность, и в любой момент нефть может стать оружием и средством шантажа. Только отказ от российских энергоресурсов в среднесрочной перспективе обеспечит свою безопасность. И полное нефтяное эмбарго против РФ должно быть установлено к концу 2022 года.

К запрету на поставку нефти морским путем, который введен в шестом санкционном пакете ЕС, должно быть добавлено эмбарго на трубопроводную нефть. Так будет усилено единство ЕС, когда не будет исключений для тех, кто оставил для себя возможность получать дешевую трубопроводную нефть. А отрицательная для РФ динамика по добыче нефти и производству нефтепродуктов должна быть усилена на международном уровне.

Варианты дальнейшей борьбы на нефтяном фронте

Отказ от российского топлива не может состояться сиюминутно, но уже сейчас необходимо лишить Кремль нефтяных доходов.

Одним из инструментов должно стать введение специального тарифа на выручку из нефтяных доходов, собранных на так называемом escrow-счете. Позже эти средства могут стать частью репараций для Украины.

Среди прочего, рассматриваются также установление price cap – предельных цен на российскую нефть – и запрет на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть.

Важный момент: любые ограничения против российских нефти и нефтепродуктов могут привести к росту цен на глобальном рынке (ведь рынок энергоресурсов все еще является "рынком продавца"). То есть нужна тонкая игра, сочетание санкционных мер. Кроме того, должны быть введены другие санкции: страховщики, банки, трейдеры, фрахтователи, причастные к экспорту нефти из РФ, должны испытать санкционное давление. Это важно и для самого ЕС: если РФ не сможет перепродать ресурс на других рынках, то не сможет угрожать прекращением поставок.

Газовая игла

Еще более болезненна зависимость ЕС от газа из РФ. Доля российского газа на рынке ЕС составляет 35%, или 155 млрд кубометров в год. За три месяца эта зависимость обеспечила РФ свыше 30 млрд евро газовых доходов.

Газовое эмбарго должно войти в повестку дня стран ЕС. Даже сейчас, несмотря на значительную зависимость от газа из РФ, существуют четкие шаги по сокращению импорта, подкрепленные расчетами.

Во-первых, часть стран ЕС уже сейчас может отказаться от российского газа, как это показала, например, Литва. По состоянию на сегодняшний день в Евросоюзе уже есть 11 таких стран.

С другой стороны, РФ собственноручно лишает себя рынка сбыта, перекрыв поставки газа в Польшу, Болгарию, Нидерланды, Финляндию из-за их отказа в оплате в рублях. Можно только поздравить это решение европейских стран, которые дали жесткий ответ на газовый шантаж Кремля.

Во-вторых, необходимо снизить доходы от продажи газа РФ по аналогии с нефтью — установить спецпошлины на импорт газа и перевести расчеты на escrow-счета в европейских банках.

В-третьих, важно поставлять газ в ЕС исключительно по украинской ГТС. Максимальный возможный объем транзита через Украину составляет более 140 млрд кубометров в год. Это почти полностью покрывает российскую долю в европейском газовом потреблении. Максимально загружая украинскую ГТС, ЕС снизит расходы на финансовую поддержку Украины, а для РФ это будет дополнительной платой за агрессивные действия.

Действенным инструментом является увеличение поставок СПГ в страны Европы, благодаря чему будет постепенно замещаться российский газ. Так, в марте 2022 года ЕС договорился с США о поставках 15 млрд кубометров СПГ для уменьшения зависимости от РФ.

Пора действовать

Российские газ и нефть – это оружие и средство шантажа. Необходимо лишить РФ возможностей энергетического шантажа и финансов для ведения войны.

Поэтому сейчас обсуждают список идей:

- запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть;

- ограничение цен (price cap), спецпошлины, escrow-счета для платежей.

Однако только полный отказ ЕС от российских нефти и газа будет иметь реальный эффект. Экспертные выводы на руках у наших западных партнеров и институтов, ответственных за санкционную политику. Отказ ЕС от российских энергоносителей должен происходить исключительно на условиях демократического мира.

Только единство в действиях и решениях может остановить Кремль от еще более ужасающих преступлений, а мир – от еще более ужасных последствий.