Кто такие рейдеры? Наше воображение рисует привычный образ крепких парней в бронежилетах, ломающих двери офиса и укладывающие сотрудников лицом в пол. Они выносят документы и сервера, угрожают, блокируют работу предприятия.

Куда реже в роли исполнителей темных дел мы представляем себе структуры большой государственной машины. Но именно они наиболее опасны, ведь борьба с этой разновидностью рейдеров перерастает в затяжное сражение неравных сил.

Предприниматель/бизнес очень долго и малопродуктивно вынужден отстаивать свои законные права и доказывать незаконность действий представителей госорганов.

Может ли бизнес эффективно защитить себя в неравной схватке?

Может, если обратится к практике, запечатленной в мировой истории. Она содержит достаточно примеров неравных битв и побед сторон, силы которых в разы уступали нападающим. Изучив их, возможно максимально продуктивно использовать методы борьбы, доказавшие свою эффективность в конфликтах былых времен.

Одна из таких стратегий заключается в том, что добиться победы над превосходящим в силе противником можно, сделав локальную проблему масштабной.

Наглядная иллюстрация использования такой стратегии – борьба за независимость Алжира против огромной могущественной Франции в 1954-1962 годах с сильнейшей армией и генералами у власти.

Алжирцы добились осуждения действий противника, как в самой Франции, так и на международном уровне, в том числе на уровне ООН. Стране помогло активное распространение в СМИ материалов, рассказывающих о жестоком отношении французов к жителям Алжира.

Не отступив, Франция рисковала столкнуться с гораздо более масштабными проблемами, чем послабление своего влияния в Алжире.

Как эту стратегия можно использовать сегодня?

Показателен пример из сферы отечественного агробизнеса. Корпоративный спор небольшой компании становится отправной точкой для масштабной операции по раскрытию деятельности крупной преступной группы. По оценкам Генпрокуратуры и СБУ, деятельность этой группы привела к захвату более 300 объектов оценочной стоимостью свыше 1,5 млрд гривень.

Собственники одного из агропредприятий Черниговщины, зайдя в государственный реестр юридических лиц, обнаружили, что больше не являются владельцами своего бизнеса. На их месте значится некий житель Донецкой области. 

Выяснилось, что суд Донецкой области, а затем по цепочке исполнительная служба и нотариус, внесли изменения в структуру собственности в государственный реестр на основании поддельных документов. Параллельно другой суд в Херсонской области с зеркальными поддельными документами осуществил такую же цепочку действий по тому же предприятию, но уже на третье подставное лицо. 

Распутав преступную схему, собственники агропредприятия подали заявления в Национальную полицию, Высший совет правосудия, жалобы в квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатов, иск в Хозяйственный суд Киева, апелляцию в Донецкий апелляционный суд. 

Дело начало приобретать огласку. Журналисты проекта Скажи.UA провели собственное  расследование и установили, что подобные судебные решения не в новинку для судей Мариинского районного суда Донецкой области и Голопристанского районного суда Херсонской области. За последние два года они вынесли, как минимум, 10 аналогичных судебных решений в отношении имущества, местонахождение которого не имеет никакого отношения к районам, где находятся суды. Все это говорит о системности подобных действий.  

Собранные с разных сторон факты и информация дошли до ведома Генпрокурора и стали основанием для возбуждения уголовного производства одним из центральных аппаратов. Прокуратура совместно с СБУ начинала проводить расследования и задержания. 

Примерно за шесть месяцев была раскрыта целая преступная организация, в составе которой были и судьи, и адвокаты, и регистраторы- коммунальные предприятия, которые, к слову, упразднили в результате реформирования системы госрегистрации и согласно норм закона о борьбе с рейдерством. 

Высший совет правосудия уволил с должности судью Голопристанского районного суда Херсонской области, которого уличили в принятии незаконных решений и пособничестве мошенничеству. Законные права собственников на долю в уставном капитале черниговского агропредприятия были восстановлены. 

Когда проблема небольшого бизнеса стала масштабной, госорганы больше не могли стоять в стороне и достаточно быстро реагировали на расследования и противодействие нарушителям. 

Создание широкого разнопланового информационного поля вокруг проблемы и огласка в СМИ привели не просто к восстановлению справедливости в конкретно взятом деле, но и помогли раскрыть целое преступное формирование и провести реформирование госрегистраторов на государственном уровне. 

Справедливости можно добиться, если не бояться за нее бороться и идти до конца, используя нетривиальные методы и очень неудобные для противника шаги.