Так говорил Ли Куан Ю: рецепт государства от великого реформатора
Когда Ли Куан Ю возглавил Кабмин, Сингапур был постколониальным придатком, у которого не было почти никакой промышленности (в своей биографической книге "История Сингапура: Из третьего мира в первый" Ли Куан Ю пишет, что они импортировали даже песок).За годы правления Ли Куан Ю город превратился в экономическую столицу Азиатского региона. По уровню ВВП на душу населения Сингапур входит в десятку наиболее успешных стран. Здесь одно из самых успешных и эффективных правительств, почти нулевая коррупция.
У успеха Сингапура есть и обратная сторона медали - Ли Куан Ю был, мягко говоря, не сторонником демократии. Полузаконными, с нашей точки зрения, методами он почти уничтожил политическую конкуренцию. По уровню свободы слова, защиты прав человека, Сингапур стабильно занимает места в конце списка. Законодательство острова предусматривает смертную казнь (до введения моратория Сингапур был лидером по числу суровых приговоров), а также телесные наказания: несколько десятков ударой палкой.
Часто многие сторонники сингапурского пути забывают о том, что он плохо совместим с личной свободой граждан. Но с эффективностью подходов Ли Куан Ю сложено спорить.
ЛІГАБізнесІнформвыбрала несколько значимых цитат великого реформатора
"Не считая нескольких исключений, демократия не привела ни одного хорошего правительства в развивающиеся страны… То, что ценно для азиатов, необязательно будет полезно для американцев или европейцев. Жители Запада ценят свободы и привилегии индивида. По примеру азиатской, китайской культуры, я ценю правительство, честное трудолюбивое и эффективное".
"Коррупция - одна из характерных черт азиатского образа жизни. Потому люди открыто принимали вознаграждение, это было частью их жизни. Чтобы победить коррупцию, нужно не испытывать жалости, сажая в тюрьму друзей и родственников".
"Политические реформы не должны быть неразрывны от либерализации экономики. Я не верю то, что либералу, полному самых разных точек зрения, противоречащих друг другу идей о рынке, шумному и яростному, гарантирован успех".
"Без законно выбранного президента или при неадекватном и непрозрачном результате выборов, в течение двух-трех лет, как правило, возникает нужда в помощи армии, которая должна прийти и остановить все это".
"Меня часто обвиняют в чрезмерном вмешательстве в частную жизнь граждан. Если бы я не делал этого, мы бы не добились того, чего добились на сегодняшний день. И я говорю без тени сожаления: нас бы здесь не было, мы бы не добились такого экономического прогресса, если бы мы не вмешивались в личные дела, - кто ваш сосед, как вы живете, почему вы шумите, как вы плюете и на каком языке говорите - мы решаем, что правильно. Неважно, что думают люди".
"По уровню человеческого развития, который измеряют Всемирный экономический форум, Мировой банк, МВФ, наши результаты очень высоки. А в рейтингах Freedom House и Amnesty International мы внизу списков. У нас есть смертная казнь. Но если бы у нас не было смертной казни, а мы крупный международный центр, мы бы стали центром мировой наркоторговли и эти наркотики распространились бы и в нашем обществе".
"Мы знали, что если бы мы были в точности как наши соседи, мы бы умерли. Потому что у нас было бы нечего предложить в противовес тому, что могли бы предложить они. Поэтому нам нужно было производить что-то лучшее и отличное от того, что производят они. Это надолго. Это эффективно. Это меритократично. Это работает"
"Есть книги, по которым можно научиться строить дома, ремонтировать двигатели или писать книги. Но мне никогда не попадалось книг по созданию нации из многоликого общества иммигрантов из Китая, Британской Индии, Голландской Ост-Индии, так же как и книга о том, как обеспечить население большого города средствами к существованию в условиях, когда город утратил прежнюю экономическую роль торговых ворот целого региона".
"Мы верили в социализм, в то, что каждый имеет право на равную долю общественного богатства. Позже мы узнали, что для успешного развития экономики личная заинтересованность в результатах труда и вознаграждении за него также жизненно важны. Но поскольку у людей, как правило, разные способности, то при условии, что результаты работы и распределение вознаграждения регулируются рынком, неизбежно наличие незначительного числа тех, кто получил бы очень много, множества тех, кто довольствовался бы средним доходом, и значительного количества оставшихся за бортом".
"Там, где правительство берет на себя ответственность за выполнение функций главы семьи, люди начинают расслабляться. Система социального обеспечения подрывает в людях сознание того, что в жизни следует полагаться на себя. Не надо было больше работать на благо своей семьи, подачки становятся образом жизни. Эта нисходящая спираль становится бесконечной, в то время как мотивация к труду ослабевает, а производительность труда снижается. Люди утрачивают стремление к успеху, поскольку платят слишком много налогов. При этом, они начинают зависеть от государства в удовлетворении своих базовых потребностей".
"Если ты лишаешь себя помощи сторонних ресурсов, а твои конкуренты - нет, ты сам выталкиваешь себя из бизнеса".