Взяли власть: выходцы из BRDO "захватили" Кабмин. Что это такое?
Среди украинских политиков гуляет байка: в мае замглавы Офиса президента Алексей Гончарук при формировании партийного списка Слуги народа получил квоту в проходную часть списка.
Кандидатов в депутаты нашли быстро — из Офиса эффективного регулирования (BRDO), который до прихода в ОП возглавлял Гончарук, перейти в парламент согласились Елена Шуляк, Алексей Оржель, Денис Малюська и Александр Кубраков.
Еще одного кандидата — в финальную часть списка — пришлось поискать. Гончарук названивал своим бывшим коллегам по BRDO, но стать депутатом согласился только дизайнер Виталий Безгин.
Вчера 35-летний Гончарук стал самым молодым премьер-министром в истории Украины. Вместе с ним должности в правительстве получили Оржель (министр энергетики и экологии) и Малюська (министр юстиции). Алена Бабак, с которой сотрудничал Гончарук в должности главы BRDO, возглавила Министерство общин и территорий (бывший Минрегионстрой).
Еще одного эксперта BRDO Ольгу Нечитайло Владимир Зеленский недавно назначил госуполномоченным Антимонопольного комитета Украины.
Что такое BRDO и как он стал кузницей кадров для новой украинской власти?
Что такое BRDO
BRDO создал экс-министр экономразвития, а ныне - глава набсовета Укроборонпрома Айварас Абромавичус при финансовой поддержке Евросоюза. По задумке, организация должна была стать ресурсным центром для всех министерств. "Это ваш внешний отдел подготовки регуляторных актов в сфере дерегуляции, поэтому, как говорят англичане, "use and abuse": используйте специалистов офиса на полную, чтобы проводить реформы, как можно скорее", - говорил Абромавичус на презентации Офиса в ноябре 2015-го.
Цель организации - разработать и создать инструменты эффективного госрегулирования, направленные на общественный интерес и развитие малого и среднего бизнеса, отмечается на ее сайте.
После анализа существующей нормативной базы эксперты разрабатывают рекомендации для ее улучшения и рассчитывают эффект от внедрения того или иного законодательного новшества.
В рамках BRDO действует шесть направлений: инфраструктура, энергетика, строительство, контроль и надзор, IT и телеком, сельское хозяйство, которые при Гончаруке покрывали около 60 экспертов.
Кто работает в BRDO
Попасть в организацию, по словам бывших и нынешних сотрудников офиса, можно было откликнувшись на вакансию и составив мотивационное письмо. "Дальше - вопрос компетенций", - рассказывает новоизбранный депутат Виталий Безгин.
Гончарук подбирал команду, исходя из каждого эксперта опыта в конкретной сфере, а сам занимался более широкими вопросами дерегуляции, рассказал LIGA.net новоназначенный министр энергетики Алексей Оржель.
Схалтурить под руководством Гончарука было сложно, уверяют сразу несколько собеседников LIGA.net. "Леша - безумный трудоголик, из тех, кто живет работой и спит по 3-4 часа в сутки. Но при этом он умеет делегировать, сам - больше стратег", - характеризует Гончарука Безгин.
"Он регулярно проводил встречи со всей командой, не только с руководителями направлений. Можно было задавать любые, даже самые неудобные вопросы", - рассказывает Александр Кубраков, также сменивший работу в BRDO не депутатский значок.
Большинство экспертов BRDO - специалисты по праву. "В основном контора состояла из юристов. Ведь основная работа - системный пересмотр регулирования в разных сферах", - рассказывает на условиях анонимности один из бывших экспертов офиса.
Юристов действительно большинство, подтверждает Безгин. Но наличие профильного образования, по его словам, не было ключевым критерием попадания в организацию.
Тhink tank
Публично о работе в Офисе не хотят рассказывать ни нынешние, ни бывшие его сотрудники. "Там довольно горизонтальная структура управления. Многие решения принимались на уровне отделов, сверху никто ничего не спускал", - характеризует рабочую обстановку в офисе один из сотрудников.
Эксперты готовили "белые" и "зеленые" книги для министерств, добавляет он. В зеленых перечислялись недостатки существующих регулирующих документов, а в белых давались рекомендации по их исправлению. Специалисты офиса эффективного регулирования могли участвовать в разработке законопроектов как привлеченные эксперты, ведь организация не является субъектом законодательной инициативы.
Все сотрудники преследовали высокую цель "постепенно перелопатить все (а это тысячи документов), выявить все лажи и внести предложения, что и как можно исправить". "Что-то предлагалось совсем отменить, что-то подправить, что-то даже с нуля написать, в случае появляющихся рынков вроде криптовалют", - рассказывает собеседник LIGA.net.
"Мы реально боролись с коррупцией в государстве",- говорит Кубраков, приводя в пример отмену санпаспорта и согласования ГАСК в телекомотрасли, благодаря чему бизнес сэкономит 100 млн грн в год.
Негласно сотрудники BRDO признаются, что работать в организации интересно, но результаты работы видны далеко не всегда. "Дело в том, что эксперты исполняют функцию think tank. А эффект от нашей работы уже зависел от дальнейшей имплементации идей, что было особенно сложно в случае взаимодействия с парламентом", - рассказывает один из участников офиса BRDO.
Что все таки удалось? Согласно отчетам о работе организации, 50 инициатив, исходивших из Офиса, приняты Кабмином. В частности, принято постановление правительства о внедрении альтернатив РРО - использование планшетов и других мобильных устройств. Экономический эффект для бизнеса в организации оценивают в 300 млн грн.
Также запущен рынок мобильных платежей и отменено госрегулирвание цен. Отмена штрафов при операциях с валютой - также достижение Офиса эффективного регулирования, уверены в организации. При помощи экспертов BRDO создан органический стандарт украинской продукции, начата гармонизация украинского аграрного законодательства к европейским директивам.
Тектонические изменения во властной вертикали и появление представителей BRDO в парламенте и Кабмине должно упростить принятие реформаторских инициатив.
Вступая в парламенте, Алексей Гончарук признал, что работы у нового Кабмина - вагон и маленькая тележка. Среди приоритетов - демонополизация экономики, борьба с коррупцией, реформа фискальной службы, сокращение неэффективных госструктур и многое другое. Непростая задача? В BRDO наверняка найдется, что предложить.