О реформах, дурах и дешевых министрах. Мнения дирижеров изменений
Форум Дирижеры изменений (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

На пятом форуме Дирижеры изменений говорили о том, что в течение последних лет изменилось в нашей стране, а чего совершить не удалось. Изначально дискутировать об изменениях должны были власть и бизнес. Однако, заявленные в программе политики, – премьер-министр Владимир Гройсман и и.о. министра финансов Оксана Маркарова, на встречу не пришли.

Поэтому на вопросы модератора, управляющего партнера компании Deloitte Андрея Булаха, отвечали владелец агрокомпании МХП Юрий Косюк, предправления государственного Ощадбанка Андрей Пышный и исполнительный директор инвестиционного фонда Horizon Capital Елена Кошарна. Перед началом дискуссии Булах провел небольшой опрос в зале о том, какие эмоции испытывают присутствующие, обсуждая годы прошедших реформ. Оказалось, что 60% испытывают злость и разочарование о того, что происходит. Бизнесмены-спикеры думают иначе.

LIGA.net публикует самые интересные тезисы дискуссии.

О достижениях

Юрий Косюк: Я хочу прокомментировать реакцию вот этих 60% недовольных. Одна моя знакомая владелица магазина одежды во Львове рассказал мне историю о том, что кризис 2008-2009 годов разрушил ее бизнес. И я у нее спросил, все ли магазины во Львове закрылись. Она ответила отрицательно. Тогда я уточнил, почему на них кризис не подействовал. И в ответ услышал, что она даже не задавалась таким вопросом. И я понял, что она злится на всех, только не на себя. Она считает себя умной, энергичной, предприимчивой, адаптивной. И я ей сказал: ты просто обычная дура, которой нужно учиться, смотреть на себя в зеркало и понимать, что ты не такая уж умная. Умные выжили и не показывали пальцем на кризис, власть и еще что-то.

Что касается моих ощущений от того, что происходит, то я счастлив от того, что в стране значительно повысился уровень свободы. Здесь много сильных мужественных людей, которые пошли защищать страну ценой их жизней. Страна трансформируется так быстро, как к этому готово общество. Ведь мы хотим, чтоб что-то изменилось, но сами меняться не хотим. Мы хотим продавать свои голоса за гречку и 500 гривень, но виним политиков, что они негодяи. Так давайте посмотрим на себя.

Я могу сказать больше: вне зависимости от кризисов правильно построенный бизнес грамотно трансформируется, все хорошо. У остальных все время все виноваты. Я думаю, что во всех бедах каждому нужно винить себя. А в стране есть чем гордиться, есть что делать, тут достаточно много качественных бизнесов. А тормозят развитие те, кто ничего не хочет делать.

Как по мне, самыми значимыми реформами в нашей любимой стране стали зарождение правильного нормального государства и общества, а также децентрализация, альтернативы которой нет. Децентрализация изменит страну. Через лет 20, когда мы поднимемся, мы будем петь этой реформе одну из самых больших од. У каждой проблемы и каждого вопроса появится своя фамилия, территория, управляющий. Эта реформа бесповоротная и многие не отдают себе отчета в том, насколько глобально она изменит страну.

О реформах, дурах и дешевых министрах. Мнения дирижеров изменений
Юрий Косюк (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

Елена Кошарна: У меня тоже много примеров того, как люди обвиняют в своих бедах всех, но не себя, пеняя на сложные условия. Но я думаю, что успех зависит от усилий конкретного человека. То, как пройдет мой день, зависит от того, как я начну свое утро. И эта формула применима ко всем сферам. Я думаю, что мы должны быть оптимистично настроены. Но многие думаю, что не могут влиять на ситуацию.

За 27 лет, пока я живу в Украине, последние годы – пример эффективных структурных реформ. Первые 20 лет моей жизни в Украине я не видела реформ совсем. То что мы видим в последние пять лет – колоссальный прорыв. Происходит пробуждение украинской нации. И я понимаю, что могло бы быть иначе. Но даже мысли о том, насколько плохо могло быть, допускать не стоит.

Андрей Пышный: Когда я оглядываюсь на 2014-2016 годы, я ощущаю определенную гордость за то, что сделано, за отдельных личностей. 2014 год мог бы оказаться фатальным. Кризис банковской системы, потеря части территории, война… Но мы справляемся. Нужно сказать спасибо людям, которые взяли на себя ответственность за происходящее и пытаются ситуацию исправить. Скачок в рейтинге Doing Business со 137 на 71 место – непростое достижение. И общество, и власть, и политики справляются с вызовами. Но тут важно отметить, что наш парламент, наша политическая система – это срез нашего общества. И впереди у нас 2019 год, который сделает еще один срез. Так, может, стоит все же сделать правильный выбор сразу, занять правильную позицию? Может, не только жаловаться и разочаровываться, а достигать успехов и гордиться ими, как делают все успешные люди?

О руководителях госкомпаний

Косюк: Однажды я пришел к президенту и сказал: Петр Алексеевич, вы должны нанимать руководителями госкомпаний, корпораций, министерств правильных менеджеров, платить им рыночные зарплаты, конкурировать за таких менеджеров. И тогда эти менеджеры поменяют страну. Мне ответили, что это невозможно, что общество это не примет. Но ведь мы видим, что общество принимает высокие зарплаты в бизнесе, в государственных компаниях. Почему бы министров не нанять высококвалифицированных, дорогих, но чтоб для государства они были выгодными, продуктивными, драйверами реформ? Вот этом вот история наших полумер, полунеудобства, полустеснения.

О собственных достижениях

Пышный: В 2014 года банки столкнулись с колоссальным кризисом ликвидности, с потерей территорий, с проблемами выплат на территории Луганской и Донецкой областей. Это был набор нетривиальных, нетрадиционных моделей. Когда инкассация идет через несколько блок-постов, ты понимаешь, что банк должен работать в несколько другом режиме. Когда сотрудники банка под роспись знакомятся с планом эвакуации, когда эти планы эвакуации согласовываешь с антитеррористическим центром… Это я вам рассказываю о своей работе 2014 года.

Нам удалось и людей не потерять, и банк сохранить. К сожалению, 70 отделений банка остались на оккупированной территории Луганской и Донецкой областей, 405 отделений потеряны в Крыму. Но нам как компании, принадлежащей государству, удалось выиграть иск к РФ за убытки, которые были понесены из-за аннексии Крыма.

Нам удалось восстановить всю ресурсную базу, несмотря на то, что потери ликвидности составляли сотни миллионов в день. Ощадбанк образца 2014 года – это 7% депозитов физических лиц, Ощадбанк 2018 года – это 22% депозитного портфеля страны. Параллельно с этим мы выступили убежищем в условиях невероятного шторма для госгарантии, с которой никто не знал, что делать. Это позволило регулятору и выиграть немного времени, и увидеть какой-то маяк вдалеке. Это была новая ситуация, которая подтолкнула нас к тому, чтоб 2014 год стал годом стратегического планирования. В 2014 году у нас было 13 000 пользователей мобильного и онлайн-банкинга, в 2018 году Ощадбанк – второй мобильный и онлайн банкинг в стране с 3,2 млн пользователей. Это при том, что ни АльфаБанк, ни Райфайзенбанк Аваль, ни УкрСибБанк никуда не делись, слава Богу. Сегодня у нас 600 отделений нового формата, 30% всей ипотеки, 15% кредитования рынка авто, которого у нас не было. Мы создали основу, собрали команду, которая сегодня готова конкурировать на самых жестких и неожиданных рынках. Потому что нам дальше нужно развиваться. Сегодня мы ведем диалог о сотрудничестве с крупнейшими международными финансовыми организациями. И вот это, наверное, одно из самых серьезных испытаний.

О реформах, дурах и дешевых министрах. Мнения дирижеров изменений
Андрей Пышный (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

Косюк: Моя гордость в том, что благодаря МХП Украина стала третьим игроком на мировом рынке мяса птицы после США и Бразилии. Как компания мы сегодня третий по величине поставщик мяса в Европу. Это несмотря на то, что компания потеряла около 30% производства в Крыму и Донецке. За прошедшие четыре года мы полностью перекрыли все потери, а к модели 2013 года добавили 50% объема производства, количества рабочих мест.

Мы везем за собой агрокомпании на международные рынки и показываем, насколько там безграничный океан возможностей. Ведь Украина – прекрасное место для производства и экспорта продукции, и возможности создания продукта для мира, где твой продукт ждут 7,5 млрд потребителей, безграничны. Украина – феноменальная страна для кормежки мира. Мы имеем все, и даже больше, чтобы такой потенциал реализовать.

И особая гордость у меня – за людей. Я смотрю на уровень омоложения коллектива за последние пять лет, и он вызывает у меня гордость. Многие говорят, что новое поколение хуже, чем мы, ленивее, чем мы. Нифига они не ленивые. Они круче нас, активнее нас, умнее и любопытнее, чем мы. Думаю, что средний возраст в компании где-то 28-29 лет, включая таких допотопных существ, как я и несколько моих замов.

Кошарна: Я помню, как в 2015 году мы инвестировали в Украину сумму в $600 млн. И тогда мы решили, что до 2020 года мы хотим, чтобы эта цифра перевалила за $1 млрд. В этом году полдороги мы уже прошли – объем инвестиций составил $800 млн. Кроме того, с 2015 года мы инвестировали $100 млн в малый и средний бизнес.

О счастье в бизнесе

Косюк: Когда мы рассказываем, какие эксперименты мы ставим над сотрудниками, часто слышим в ответ, что только идиоты могут работать в этой компании. При этом с притоком и удержанием людей нет проблем. Мы мониторим эмоции сотрудников. Люди сидят под камерами. Но мы не смотрим на то, как они ковыряются в носу или чешут ухо. У нас есть психологи, которые читают эмоции, записанные камерами. Так мы вычисляем счастливых людей и несчастных. Ведь счастливые люди более вдохновлены, а люди, находящиеся в состоянии анабиоза, низкопродуктивны, и часто они занимают чье-то место. И мы очень плотно с ними работаем, пытаемся им что-то предложить, заинтересовать, мотивировать.

Например, есть у нас парень, который очень стремительно набрал вес. И HR наблюдал последние погода, как он толстеет. Когда психологи начали работать с этим человеком, оказалось, что единственной радостью в жизни он ситал возможность вкусно поесть. Мы поняли, что человек не может занимать высокую позицию, поскольку он занимает чье-то место и сдерживает рост молодых активных мотивированных людей.

Вот проверьте на себе: когда вы счастливы, вы летаете, вы творите, у вас крылья вырастают. А когда вы несчастны и переставляете ноги своими руками, поверьте, ничего хорошего из этого не получится.

Что делать с несчастными людьми? Найти им другое применение. Это не значит, что мы их увольняем, мы находим человеку роль, в которой он счастлив.

О допущенных ошибках

Пышный: Мне комфортнее, конечно, говорит не об ошибках, а о той цене, которую мы заплатили за них с 2015 года. Мы пережили беспрецедентный банковский кризис. Это повлияло и на реальный сектор экономики, и на уровень доверия. Это сделало нас сильнее. Те кто выжил – благодарны. Те, кто должен был уйти, сегодня обижены и пытаются найти виноватых.

Мы переходим на международную отчетность и хотим, чтоб в Украине было 2 млн реальных легальных предпринимателей, а не 400 000 как сейчас. Ведь 1,6 млн минимизируют налоги, используя легальные, я подчеркиваю, схемы. Просто проверьте, сколько счетов вы оплачиваете в ресторане. Это цена за честность.

Просчитались мы в завышенных ожиданиях. Я рассчитывал, что украинская банковская система начнет активнее кредитовать реальный сектор уже в 2018 году. Я очень рассчитывал на то, что все планы и прогнозы, не только наши, но и коллег по финансовой индустрии, реализуются. Но говорить о том, что сегодня банковская система выполняет свою основную функцию, сегодня можно с большой натяжкой.

Ощадбанк сейчас тратит огромное количества ресурсов на решение проблемы токсичных активов, которые нам достались. Единственное, что сегодня доступно госбанку – это так называемая финансовая реструктуризация. Это колоссальная работа - 14 млрд реструктуризировали. До конца года планируем еще 10 млрд грн.

Косюк: Есть хорошая история, которая гласит о том, что если дураку не сказать, что он дурак, он так и проживет в заблуждении всю свою жизнь. Вот, к сожалению, к ошибкам могу причислить несколько своих несвоевременных решений управленческих по замене людей. Я видел, что они не тянут, что они не мотивированы. Но с другой стороны стоял вопрос, где взять лучшего. Но принять такие кадровые решения пришлось. И, как говорится, свято место пусто не бывает – на его место тут же появлялся достойный качественный кандидат. Если вы понимаете, что вам не подходит человек, не тяните. Поскольку история будет бесконечной, и вокруг него будет много несчастных людей.

Второе – очень долго с нами боролась Международная финансовая корпорация в части реализации КСО проектов. Я не понимал, о чем говорят и зачем это нужно. Но потом оказалось, что такие проекты дают совершенно сумасшедший ресурс. Мы были сконцентрированы только на бизнесе, и совершенно не обращали внимание на социум, в котором находится этот бизнес. Когда мы вышли к людям, мы нашли такие возможности, от которых обалдели. История с утилизацией отходов и зеленой энергетикой, история с кучей денег, которые мы давали бесцельно на местах, а теперь распределяли на проекты, которые нужны людям (парки, дороги) – важное открытие. Люди оказались вовлечены в процесс, они стали счастливее. Вы не представляете, как приятно увидеть активных эффективных предпринимателей, которым мы помогли, профинансировали. О ведь нас буквально заставили общаться с этими людьми. Проблемы надо понимать, анализировать, решать. Проблемы – это хорошо, ведь из них можно сделать выводы.

О реформах, дурах и дешевых министрах. Мнения дирижеров изменений
Елена Кошарна (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

Список задач на будущее

Пышный: Запустить корпоративное управление в Ощадбанке, решить проблему токсичного портфеля до конца следующего года и обеспечить исполнение финансовой программы правительства на следующие пять лет. Нам нужно зарабатывать много и вкладывать правильно.

На самом деле, главная задача – пережить следующий год.

Косюк: Искать свое уникальное конкурентное преимущество. Если мы не будем быстро изменяться, пеняя на свою уникальность, которая перестанет быть преимуществом, бизнес умрет. Уникальность надо развивать, и эта задача стоит сегодня перед всеми менеджерами. Потому что делать как все, жить как все, жить, как уже жили – это история устаревшего Запорожца.

Кошарна: Вложить в Украину $200 млн в следующие два года в экспортноориентированные компании айти-отрасли, промышленности и пищепрома. Это наше ключевое задание сегодня.

О том, что позволяет быть лидером

Косюк: Качество, которое формирует лидера - это доверие. Если ты создаешь доверие, тогда ты лидер.

Пышный: В моей практике было несколько избирательных кампаний, но даже там я не разговаривал столько, как с людьми в регионах во время управления Ощадбанком. Люди видят не Пышного, а кассира. В 2014 году я попросил, чтоб с окон сняли все решетки. А, учитывая то, что 76% коллектива банка - женщины, знаеет что произошло? Они вдруг поняли, что их видят с улицы. Они преобразились, навели порядок на рабочих местах.

Кошарна: Генерация идей и твердость в принятии решений в поисках партнеров.