Есть ли шанс выжить у отечественного кинематографа
povodyr.com

Даже очень успешный украинский фильм "Поводирь" Олеся Санина не окупил себя за счет проката и продаж прав на телетрансляцию. При бюджете 16,6 млн грн фильм собрал за девять недель проката чуть больше 14 млн грн, еще 1,2 млн грн получил от продажи прав группе "Интер". Учитывая, что производителям кино достается в лучшем случае 40% от "прокатных" денег, до точки безубыточности Поводырю еще далеко.

ЛІГАБізнесІнформ разобралась, как можно сделать бизнесом украинское кино.

Кинопрокат кормит не своих

По данным Госкино за прошлый год украинцы потратили на билеты в кино 940 млн грн, это на 12% больше чем годом ранее. Фильмам отечественного производства из этой суммы досталось всего 2,5%. Учитывая, долю отчисления кинотеатрам и то, что 10% оседает у дистрибуторов, то до отечественных кинопродюсеров дошло немногим более 9 млн грн. Для сравнения, в странах Европы доля сборов отечественных фильмов достигает 30-60%, говорит директор Госкино Филип Иллиенко.

Еще одна проблема - украинцы, в принципе, мало ходят в кино. По данным Илленко: средний украинец ходит в кино 0,44 раза в год - это один из самых низких показателей в Европе. Одна из причин в Украине мало кинотеатров - в 40 миллионной стране сейчас действует 384 кинозала (с Донбассом и Крымом - 466 кинозалов). Что бы стимулировать бизнесменов открывать или по крайней мере не закрывать кинотеатры - Госкино проллобировало освобождение кинотеатров от уплаты НДС до конца 2015-го.

При этом украинцы охотнее смотрят западные и российские блокбастеры чем отечественные фильмы. Это становится ясно если сравнивать долю сборов отечественных лент (2,5%) с количеством украинских фильмов: за прошлый год из 255 всех фильмов в прокате, 15 были украинскими, а это почти 6%.

Директор кинопрокатной компании B&H Богдан Батрух считает, что такой перекос дело поправимое - было бы качественное украинское кино и зритель через какое-то время появится. "Украинские фильмы ежегодно могут собирать в прокате 150-300 млн гривен, которые сейчас достаются голливудским фильмам, - говорит Батрух. - Собственное кино ближе зрителю и может подымать самые актуальные темы для этого общества. К примеру, в Чехии и Венгрии в кинотеатрах большой успех у локальных фильмов на историческую тематику".

Пока в прокате отсутствуют украинские кинохиты, "сливки" достаются российским и американским фильмам. По данным kino-teatr.ua в прошлом году больше всего в Украине собрал российский "Вий" - 39,5 млн грн, его посмотрело 850 000 человек. На втором месте - американские "Трансформеры: Эпоха истребления" - 38,7 млн грн.

Украинское локальное кино не может существовать без телевидения - украинские каналы должны стать основным заказчиком, считает Батрух. С ним соглашается гендиректор телегруппы 1+1 медиа Александр Ткаченко. "На большинстве европейских ведущих телеканалов зритель не найдет много продукта иностранного производства. Они сфокусированы на национальном производителе в их эфире в основном отечественные фильмы и сериалы", - рассказывает Ткаченко.

Однако до последнего времени украинские телегруппы предпочитали не рисковать, а покупать российский контент. По оценкам Ткаченко, общая сумма закупок российских фильмов, сериалов и телепередач в последние годы достигала $300 млн. Для сравнения во всех остальных странах покупали на $50 млн. Эти средства телегрупам нужно направить на собственное производство, считает Иллиенко. "Сумма в $ 300 млн вполне достаточно для того, чтобы превратить Киев через 1-2 года в столицу восточноевропейского кино", - считает он. Впрочем, ожидать такой щедрости от каналов не приходится, скорее всего, после запрета российских сериалов львиная частью бюджета будет пущена за закупку контента в других странах.

За компанию

Более реалистичный вариант выживания украинского кино - копродакшн (совместное производство) с иностранными партнерами. Илленко хотел бы, чтобы это были европейские партнеры. С точки зрения законодательства европейская копродукция приравнивается по статусу к национальному фильму, сохраняются все льготы и зачисляются квоты говорит чиновник. Но украинские кинокомпании привыкли иметь дело с россиянами, основная причина - отсутствует языковой барьер и близкая ментальность зрителей. До последнего времени в Украине совместно с российскими компаниями снималось большое количество кинопродукции для России.

Проблема украинского кинорынка - это зависимость от российского, говорит кинопродюсер, директор компании PRO TV Виктор Приходько. "У нас по соседству всегда был большой российский рынок, что давало возможность зарабатывать украинским продакшнам, актерам, сценаристам. Если нам отрежут российский рынок то для наших киношников это конечно станет ударом, в то время, как Россия почти этого не заметит", - считает Приходько.

Как пример успешной ко-продукции с россиянами Богдан Батрух приводит три части романтической комедии "Любовь в большом городе", с участием украинской "Студии Квартал 95". Фильмы выходили в прокате во многих странах СНД. "В прошлом году третья часть фильма только в Украине собрала в прокате 20 млн гривен. Это вполне успешный, коммерческий продукт", - говорит Батрух.

В большинстве случаев копродукции приходится иметь дело с историей у которой нет ярко выраженных национальных отличий, обычно что-то про общепонятные ценности - любовь, дружбу, вражду.

Первой компанией, которая постарается продать сугубо украинскую историю в России и европейских странах стала компания Film.ua. В начале апреля в прокат выходит фильм "Незламна" о летчице с Белой Церкви Людмиле Павличенко.

Бюджет в помощь

Производство украинского кино стало активно развиваться в 2011 году, когда втрое выросло государственное финансирование (до 95,8 млн гривен). В следующие два года финансирование составило 137 и 132 млн. грн. "При государственном финансировании свыше 100 млн грн несколько лет назад, мы сегодня получили такие фильмы как "Поводырь" и "Племя", - уверяет Илиенко. Правда уже в этом году в бюджете заложено всего 65 млн грн из которых киношники вряд ли получат хотя бы половину.

Есть ли шанс выжить у отечественного кинематографа
держкынобюджет.jpg

Источник: Госкино

Илленко считает, что фильмы, софинансируемые государством, не обязательно должны быть коммерческими. Он приводит пример нашумевшего в 2014-м украинского фильма "Племя" Мирослава Слабошпицкого. При бюджете 16 млн из которых половина государственные фильм собрал в прокате всего лишь 377 000 грн. "Племя" - это арт-хаусное кино и авторы фильма предвидели скромные сборы в прокате. Фильм рассчитан на фестивальный показ, где он отлично "выступил" завоевав более 50 наград. "Таким образом, мир узнал об Украине", - говорит Иллиенко.

Решить проблему с отсутствием нехватки денег в бюджете на украинское кино взялись народные депутаты Николай Княжицкий и Сергей Тарута. Они зарегистрировали законопроект за введение платы за прокат иностранных фильмов. По словам Княжицкого, это поможет собрать 600 млн грн в год на поддержку украинского кино.