Украина может поучаствовать в сертификации Северного потока-2.Остановит ли это газопровод?
Украина попытается помешать запуску Северного потока-2 не по европейским правилам на этапе получения разрешительных документов. Заявки на участие в процессе сертификации оператора обходного российского трубопровода подали сразу две компании – НАК "Нафтогаз Украины" и ООО "Оператор ГТС".
Процесс сертификации оператора Северного потока-2 может определить, что Nord Stream 2 AG не соответствует европейскому законодательству, поэтому этот газопровод не может заработать в коммерческом режиме. Украинские компании надеются, что нашу позицию будет учтено при принятии окончательного решения.
Какие аргументы предоставит украинская сторона – рассказываем в совместном проекте Федерации работодателей нефтегазовой отрасли (ФРНГ) и LIGA.net.
Северный поток-2 не должен работать в обход европейских правил
Остановка Северного потока-2, который может заработать не по европейским правилам, является приоритетной задачей для Украины.
В предыдущие годы Украина при поддержке международных партнеров успешно блокировала достройку газопровода.
Но физическая достройка – это только половина дела. Для запуска Северного потока-2 необходимо получить ряд разрешительных документов.
Сертификацию проходит оператор Северного потока 2, компания Nord Stream 2 AG, заявка от нее было подана 8 сентября. Процессом сертификации руководит немецкий энергетический регулятор, федеральное агентство немецких сетей BNetzA. На принятие решения по сертификации оператора Северного потока-2 немецкий регулятор имеет четыре месяца. Таким образом, конечная дата для BNetzA - 8 января 2022 года. Но на этом процесс не заканчивается. Далее, в течение 2-4 месяцев Европейская комиссия будет оценивать решение национального регулятора и предоставит свои выводы. При этом согласно европейской газовой директиве, BNetzA должен учесть мнение Еврокомиссии.
На обоих этих этапах Украина надеется предоставить свои аргументы и убедить европейцев: Северный поток-2 не является рыночным проектом. Именно поэтому он не может быть сертифицирован и запущен в эксплуатацию.
"Россия говорит, что Северный поток-2 является рыночным проектом. Но мы видим обратное – этот газопровод используется как инструмент для ведения гибридной войны. Понимая все риски, мы будем бороться с Северным потоком-2. Если же этот проект и заработает, то наша задача – сделать так, чтобы для него не делали исключения из европейских правил. Подчеркну: компания, которая добывает газ, не имеет права транспортировать его. Это правило уже сейчас выполняет украинская ГТС, которая была еще в 2019 году отделена от НАК "Нафтогаз Украины". Мы уже в данный момент готовы поставлять в ЕС в разы больше газа. Почему наши мощности не используются? Ведь в статьях 274 и 338 Соглашения об ассоциации Украина-ЕС четко указано, что сначала должна быть загружена имеющаяся газовая инфраструктура. Новые же мощности должны строиться и использоваться только в случае, если есть обоснованная экономическая целесообразность", – говорит председатель Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.
К сертификации хотят присоединиться две украинские компании
Процедура допуска третьих сторон к процессу сертификации Северного потока-2 предусмотрена европейским законодательством. И первую такую заявку от Украины подала национальная компания НАК "Нафтогаз". Будучи активным членом европейского газового рынка, Нафтогаз заинтересован, чтобы другие его участники придерживались честных и конкурентных правил.
"В рамках этой процедуры мы будем показывать немецкому регулятору, почему оператор Северного потока-2 не может быть сертифицированным, почему он не соответствует европейскому законодательству. Мы убеждены, что этот проект вредит не только украинским национальным интересам, но и европейскому рынку. В частности, рынкам Германии, Словакии, Венгрии, Чехии, Австрии", – отмечает глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
В действиях России проглядываются огромные риски для безопасности Украины и стран-соседей.
И, кроме того, запуск Северного потока-2 в обход европейских правил приведет к негативному экономическому эффекту для всего региона.
"Основная обязанность национального Оператора ГТС Украины – обеспечить безопасность поставок газа для Украины, что зависит от продолжения транзитных потоков с Востока на Запад через украинскую газотранспортную систему. Запуск Северного потока-2 под контролем Газпрома также негативно повлияет на нашу способность использовать и поддерживать функционирование украинской газотранспортной системы в ее нынешней конфигурации. Кроме того, будет поставлено под угрозу нашу способность содействовать доступу других участников рынка газа ЕС к украинским газовым хранилищам, торговле газом между странами-членами ЕС, граничащих с Украиной", – отметила Ольга Белькова, директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями оператора ГТС Украины.
Основная же позиция в заявке Нафтогаза заключается в том, что оператор российского газопровода не может быть сертифицирован из-за неконкурентных действий Газпрома.
"Строительство и запуск в эксплуатацию Северного потока-2 является таким неконкурентным действием. Европейское законодательство четко говорит о том, что оператор этой газотранспортной системы не может контролироваться в нашем случае Газпромом или Путиным. Также законодательство говорит, что должен быть обеспечен реальный доступ третьих сторон к этому газопроводу. Северный поток-2 не может ставиться в привилегированное положение по сравнению с другими газопроводами, поскольку это будет искажать конкуренцию на тех рынках, куда доходят другие газопроводы, объединяющие Россию и Европейский Союз. Регулятор должен смотреть на всю длину газопровода, на то, что происходит на входе в этот газопровод с территории Российской Федерации", – отметил Юрий Витренко.
Вторая заявка в BNetzA на участие в сертификации поступила от ООО "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ). Оператор отечественного газопровода рассматривает свое участие в процессе с точки зрения нарушения прав и коммерческих интересов компании. А также ОГТСУ предупреждает о рисках в случае запуска Северного потока-2: угроза нацбезопасности Украины, разрушение европейской энергетической архитектуры и попытка обойти правила ЕС.
"Нафтогаз подходит к этому вопросу как европейский трейдер – коммерческая компания, занимающаяся закупкой газа. А мы выступаем как оператор ГТС. Поступления от транзита составляют 80% нашего дохода. Поэтому мы будем иметь прямые экономические убытки, если Северный поток-2 будет запущен. Однако наша непосредственная цель – защитить принципы энергетической солидарности ЕС и способствовать усилению энергобезопасности Украины и Европы", – рассказал глава ОГТСУ Сергей Макогон.
Поскольку Северный поток-2 касается интересов обеих украинских компаний, немецкий регулятор может позволить им одновременно участвовать в сертификации газопровода.
Рассмотрение заявок продлится около месяца, прогнозируют в Нафтогазе и в ОГТСУ. Приобщив украинские компании к процессу сертификации, немецкий регулятор продемонстрирует свою независимость и беспристрастность, убежден Юрий Витренко.
Россия продолжает газовый шантаж
В день подачи заявки от НАК "Нафтогаз Украины" (18 октября) стало известно, что первая нитка трубопровода Северный поток-2 уже заполнена техническим газом и готова к транспортировке топлива.
"Процедура по заполнению газом первой нитки газопровода Северный поток-2 была завершена. В соответствии с планом и проектных требований, нить наполнена так называемым техническим газом в объеме примерно 177 млн кубических метров, что обеспечивает уровень давления 103 бар в газопроводе", – говорится в заявлении оператора газопровода.
В Nord Stream 2 AG отметили, что этого давления достаточно, чтобы в дальнейшем начать транспортировку газа. На второй нитке газопровода продолжаются пусконаладочные работы.
В то же время российский Газпром отказался бронировать дополнительную транзитную мощность через Украину и выкупил только треть от предложенной транзитной мощности газопровода "Ямал-Европа". Хотя возможности были. ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" распределил дополнительные мощности по двум маршрутам: на газоизмерительной станции (ГИС) "Суджа" было предложено 9,8 млн кубометров в сутки, и еще 5,2 млн кубометров в сутки – на ГИС "Сохрановка".
"Еще в прошлом году было забронировано 65 млрд кубометров, а в этом году – 40 млрд кубометров. Не потому, что что-то случилось с украинской ГТС, а потому, что Путин специально не хочет давать больше газа в ГТС, чтобы иметь возможность шантажировать Европу. Пропускная способность украинской ГТС на выходе превышает 130-140 млрд кубометров, – напомнил глава Нафтогаза. – Поэтому сейчас у нас есть огромная избыточная мощность, огромный избыточный резерв. Например, на выходе из Словакии у нас не одна труба, а пять. Даже если нам нужно ремонтировать одну из труб – а мы их ремонтируем вовремя – нет необходимости останавливать транзит. Газ идет по другим трубам. Нет никаких прерываний, потребители Европы не страдают. В то же время, россияне периодически останавливают Северный поток-1, чтобы проводить диагностику или ремонт".
Юрий Витренко напоминает, что дополнительные объемы голубого топлива у Газпрома есть. Но задача России – склонить Европу к долгосрочным контрактам. Именно поэтому российская компания и отказывается поставлять больше ресурса.
Следствием действий России являются сверхвысокие цены на газ на европейских биржах. К примеру, стоимость голубого топлива на нидерландском хабе TTF с поставкой 18 октября колеблется в пределах 980-1060 долларов за тысячу кубометров. Но это не рекорд. 6 октября цена достигла 1,9 тысячи долларов за тысячу кубометров. Стоимость топлива была высокой в течение сентября-октября – и это не может не беспокоить европейских потребителей, ведь во время отопительного сезона дефицитный газ может стать еще дороже.
Кто союзники Украины?
В конце сентября федеральное сетевое агентство Германии допустило к процессу сертификации Nord Stream 2 AG польскую государственную нефтегазовую компанию PGNiG и ее дочернюю немецкую компанию PGNiG Supply & Trading GmbH. Аргументы поляков похожи: запуск российского газопровода исказит конкуренцию и саму идею рыночных правил в регионе.
"В процессе сертификации мы будем стремиться к тому, чтобы владелец Северного потока-2 не смог избежать применения требований, касающихся разделения прав собственности, доступа третьих лиц к инфраструктуре и прозрачных тарифов с учетом стоимости всего газопровода. Мы будем последовательно доказывать, что Nord Stream 2 AG не отвечает формальным и существенным требованиям к оператору газопровода, в частности, касающихся энергетической безопасности и корпоративной структуры компании", – заявил глава правления PGNiG Павел Маевский.
На стороне Украины также остается Конгресс США. Недавно палата представителей Конгресса одобрила поправки в оборонный бюджет, которые содержат обязательное наложение санкций на Северный поток-2. Внесенные изменения обязывают президента США ввести санкции против всех лиц и компаний, причастных к деятельности и строительству газопровода. Более того, поправка не позволяет освобождать от санкций под различными предлогами, например, в интересах национальной безопасности. Законопроект заработает сразу после утверждения в Сенате, голосования в целом американским Конгрессом и подписи президента Джо Байдена.
Поэтому Украина активно работает с американскими партнерами, чтобы заручиться поддержкой.
"Я думаю, что США посмотрят на положение дел в Европе более внимательно, чем сами европейцы. К тому же в Белом доме на фоне афганского "обвала" вряд ли захотят получить еще и энергетический "обвал" в Европе, когда Россия завалит и европейскую, и американскую энергетическую политику, и их климатические цели... Нельзя в дальнейшем исключать введение санкций и с точки зрения климатической опасности этих проектов. Ведь Байден провозгласил приоритет климатической политики, а в ЕС Green Deal - "зеленый курс", который предусматривает введение карбонового налога", – высказал мнение энергетический эксперт Михаил Гончар.
Если европейские правила сработают и будут соблюдены всеми участниками европейского рынка, то обходной газопровод может так и не заработать в том виде, о котором мечтает Путин. Это – вопрос энергетической безопасности и стабильности восточноевропейского региона.
Текст подготовлен Федерацией работодателей нефтегазовой отрасли и публикуется в рамках проекта ФРНГ