А петушок-то русский! Facebook-история скандала вокруг айдентики Мандруй Україною
Месяц назад Министерство культуры Украины анонсировало программу развития внутреннего туризма "Мандруй Україною", заявив, что эта инициатива родилась в тесной кооперации государства, бизнеса, креативных индустрий и туризма.
Айдентика проекта спровоцировала громкий "рекламный" скандал: креативщиков, работавших над визуальной частью бренда - предпринимателя Андрея Федорива и художницу Ольгу Селищеву - обвинили чуть ли не в антиукраинской деятельности и насаживании российской культуры в Украине.
Из-за чего разгорелся, как развивался скандал и чем закончился (спойлер - на удивление конструктивно) - в 10 Facebook-постах.
Благими намерениями
Известный украинский креативщик и основатель Fedoriv Agency Андрей Федорив и Фундация Дарины Жолдак решили на безоплатной основе помочь Минкульту и Госагентству туризма. Ведь денег для разработки фирменного стиля проекта у государства не было, как и времени для того, чтобы их искать, тоже. Федорив обратился к художнице Ольге Селищевой с предложением оперативно придумать и нарисовать вижуалы для кампании #мандруйУкраїною. Художница вписалась в жесткие временные рамки.
Айдентика для всех
Селищева предложила айдентику с фольклорными мотивами. Гостуризм выложил вижуалы в открытый доступ, чтобы всем, кому нравится такой стиль, могли использовать их для себя, а предприниматели получили возможность произвести брендированные сумки, футболки, сувениры и заработать.
Вкусовщина, хохлома или "русский север"?
Сразу после обнародования вижуалов Федорива и художницу Селищеву критиковать за "российскость" образов. "А не перепутали ли вы страны?", "Что это? Вы издеваетесь? Россия головного мозга". Петух оказался не украинской птицей: "Причем тут петух?", - возмущались фейсбук-критики.
Холивар начался после того, как к обсуждению новой айдентики подключились коллеги-креативщики и художники. В частности, художник Богдан Гдаль на своей странице в Facebook написал, что брендинг от Fedoriv Agency в таком стиле был сделан сознательно, и это можно назвать "подрывной деятельностью по замещению символов". "Типичные для фольклора русских образы из каких-то костромских пряников, выбранные для популяризации украинских регионов", - охарактеризовал он айдентику.
Правда, позже художник обновил свой пост, поскольку выяснил, что конь взят из косовской керамики (Косов - город в Ивано-Франковской области, который славится народными промыслами - Ред.). При этом петушка он назвал "дорисованным уже самостоятельно на основе собственных предпочтений (возможно из детства)".
Были претензии у Гдаля и к колористике: "Цвет тоже изменен под собственным видением. То есть, вроде бы один образ и правильный, но из-за смены цветовой гаммы, плюс из-за отсутствия территориальных акцентов для айдентики, плюс из-за каких-то собственных личных вкусов, вышел лубок", - клеймил коллег Гдаль.
По мнению Татьяны Швыдченко, кандидата исторических наук, основателя Экспертного корпуса, айдентика Мандруй Україною получилась абсолютно пророссийской.
Подключился и эпатажный художник Иван Семесюк. По его мнению, в разработанной айдентике виден "русский север из детских книг советской эпохи".
Журналист Виктор Трегубов усмотрел "Россию" и в более ранних работах Fedoriv Agency. Трегубов написал, что айдентика проекта выполнена "в стиле костромских пряников", а в брендинге Киева, который Федорив делал много лет назад, использован образ церковных куполов, характерных для российских церквей. И призвал "кострому из креативных голов как-то выдуть".
Совладельцы издания Bykvu.com Петр Терентьев и Катерина Рошук также выступили с критикой Федорива.
"В символах все не так - от цвета до содержания, которое они несут", - отмечает Терентьев. Он уверен, что в айдентике использованы образы из произведений российских писателей.
Еще меньше конструктивного хейта в адрес Федорива добавили и юристы, и бизнесмены, и сотни "диванных" экспертов, написавших комментарии под постами об айдентике Мандруй Україною.
Сначала Федорив попытался как-то оправдаться. По его словам, за консультацией к нему обратилось Гостуризма и Минкульт, а не наоборот. Автора вижуалов порекомендовал он лично, поскольку ранее имел положительный опыт работы с Ольгой Селищевой. При этом разработка не требовала финансирования со стороны государства, работу художницы Селищевой оплатила Фундация Дарины Жолдак. Как отметил Федорив, вижуалы были созданы очень быстро, всего за два часа.
Бизнесмен также сообщил, что после критики изображений Минкульт и Гостуризма перестали использовать вижуалы, оставив для маркировки проекта только графическую надпись.
Это не сильно успокоило общественность, холивар продолжался. Вечером 14 июля Федорив озвучил неожиданное решение: организовать профильную конференцию по теме использования украинской символики, образов, мифологии в современном дизайне и брендинге украинских проектов и создать контентный проект для широкой аудитории об украинских символах и образах из инфографики, фото и видеоматериалов.
Кроме того, Фонд Дарины Жолдак обещает дополнительный приз для художника, который выигрывает открытый конкурс Министерства культуры на новые иллюстрации проекта в размере 50 000 грн, если такой конкурс будет объявлен.
Такой конструктивный ход оказался хорошим способом погасить кризис. За сутки пост Федорива набрал сотни благосклонных комментариев и перепостов.