Нынешнее лето оказалось для морских агентов очень и очень непростым. Дискуссии с государственным монополистом Администрацией морских портов (АМПУ) выдались не менее жаркими, чем само лето. 

Для того, чтобы морские агенты и Администрация смогли, наконец, начать конструктивный диалог, пришлось привлечь посредника в лице… Антимонопольного комитета. Еще летом 2018 года АМПУ посчитала и даже разработала проекты документов, которые говорили о том, что далеко не всех агентов можно считать благонадежными. Потому для блага отрасли нужно не просто держать их в ежовых рукавицах с помощью договора присоединения, но еще и проверять на соответствие определенным критериям.

Особо циничной выглядела попытка АМПУ согласовать эти критерии с Антимонопольным комитетом. Как, например, можно расценивать обязательство агента перечислить Администрации $35 000 так называемого "страхового взноса"? При этом агент, как посредник, действует от имени судовладельца и оперирует его средствами, а не своими собственными. Любые непредвиденные ситуации с судном будут, скорее, связаны с действиями экипажа, но никак не агента.

Получается, что агент вынужден либо ретранслировать судовладельцу абсурдное требование АМПУ и требовать у него денег, либо же самовольно распоряжаться средствами своего клиента при их наличии. О том, как это отразится на отношениях с клиентом, думаю, говорить не стоит. Но вопрос не только в том, что морские агенты потеряют своих ключевых клиентов, а в том, что подобные действия АМПУ делают наши порты еще менее привлекательными для грузовладельцев.

И такое требование, наряду с другими, не менее любопытными (например, гарантия определенного количества судозаходов), АМПУ попыталась включить в договор присоединения. Напомню, что в силу специфики этого документа Администрация может менять его условия в одностороннем порядке, не спрашивая согласия контрагентов. А обсуждать соглашение с агентами АМПУ не стремилась и провела лишь несколько совещаний уже после свершившегося факта присоединения.

Естественно, такие изменения вызвали волну протеста среди участников рынка. Одновременно шесть агентов обратились с жалобами в Антимонопольный комитет, который в итоге подключился к этой интересной дискуссии и усмотрел в действиях АМПУ явные признаки злоупотреблений. Выводы ведомства гласят, что морские агенты вынуждены соглашаться на столь невыгодные условия только из-за отсутствия альтернативы. И подобной ситуации просто не могло бы быть в конкурентной среде.

Также АМКУ обратил внимание на отсутствие объективных факторов, в т. ч. требования законодательства или интересов общества (в лице сообщества морских агентов), которые обусловливали бы необходимость заключения договора именно в форме присоединения.

Отдельно АМКУ прокомментировал ряд условий договора, которые создают дисбаланс между правами / обязанностями сторон договора, в частности: безосновательное ограничение права морского агента на внесение изменений в договор присоединения; установление неоправданно короткого строка (6 месяцев) действия договора, отсутствие порядка и условий пролонгации договора, оснований и порядка отказа АМПУ в такой пролонгации.

Что касается допуслуг и обязательств, Антимонопольный комитет установил следующее:

  • Плата за оформление пропусков для автотранспорта и для доступа на территорию порта оплачиваются в составе портовых сборов, в частности корабельного и причального, и такое оформление не является допуслугой.
  • Почти вся информация, которую предоставляет АМПУ (о ценах, условиях обработки и т.д.), должна быть или есть в свободном доступе. Таким образом, непонятно, за что именно взимается плата за информационные услуги, как определяется их цена, что является их предметом и основанием для взимания.
  • АМПУ грубо нарушает определенную законом процедуру установления свободных цен, устанавливает их в одностороннем порядке, без согласия сторон, в том числе без согласия судовладельца, который является потребителем услуг АМПУ, или морского агента - представителя судовладельца.
  • Неправомерным является требование к морскому агенту письменно предоставлять АМПУ сведения о судовладельце и его банковских, почтовых реквизитах, номерах телефонов, и т.д., а также надлежащим образом заверенную копию действительного в Украине документа, согласно которому морской агент номинирован судовладельцем и который является подтверждением полномочий морского агента.
  • Договор безосновательно устанавливает имущественную ответственность одного лица (морского агента) за действия или бездействие другого лица (капитана судна или судовладельца).
  • Договор, кроме общих фраз, не содержит норм касательно ответственности самой АМПУ. Таким образом, агенты фактически лишены возможности контролировать качество предоставляемых услуг.

Поэтому обязательные к рассмотрению рекомендации, которые Антимонопольный комитет предоставил АМПУ, выглядят абсолютно логичными. Напомню вкратце их суть:

  • АМПУ следует разработать недискриминационные условия договора с морскими агентами. Более того, необходимо обеспечить прозрачную процедуру обсуждения его условий с контрагентами.
  • Во избежание дальнейших нарушений Администрация морских портов не должна вносить никаких изменений в действующий договор о присоединении в одностороннем порядке.
  • АМПУ не должна ограничивать доступ к рынку морского агентирования те компании, которые не подали декларацию о присоединении и при этом обратились от имени судовладельца за получением соответствующих услуг.
  • Администрация обязана обеспечить недискриминационную процедуру заключения договора о взаимодействии с морскими агентами.
  • АМПУ должна обеспечить право агентов свободно выбирать необходимые им дополнительные услуги по свободным тарифам в рамках отдельных хозяйственных договоров.

Срок рассмотрения рекомендаций – 30 дней с момента их получения. А потому уже через месяц, благодаря выводам АМКУ, мы можем увидеть первые положительные изменения на рынке морского агентирования. Также надеюсь, что новый министр инфраструктуры обратит внимание на проблему, и в дальнейшем Администрации и морским агентам не придется привлекать для переговоров посредника в лице Антимонопольного комитета. Кроме того, это создает прецедент и поможет бизнесу решать аналогичные проблемы с другими госмонополиями, в частности, Укрзалізницей, которая перехватила эстафету договора присоединения у АМПУ.