Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Коллаж: Дарья Дмитренко/LIGA.net
Содержание:
  1. "Путь был трудным"
  2. "Хочешь сделать хорошо – сделай это сам"
  3. "Кто-то должен остаться"
  4. Анатолий погиб от выстрела в висок
  5. Багги-центр стал местом военного преступления

Анатолий Древаль был каскадером, чемпионом по автомобильному многоборью, автомехаником. А делом жизни для него стал собственный багги-центр "Мрия" в селе Мила Киевской области. Там посетители могли кататься на багги и квадроциклах, отдыхать в специально обустроенной локации для барбекю. Анатолию был 71 год, он мечтал передать свое дело дочери. Но не успел. В марте 2022 года на пороге дома на Житомирской трассе появились российские солдаты. Мужчина вышел к оккупантам с отверткой. Его убили выстрелом в висок.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

"Путь был трудным"

Анатолий Древаль родился в Молдове в украинской семье. Молодым переехал в Киев, где подрабатывал учителем физкультуры, открывал кружки по автоделу при школах, таксовал. А когда освоился в городе, начал собственное дело.

В 38 лет Анатолий открыл автомастерскую. Он был среди первоклассных автомехаников и нередко шутил, что управлять автомобилем научился быстрее, чем ходить.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: архив дочери

До рождения дочери Натальи в 1983 году Анатолий также был каскадером в кино. "На роды мамы он приехал с последней съемки, потому что мама говорила, что дочке нужен живой отец", – вспоминает дочь.

Автомобили были его страстью: он участвовал в ралли, много ездил по Европе, был чемпионом по автомобильному многоборью. Неудивительно, что и собственное дело Анатолий связал с авто: начал развлекательный бизнес — заезды на багги для желающих. Путь Анатолия в этом деле был трудным, рассказывает Наталья.

Первой локацией, где мужчина провел развлекательные заезды, была Днепровская набережная в Киеве. Однако этот участок начали застраивать.

"К нам в Киеве приходили какие-то мужчины и просили взятки. Они ломали что-то на папиных "точках", и сам отец приходил избитый. Он не очень нам рассказывал об этом… Но я слышала телефонные разговоры и могу сделать выводы, что палки в колеса ему вставляли. Не знаю, по каким соображениям... Даже травили животных, которых он подкармливал. Несколько раз я видела красные глаза отца, хотя он почти никогда не плакал", – рассказывает дочь.

15 лет назад бизнес Анатолия переехал на Житомирскую трассу в село Мила. Там мужчина арендовал землю. Сам он тоже переехал из Киева в Милу – около трех лет жил в доме на территории багги-центра.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: архив дочери

"Хочешь сделать хорошо – сделай это сам"

Все свое дело Анатолий Древаль годами строил своими силами. Дочь вспоминает, как папа планировал за ужином, обсуждал аренду, поиски багги или запчастей.

"Помню, как все рождалось: он брал лист и рисовал багги, форму трассы, которую потом сам рыл и строил по чертежам", – говорит Наталья.

Время от времени у Анатолия появлялись работники или ассистенты. Впрочем, надолго они не задерживались из-за сильного и одновременно сложного характера отца, объясняет Наталья: "Его девиз: хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Папа был требовательным: или все, или ничего, или хорошо, или никак".

Клиентов Анатолий привлекал через рекламу, и их всегда хватало.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: Багги-центр

По словам друга Юрия Чуба, Анатолий никогда не стоял на месте в бизнесе. Пытался модернизировать технику, подстраивался к запросам клиентов.

"Он всегда придумывал что-то новое: новые трассы, услуги, развлечения. Для того чтобы люди максимально комфортно могли отдохнуть и насладиться багги-центром. Из последнего, что он очень долго делал и почти закончил, — детская площадка в багги-центре. Он туда всю свою душу вкладывал. Хотел, чтобы когда клиенты приезжали с детьми, то малышам тоже было чем и где заниматься. Там и домик на дереве, и качели, и тарзанки, много игрушек", — делится Юрий.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: Багги-центр

Еще один товарищ Владимир Савченко также вспоминает непоседливость Анатолия:

"Он, может, был и не лучшим бизнесменом, но был мощным, как инженер и автогонщик. Никогда не сидел без дела: делал реконструкции, строил транспортные средства, давал багги напрокат, придумал соревнования для детей и взрослых".

На территории "Мрии" были не только развлечения, но и автомастерская. И она никогда не пустовала.

"Собственноручно изготовлял из советских "Запорожцев" маленькие сафари-джипы: папа спилил им крышу, а кузов ставил на более мощные шасси и колеса, еще где-то находил двигатель и т.д. Это было просто невероятно!" – говорит Наталья.

К Анатолию приходили также на курсы вождения, в том числе контраварийного, на курсы автомехаников. Также его приглашали как тренера на курсы автомобилистов.

Юрий Беспалов, познакомившийся с Анатолием несколько лет назад, вспоминает его как открытого и очень дисциплинированного человека. Юрий хотел научиться ездить на квадроцикле, Анатолий его тренировал. Вдвоем решили организовать курсы вождения на квадроциклах.

"Мы планировали запуск курсов в этом году. Разработали программу обучения вождению квадроцикла на механической и автоматической коробке. Это должен быть объемный курс – 36 часов практических занятий", – говорит Юрий.

"Кто-то должен остаться"

После полномасштабного вторжения Анатолий отказался уезжать – помогал эвакуировать местных, подвозил "коктейли Молотова" на блокпосты.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Анатолий с дочерью (Фото: архив Натальи)

Еще с 2014 года Анатолий помогал ремонтировать военную технику, не оставил это и во время большой войны.

"У него три дня жил прапорщик ВСУ, потому что его БТР сломался. Отец его согрел, накормил, отремонтировал БТР. Папа говорил: "Куда я отсюда уеду? Я здесь нужен. Я сказал на блокпосте, что я здесь и если нужно что-то — горючее, запчасти, поесть, помыться, переночевать, — приезжайте. А кто это будет делать, если я уеду?" — рассказывает Наталья.

Друг Юрий Беспалов также просил Анатолия уехать из села 28 февраля. Но он не согласился. "Уже тогда он понимал, что Киевская область будет оккупирована. Но он был абсолютно спокоен. То, как он встретил россиян, — о смелости", — говорит Юрий.

В последний раз Наталья разговаривала с отцом третьего марта, когда с дочерью эвакуировалась во Львов. Он звонил 11 раз подряд, что было удивительно для него, поэтому дочь начала волноваться.

"Когда я перезвонила, он был обеспокоен, быстро говорил, тяжело дышал. Спросил, как я. Рассказала, что едем во Львов. Он очень обрадовался, и мне показалось, что расплакался от счастья. Сразу стал спокойным и сказал, что любит меня. Я заверила, что еду ненадолго и мы скоро встретимся. Он замолчал, а потом сказал: "Конечно, встретимся, доченька, я тебя очень люблю". И мы попрощались", – вспоминает Наталья.

В тот день Анатолий звонил внукам и другим детям. Всем говорил одно и то же: что любит и чтобы держались. Потом связь с ним исчезла, сообщения в мессенджерах доходили, но никто не отвечал.

В первых числах марта Анатолия расстреляли. В настоящее время идет расследование. По словам очевидцев, известно, что мужчина погиб возле собственного дома на территории багги-центра. Он вышел на звуки выстрелов российских военных с отверткой в руках. Солдаты стреляли в собак, убили двух животных.

"Очевидец сказал: возможно, папу и не застрелили бы, если бы он не начал крыть россиян матом… Но я не могу представить себе другого поведения отца в этой ситуации", — говорит Наталья.

Анатолий погиб от выстрела в висок

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
На фото собака Анатолия по кличке Серый, которую также убили (Фото: архив Юрия Чуба)

Впоследствии в дом Древаля попал снаряд, почти все сгорело. Обгорело и тело Анатолия, которое нашли седьмого апреля — в день его рождения.

Похоронили Анатолия на Байковом кладбище в Киеве.

Багги-центр стал местом военного преступления

Свой бизнес Анатолий мечтал передать дочери, но не успел ввести ее в курс дел. Сейчас от багги-центра "Мрия" почти ничего не осталось. Территория усеяна ямами от снарядов. То, что уцелело, прострелено пулями.

За местом присматривают друзья Анатолия. Говорят, оттуда много украдено. Впрочем, некоторые ценные вещи и автомобили сохранились. К примеру, часть уцелевших детских квадроциклов багги-центра Владимир Савченко передал в детскую спортивную школу.

Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: архив Владимира Савченко
Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: архив Владимира Савченко
Багги-центр "Мрия" – место военного преступления. История убитого русскими предпринимателя
Фото: архив Владимира Савченко

"Багги-центр сейчас выглядит как поле боя. Мы с папиными товарищами установили там памятную табличку. Напечатали на пластике его фото и краткую информацию о том, кто он, чем занимался и как погиб. Это место военного преступления. И эта табличка об этом свидетельствует", – говорит Наталья.

Текст подготовлен платформой памяти "Мемориал", рассказывающей истории убитых Россией гражданских и погибших украинских военных. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.

Автор: Яна Ильков