Посадить можно любого. Что мешает реформе госкомпаний
Европейская бизнес ассоциация в понедельник, 27 ноября, провела инфраструктурный день в Киеве. О настоящем и будущем почтовой связи рассказывал глава Укрпочты Игорь Смелянский. LIGA.net публикует тезисы топ-менеджера о том, почему реформы в Украине идут не так быстро, как хотелось бы, и как бессмысленные законы блокируют изменения.
О звонках министров
В мой первый день в должности мне позвонил министр обороны и попросил разместить в отделениях плакаты с призывом в армию. Святое дело. Но за это предусмотрен срок от двух до пяти лет. Бесплатное размещение чего-либо госпредприятием - это растрата государственных средств. Министр обороны попросил или кто-то другой - будут потом разбираться. Такие ситуации возникают каждый день.
Читайте также - Глава Укрпочты: Я ни с кем не воюю, я про бизнес
Почему мы не можем списать тысячу машин, не подлежащих восстановлению? Никто в министерстве не хочет ставить под этим подпись. Потому что завтра придет прокурор и скажет: "Этот металлолом стоил не четыре гривни, а пять". И докажите, что он стоил меньше.
О разнице между Warner Bros и Одесской киностудией
Сняли новый рекламный ролик Укрпочты с Остапом Ступкой в главной роли. Оказалось, что у нас с прокуратурой разные видения того, сколько этот ролик должен стоить.
Я родом из Одессы, где есть моя любимая Одесская киностудия. А существует еще киностудия Warner Bros. Очевидно, что фильмы, снятые Одесской киностудией, стоят намного дешевле, чем снятые Warner Bros, но у вторых ведь и касса больше.
Как я могу доказать прокуратуре, что ролик с Остапом Ступкой классный, а без него - не очень? Всегда можно сказать, что можно снять дешевле. Только потом с ролика будет стебаться вся Украина - но это уже другой вопрос. Поэтому все должно работать так, чтобы в итоге был результат.
О парадоксах ProZorro
Представьте село, где живет 73 человека. Там работает один почтальон. Он может заболеть? Может. В отпуск иногда может сходить? Может. Где взять почтальона на подмену? По логике нужно иметь какой-то договор гражданско-правового характера, например, с библиотекарем, который его заменит в случае чего. Нельзя. Потому что по закону это считается закупкой, которую я должен проводить через ProZorro (онлайн-платформа для проведения электронных публичных госзакупок в Украине. - Ред.). Как через ProZorro я могу закупить почтальона?
Как разыграть на ProZorro разработку мобильного приложения? Скорее всего, выиграет амбициозный студент, пообещавший сделать его за 200 грн. То, что потом приложение не будет работать, это уже никому не интересно. По цене он выиграет.
О советском наследии
Мы решили обеспечить почтальонов велосипедами. Я дал задачу посчитать, сколько нам нужно велосипедов. Мне принесли отчет - нужно 13 000. Спрашиваю, а сколько есть? 15 000. Итого потребность - 28 000 велосипедов. В компании всего 31 000 почтальонов. Из них с неполной занятостью - 18 000. Я говорю: "Кто будет входить в эту велокоманду и как вы это посчитали?" Говорят: "Цифра выведена согласно нормам Минздрава".
Читайте также - Глава Укрпочты: Я ни с кем не воюю, я про бизнес
Подняли документы. Действительно, с 1980-х годов у нас в стране считается вредной для здоровья работа, на которой вы проходите пешком в день более 8 км. Соответственно, всем, кто проходит на участке более 8 км, нужен велосипед. Я говорю: "Вы читали последние медицинские исследования? Может быть, что-то изменилось? У меня на руке фитнес-браслет, который контролирует, чтобы я столько проходил, потому что сидячая работа вредна". Говорят: "Вы ничего не понимаете, у нас постанова". То есть министр каждый год автоматом подписывает продление этого постановления. И то же самое по многим другим документам.
Есть нормы, как надо заправлять картриджи в принтерах. Есть нормативные акты, которым мы подчиняемся, датированные 1963 годом. Этих документов и инструкций столько, что не нарушить нельзя. Потому что многие из них просто друг другу противоречат. Надо их просто отменить. Не надо улучшать. Все снести и оставить три правила, по которым работать.
О сопротивляемости системы
Уже больше года я управляю Укрпочтой и до сих пор нахожусь в статусе исполняющего обязанности гендиректора. Что я увидел? Система сопротивляется реформам. При этом она не умеет взаимодействовать с людьми, которые не боятся потерять работу.
Читайте также - Глава Укрпочты: Пишут, я человек Ахметова, ФСБ и Госдепа
Есть множество людей, незаинтересованных в успешных реформах. Как сделать реформу в стране, где уволить или посадить в тюрьму могут за подпись под любым документом? Мой рецепт простой: нужно нестандартно мыслить и так же действовать.
Вся система построена так, что руководитель каждый день что-то да нарушает - посадить могут за любую подпись. Очевидно, что если сегодня привести честных людей с большими зарплатами в правительство - ничего кардинально не изменится. Как в таких условиях сделать реформу в стране? Если говорить честно, я бы дал полный иммунитет людям в правительстве на все действия, кроме воровства в свой карман.