30-31 мая проходит Саммит ЕС, на котором будет обсуждаться шестой санкционный пакет против России, в том числе – энергетическая и продовольственная безопасность европейских стран в контексте российской агрессии.

Для мирового сообщества это взаимосвязанные вопросы, поскольку Россия использует ресурсы для экономической борьбы с цивилизованным миром. Если называть вещи своими именами, то это ресурсное противостояние или война на истощение.

Вариант противостояния агрессору

На такой вызов безопасности однозначно будет реагировать ЕС и союзники по блоку НАТО. Один из вариантов – это наложение запрета на выход российских танкеров из Черного моря.

Особенно актуально это решение принять именно сейчас, поскольку после недавнего возобновления работы каспийского трубопроводного консорциума ожидается увеличение трафика движения российских танкеров из Черного моря в порты азиатско-тихоокеанского региона. Кроме того, агрессор попытается переориентировать работу портов в Балтийском море, а также увеличить трубопроводные поставки через трубопровод "Восточная Сибирь – Тихий океан".

Таким образом, Россия уже перестраивает свою логистику из-за падения поставок нефти на европейский рынок. Это достаточно острая проблема для агрессора, поскольку отсутствие мощностей по хранению нефти заставляет частично останавливать скважины и мощности по переработке.

Как это можно сделать

Оснований для наложения запретов есть множество.

Один из них – экологичность судовых двигателей. Флот агрессора нарушает все возможные нормы по выбросам, но на это до недавнего времени международные организации закрывали глаза.

Сейчас как раз время присмотреться внимательнее и принять соответствующее решение. Если пойти по такому пути, это закроет для России один из путей обхода санкций – перепродажу своих танкеров другим странам.

Впрочем, самым масштабным санкционным инструментом является запрет на страхование перевозки российской нефти любым судном. Обеспечить это достаточно легко, достаточно даже на уровне Великобритании принять соответствующее решение и вменить в обязанность International Group of Protection and Indemnity clubs (объединение, которое страхует более 90% грузов морским транспортом) до его выполнения.

Альтернативным может стать внесение изменений в международные правила страхования Incoterms, предусматривающие санкционные ограничения к перевозке грузов государства-агрессора.

Если будет реализован полный запрет на морские перевозки российской нефти, в том числе на азиатские рынки, это станет ощутимым давлением на экономику агрессора, поскольку перевозки железнодорожным транспортом нерентабельны, а возможности трубопровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" ограничены.

Конечно, при таких условиях агрессор будет коммуницировать победные новости о сотрудничестве с Ираном, но инфраструктура и рельеф местности будут не приспособлены для организации надежного и мощного нефтетранспортного коридора.

Возвращаясь к желаемой позиции наших союзников, никакого продвижения быть не может, только зеркальный ответ на шантаж и агрессию.