Как делать то, ради чего мы родились, и получать за это деньги
Оксана Мась, художница из Одессы, ежегодно принимает участие в десятке зарубежных выставок современного искусства, ее работы покупают в Европе и Америке. В 2010-м в основном соборе Софии Киевской была представлена самая известная работа художницы - мозаичное панно с ликом Божьей Матери, собранное из писанок. Ее работы узнают по всему миру. В условиях неразвитой украинской арт-индустрии ей удалось заявить о себе как о профессионале на мировом рынке современного искусства. По ее мнению, главное для успеха – поверить в себя, а также совершенствоваться профессионально и духовно. Остальное приложится. Ведь к гармоничному человеку деньги не могут не прийти.
Понимание того, что Оксана Мась хочет быть художницей пришло к ней еще в детстве. Хотела только рисовать и путешествовать. А со временем пришла от базового академического образования в contemporary art. Говорит, что в contemporary art художник должен очень хорошо чувствовать время. Не для того, чтобы показывать это время сейчас, а для того чтобы подняться над ним и сделать что-то такое, что будет работать еще на много лет вперед. Но в Украине проблема: художники все очень четко работают с прошлым, неплохо работают с настоящим, но очень мало художников, которые могут сделать что-то на будущее.
"Недавно я была в Вашингтоне на выставке Джузеппе Арчимбольдо. Он делал портреты людей из овощей. Я, к своему стыду, думала, что это начало XX века. А это XVI век. Представляете? 500 лет назад человек создал такое, когда модно было увлекаться фламандцами", - рассказала в интервью Оксана Мась.
Спустя годы у художницы появился соблазн быть галеристом, куратором. Но она не поддалась. "Я всегда помнила свою основную линию. С нее никогда нельзя сходить. Если ты станешь галеристом, будешь плохим художником. Нельзя на все подобные искушения поддаваться. Разменяться очень легко. Тем более легко разменяться на Украине, да и в России тоже, в тех странах, где все еще происходит экономическое становление, каждый ищет себе место, каждый про себя мало что знает, потому что мало что знает про современное искусство и про искусство в принципе", - признается она.
Первые работы Оксаны Мась были проданы в 1992 году. Это были абстрактные графики, которые продались по $70. В целом же смутные 90-е годы ее не коснулись. У нее была своя фирма, она рисовала вывески для комиссионных магазинов, когда они только стали появляться. Поэтому достаточно хорошо зарабатывала. И сегодня Оксана Мась, по ее собственному признанию, практически ни в чем себе не отказывает.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Вторая специальность Оксаны Мась – философ. Примечательно, что сегодня у художницы нет любимого цвета, нет любимой кухни, потому что "как только ты начинаешь любить что-то одно, ты себя сразу ограничиваешь". А жизнь прекрасна во всех проявлениях. Оксана утверждает, что если видит какую-то привязанность, то старается от нее избавиться. Потому что это - начало краха.
Кроме того, пока ты живешь в обществе, тебя могут искушать слава, деньги. Очень немногие способны перед этим устоять. Это огромный труд - различать все искушения. Хотя способность не поддаваться искушениям может быть дана от природы... "Как только художник поддается малейшему искушению, он начинает врать себе, попадает в маховик: надо что-то выдавать, издавать каждый год. Он становится рабом самому себе. И в этом прокол. Качества тогда он не может дать", – полагает Мась.
Философ Мась выделяет три этапа, на которых гибнут художники: мыслительный процесс, интеллектуальная база, которую нужно все время расширять, и смелость практического поступка. "Взять, к примеру, мой проект с писанками, его отвергли практически все на начальном этапе. В России отнеслись достаточно лояльно, в мире это принято на ура. Это и есть смелость практического поступка: достать что-то из своей старины и не обращать внимания на то, кто что скажет, понравишься ты или не понравишься, а не перечеркнешь ли ты этим проектом все свои предыдущие картины. Если ты мыслишь глубоко, ты ничего не боишься. Я пошла на философский, потому что я понимала, что я выйду оттуда другим человеком. Я считаю, что на философию нужно отправлять всех, не помешает", - категорична художница.
Оксана также отмечает, что в последние годы художники бьются за рейтинги. Считается, что художник должен быть светской фигурой, должен быть модным. Но лично ей это чуждо, она не приемлет тусовок. Более того, сейчас наблюдается тенденция, когда иностранные галереи хотят вести переговоры, говорит только с художниками, а не с менеджерами. Иными словами, убедиться, действительно ли ты художник и как ты мыслишь.
ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГОЛОДНЫМ
По признанию самих художников, сегодня современному художнику, живя в Украине, подняться над временем крайне сложно. "Ну как художник может быть голодным? Карл Маркс писал, что творчество возникает только тогда, когда есть крыша над головой и еда. Мы так устроены. Поэтому утверждение, что художник должен быть голодным, это ерунда", - говорит Оксана Мась, которая отнюдь не жалуется на недостаток заработка.
Если в Интернете задать в поисковик "Оксана Мась", первое, что он выдаст – официальный сайт художницы на английском языке, что свидетельствует о том, на интерес какой аудитории он рассчитан. Иностранной. Она – одна из немногих украинских художников, чьи картины и инсталляции представлены во многих галереях мира, в т.ч. продаются на Sotheby's. В июне 2009 года ее картина "Drive 9" отмечена как самый дорогой лот Украинской недели искусств (Ukrainian Art Week) этого международного аукциона.
Художница много времени проводит за границей, посещает арт-фестивали выставки. В Украине у нее есть, как называет Мась, ее "группа поддержки", выполняющая функции галеристов в части продвижения имени художницы и ее работ. Сама же она предпочитает ездить общаться с кураторами, коллегами, искусствоведами, посещать профильные мероприятия и встречаться с коллекционерами.
Кстати, начинающим коллекционерам Оксана Мась советует пойти в Галерею Уффици или в Лувр и не смотреть на подписи. Как только какое-то произведение остановит, это - работа искусства.
На сегодня работы Оксаны Мась представлены в более сотни частных коллекций в Украине, России, Европы и США. Художница говорит, что не всегда интересуется, кто купил ее картину. И ей куда приятнее, когда человек покупает работу не по имени, а по содержанию. Хотя, конечно же, коллекционерам важно знать автора.
Следует отметить, что художница прославилась и тем, что патентует свои техники живописи и декоративно-прикладного искусства. Как-то она призналась, для чего это делает: "Дело в том, что имея официальный документ, художнику легче доказать разным организациям, почему его картины стоят дорого. Например, чтобы вывезти работы за границу их нужно застраховать, а для этого – оценить. Но в украинских страховых компаниях нет таких специалистов. Или были моменты, когда покупатели хотели заложить в банке картины. Для этого им нужен сертификат на мои работы. В таких случаях патент об авторской технике очень кстати".
И ДЛЯ ДУШИ, И ДЛЯ ДЕНЕГ
Молодая, но уже опытная художница и предприниматель Мась (хотя она настаивает на том, что художнику следует четко отделять бизнес от искусства) глубоко убеждена, что полученный от природы талант нельзя закапывать в землю. Но талант можно успешно использовать и для души, и для денег...
- Оксана, талантливый человек талантлив во всем?
Да.
- Чем вы еще занимаетесь?
Я люблю кухню, дизайн интерьеров, люблю путешествовать, - я люблю делать практически все. Если человек талантлив не во всем, нужно усомниться в его таланте. Это называется одаренность. Я считаю, что хороший водитель или повар - это тоже художник. Среди тех, кто мажет кисточкой по холсту, очень мало художников.
- У вас 15-18 выставок в год. И почти все за границей. Это восхищает. Что планируете дальше?
В следующем году много выставок - Швейцария, Америка, Милан, Флоренция.
- Какая была для вас самой важной в ушедшем году?
"Арт-Москва". Встретилась с большим количеством людей. Она для меня важна.
Что в это году произошло знакового?
С июля начала сотрудничество с "Opera Gallery". Это самая крупная сеть художественных галерей в мире. Более того, там вообще нет украинцев, Кандинский продается. Это здорово. Куратор даже не хотел разговаривать. Его уговорили просто посмотреть работы. Я привезла ему в Монако сферы с писанками, черно-белые. Он тут же все оставил, и за две недели все было продано.
- Чего вы ждете от будущего?
Ничего не жду. Честно. Так и живу. Как в буддистской притче - делай, что должен, и будь, что будет.
(У Оксаны звонит телефон, рингтон - музыка Анджело Бадаламенти – ред.)
- Вы любите Дэвида Линча? Почему?
Я его уважаю. Он уникальная личность. У нас на планете всего 10% населения вообще мыслит. Из мыслящих он - уникальная фигура. Он ведь тоже пытается старые знания переложить на современный язык. Я вижу эту мировую тенденцию - люди, которые поднялись над временем, понимают эти процессы и пытаются объяснить обществу на его языке.
СЕКРЕТ УСПЕХА
Художница философски относится к таким формулировкам, как секрет успеха. Говорит, сама все время хочет узнать его. Но ей однозначно понятно, если человеку выпал шанс вообще родиться, значит это уже не просто так. "Значит делай то, что ты чувствуешь, верно. Не обманывай себя, и все сложится", - убеждена она.
Панель сфер Оксаны Мась, проданная на "АртМоскве", состоит из трех сфер на черном фоне, обошлась покупателю в 220 тыс евро. Еще одна работа под названием "Взгляд в вечность", подаренная Собору Софии Киевской, оценена в 250 тыс евро.