Гиганты близко: почему местные IT-лидеры боятся прихода Google
be4d0847870230802d46669ad92a8a83.jpg

Специалисты по поиску и покупке IT-талантов и руководители крупнейших украинских IT-компаний в ходе Software Development Forum 4.0 обсудили, как может измениться рынок за три года. Количество специалистов вырастет примерно в два раза. И у них появится больше компетенций, что приведет к появлению новых продуктов и услуг. Есть и серьезные вызовы. Главный из них - чрезвычайно низкий уровень профильного образования и устаревшая методика обучения в школах. Четвертая промышленная революция уже на пороге, но мы к ней не готовы.

В два раза больше айтишников

В перспективе трех лет в Украине должно появиться дополнительно около 100 000 IT-инженеров, прогнозирует директор по поиску и покупке талантов SoftServe Константин Пилипчук. Сейчас, по его оценкам, этот показатель - около 70 000-100 000 человек. К 2020 году в Украине будет около 180 000 специалистов, говорится в презентации еще одной крупной IT-компании - EPAM. Прогнозы основных игроков сходятся: количество айтишников вырастет примерно в два раза.

По словам Пилипчука, команды специалистов станут за это время более зрелыми и компетентными. Это даст возможность производить в Украине продукты с более высокой добавленной стоимостью. Появятся стартапы с более подготовленными командами.

Читайте также: Прощай, плоский экран. Какими будут кино и видеоигры к 2020 году

SoftServe, EPAM и Luxoft, представители которых выступали на конференции, - это самые большие по количеству персонала IT-компании в Украине. Согласно данным профильного ресурса DOU, там работают соответственно 4 171, 4 500 и 3 735 сотрудников. Каждая из них контролирует менее 5-10% рынка. В Украине пока нет компаний, которые можно было бы назвать IT-гигантами. Но они придут.

Поглотит ли Google местных игроков?

Один из главных вызовов - появление в стране R&D-проектов гораздо более крупных мировых игроков. "Мы еще не видели конкуренции за таланты", - отмечает главный специалист EPAM по поиску талантов (Head of Talent Acquisition) Роман Хапачило. Согласно его презентации, в Украине самый низкий уровень конкуренции за IT-специалистов в Восточной Европе. И многие мировые лидеры еще не успели оценить в полной мере потенциал украинцев. По словам Пилипчука, иностранные заказчики идут к нам не потому, что наши специалисты обходятся дешевле, а потому что в странах их присутствия уже просто нельзя найти сотрудников. 

Из-за кадрового голода в Украину обращаются все больше компаний. "Представьте себе, что к нам на рынок приходит Google и открывает офис R&D на тысячу людей. Сделает? - спрашивает Константин Пилипчук. - Да, легко". По его словам, в таком случае местные компании-лидеры сразу же почувствуют отток персонала. 

Потеря людей обходится очень дорого, признает управляющий директор Luxoft Ukraine Александра Альхимович. Затраты от ухода всего двух спецов равны стоимости подержанной иномарки. Если украинские IT-компании не будут вкладывать в механизмы собственной подготовки кадров, а только перекупать их по старинке, “рано или поздно их сожрет Google”, отмечает Пилипчук. Денег на то, чтобы их перекупить, у него точно хватит. 

Читайте также: Умная ферма. Как Украине накормить планету будущего

В Luxoft есть курсы подготовки специалистов, рассказывает Альхимович. За несколько месяцев на обучение одного человека тратят $500-800. Приход крупных игроков в будущем несет для местных компаний и плюсы, добавляет она. Например, когда Samsung основала на нашем рынке R&D-центр, местный рынок не пострадал. Наоборот, приход таких игроков, по ее мнению, помогает объяснить клиентам, где Украина находится на мировой карте IT-аутсорсинга. “Нас спрашивают, есть ли у вас центры разработки Google и Facebook, а мы отвечаем: ну, у нас есть McDonalds и Uber”, - шутит она. По словам Альхимович, появление в Украине известных брендов будет неким показателем того, что в нашей стране точно можно вести бизнес.

Прощай, стабильная работа!

В ближайшие годы украинский рынок ждет более серьезный вызов, говорит Александра Альхимович. По ее словам, окружающий хаос уже стал системой, и связан он с наступлением четвертой индустриальной революции. Ее признаки маячат не где-то далеко, на экономических панелях Давоса, а начинают проявляться на нашем рынке. Очередная производственная революция несет с собой автоматизацию и роботизацию бизнес-процессов, а также внедрение систем искусственного интеллекта в привычные сферы жизни. Для айтишников это большой вызов: решения, над которыми нужно работать, становятся на порядок сложнее. Теперь нужно не просто уметь писать код, а мыслить комплексно, обладать знаниями в других областях: медицине, науке, продажах. Будущие инженерные проекты окажутся на стыке индустрий - биологии и программирования, медицины и робототехники.

"Недостаточно знать Java, чтобы сделать продукт для банка. Потому что у банка уже есть своя IT-платформа, которую следует знать. А во-вторых, нужно разбираться в финансах", - говорит менеджер из SoftServe. Альхимович вспоминает, что недавно им для проекта понадобились тестировщики со знаниями геологии. Сначала попробовали научить команду тестировщиков геологии - не получилось. Пришлось набрать геологов и обучить их IT.

В конечном итоге недостаток людей, способных мыслить масштабно, быть гибкими к изменениям, как объясняют искатели талантов, связан с устаревшей системой образования. "На школьной скамье у нас до сих пор учат очень умных роботов", - шутит один из IT-менеджеров. А университеты не в состоянии выпустить готового спеца. Его все равно придется доучивать и переучивать.