Трюк с оленями. Каскадер Дмитрий Русанов основал ферму под Сумами. Дальше – экопарк
Дмитрий Русанов создал оленью ферму в Сумской области. Сейчас на ней 200 животных. Русанов надеется, что они смогут обеспечить ему безбедную старость.
Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram
Как устроено оленье хозяйство и сколько можно заработать на таком необычном бизнесе?
Каскадер-оленевод
Дмитрий Русанов – профессиональный каскадер. Последние 15 лет он работал в итальянском парке развлечений Movieland Park с труппой из полусотни артистов. "Сейчас я в этом деле уже пенсионер – выступаю, только тогда, когда есть желание", – рассказывает Русанов.
Год назад он решил заняться новым делом.
Олени появились не случайно. Русанов с детства работал с животными. Сомнений, в какой сфере применить себя после завершения каскадерской карьеры, не было.
"Когда я поездил в Европе, удивился, как много там животных в лесах, на ранчо, на фермах и как о них заботятся, – рассказывает он. – Посмотрел на чужой опыт и решил создать что-то подобное в Украине".
Выбор пал на оленей – величественных животных, разведением которых в Украине занимаются единичные хозяйства. Помочь в организации Русанов попросил опытного местного фермера Виктора Гале, которого называет своим наставником и партнером.
Вдвоем они основали компанию Червус (олень – лат.) и арендовали 80 га пустующих болотистых земель неподалеку от Конотопа – то, что нужно для оленьей фермы. Оградили ее специальной пружинистой сеткой, которую заказывали в Англии, и завезли поголовье.
Сначала партнеры планировали привезти в Украину максимум 20 оленей. "Копнув глубже, я понял, что для Украины это новая тема, – рассказывает Дмитрий. – Решил ее возглавить".
Сейчас на ферме уже 200 голов животных – к оленям добавились лани.
"Самок благородного оленя у нас где-то 100 голов. Самцов – 20. Четыре из них – взрослые, остальные – молодняк, которому семь-восемь месяцев. Кроме того, у нас около 80 ланей", – рассказывает о своих питомцах фермер-каскадер.
Часть животных он завез из-за рубежа, часть – родились уже здесь. Как один из пионеров оленеводства в Украине Русанов занимается не только собственным хозяйством, но и подбирает оленей на заказ. "В прошлом году я завез 350 оленей и 150 особей лани для других хозяйств в Украине, – рассказывает бизнесмен. – Думаю, в этом году ввезу не менее пятисот".
Вместо денег за услуги берет животных. "С каждой сотни два оленя достаются нашему хозяйству", – говорит Русанов.
Оленья экономика
Фермер неохотно говорит об инвестициях в бизнес. Стоимость самки оленя, по его словам, стартует с 1000 евро, самца – от 3000 и может кратно расти в зависимости от генетики животного. "Сначала мы завезли около сотни оленей, это обошлось примерно в 5 млн грн, – рассказывает Русанов. – Еще столько же потратили на аренду земли и оборудование вольеров".
Содержать животных недешево – 200 голов в холодные месяцы "съедают" 50 000-70 000 грн ежемесячно. Весной затраты уменьшаются в разы. "Они будут пастись, не будут требовать практически никаких вложений, – говорит Русанов. – Олени – очень неприхотливые животные".
Обеспечивает животных кормами Виктор Гала из своего фермерского хозяйства. "Завозить корма нужно раз в три-пять дней", – говорит Русанов. Со своим стадом он справляется в одиночку – нужно лишь выгрузить провизию пару раз в неделю.
Специального ветеринарного и зоотехнического образования у каскадера нет. Помогает многолетний опыт общения с животными. "Если мне нужна помощь профессионалов, например, кровь из вены взять, вакцинировать, я обращаюсь к специалистам", – добавляет он.
Возвращать вложения партнеры начнут не ранее, чем через пять-семь лет, говорит Русанов. А через четыре года, по его прогнозам, ферма выйдет в ноль.
На чем будут зарабатывать? Во-первых, на продаже оленей. По словам Русанова, уже сейчас спрос на качественное поголовье превышает предложение.
В Украине только пять оленьих хозяйств, которые занимаются селекцией и разведением таких животных. Кроме того, олени из Украины интересны профессиональным заводчикам из-за рубежа для выведения новых линий.
Уже сегодня в Червусе стоит очередь из желающих приобрести животных, утверждает Русанов. Но самка оленя приводит только одного олененка в год. Удовлетворить спрос предприниматели пока не могут.
Туризм и большое дело
В выходные ферму Русанова посещают 150-200 туристов. Денег он не берет – люди просто могут полюбоваться животными и покормить их.
Прибыль может быть в другом месте. В экопарке Мэдвино под Киевом Русанов участвует в строительстве крупнейшей оленьей фермы в Европе на 10 000-12 000 голов.
"Ко мне обратились владельцы экопарка и пригласили реализовать такой проект, став их младшим партнером", – говорит Русанов. Их имен он не раскрывает. Торговая марка Medvino записана на супругу экс-депутата Виктора Пилипишина.
Русанов признается: инвесторы Мэдвино хотели выкупить хозяйство в Сумской области, но оленевод не согласился. "Мне предлагали компенсировать все вложения с прибавкой в 50%. Но зачем мне деньги, что я с ними буду делать?" – улыбается он.
Финансово в большом проекте Дмитрий не участвует: его дело – обеспечить поставки оленей.
По его словам, реализовать амбициозный проект с Мэдвино стоимостью миллионы долларов планируют за пять-семь лет. "В этом году закупим 500-700 голов маточного стада, а затем оно будет воспроизводиться", – рассказывает о планах оленевод.
Если затея выгорит, неподалеку от Киева появится оазис, где можно будет отдохнуть и пообщаться с природой.
Но олени – это не только бизнес, это дело "для души", уверяет Русанов. Нескольких особей он намерен выпустить в дикую природу для возрождения популяции животных в украинских лесах. "Возможно, через 10 лет они не будут экзотическими животными", – надеется оленевод.