Украинский блогер-миллионник: "Если ты среди 10% лучших блогеров, ты зарабатываешь ничего"
Максим Клименко – украинский блогер-миллионник. У него более 2,2 млн подписчиков на YouTube и 4,5 млн в TikTok. Он снимает видео о карьере, политике и бизнесе, сотрудничает с ООН, WWF, НАТО, Google, Microsoft и т.д. Кроме блогинга, Максим является основателем агентства KLYM&CO, выступает на TEDx и входит в список Forbes 30 до 30.
Следует ли идти в блогинг и как найти свою нишу? Как Украине эффективно коммуницировать на мировой арене и почему не стоит гнаться за медийностью? Какие тренды и антитренды будут в блогинге в 2025 году? Что делать бизнесу и криейторам, чтобы успешно продвигать себя в соцсетях? Обо всем этом и многом другом читайте в интервью LIGA.net.
О контенте, начале карьеры и новых форматах
Когда и с чего вы начинали свой путь? У вас на сайте написано, что вы начинали снимать видео в соцсети, потому что хотели создать лучший контент, который могла бы смотреть ваша младшая сестра. Какие еще были причины, кроме этой?
В школе я играл в КВН и там был видеоконкурс. Записали первое видео, мне тогда было 12 лет. Мне понравилось, но я решил, что нужно делать что-то серьезное, учиться на юриста, потому что если играть в КВН всю жизнь – ты не сможешь стать серьезным человеком. Тогда я так думал. Оказалось, что можно.
У меня давно был письменный блог об искусственном интеллекте, хотя я вообще писать не очень умею, потом был аудиоподкаст. Потом увидел, что моя сестра постоянно смотрит TikTok, а я уже снимал ролики о книгах в YouTube. Они были очень плохими.
Потом я хотел прорекламировать свой подкаст в TikTok, и как-то оно зашло. У меня в YouTube было три просмотра обычно. Два из них от бабушки и один от меня. А в TikTok было 20 просмотров, и я подумал, что это суперклассная платформа.
Я смотрел, что смотрит моя сестра, ее друзья, многие там проводили время. На самом деле, если смотреть на контент, то он там был плохой. Я подумал, почему бы не сделать образовательные видео на платформе TikTok? Это было шесть лет назад, и повезло, что TikTok стал тем, чем он стал, и я с ними тоже рос.
Формат ваших видео со временем менялся, например, первые видео на YouTube были об искусственном интеллекте, в TikTok у вас популярный сейчас формат Career ladder (карьерная лестница), как вы искали себя и как вы понимали, что вот сейчас пора менять формат и делать что-нибудь новое?
Это чисто субъективная штука. У меня когда что-то начинает работать, я вижу, что понял формулу, и мне становится неинтересно, я хочу начать что-нибудь новое. Что-то новое делать, чтобы снова не было просмотров, чтобы снова стараться сделать свой формат. И это, на самом деле, не очень хорошая привычка. Потому что если это работает, то надо это делать, а не закрывать.
Контент у меня сильно менялся. Я хотел сделать свою нишу. Сначала снимал о книгах, потом снимал просто лайфстайл, потом о корпоративной работе в Accenture и в рекламе. Потом немного о своем бизнесе, потому что у меня еще и бизнес был отдельно от моего канала – агентство Klym&Co. Сейчас оно тоже есть, но занимается больше консалтингом, а я сфокусирован именно на контенте.
Лучше всего я себя чувствую, когда снимаю все, что хочу. Поэтому сейчас у нас план думать о себе не как о ютубере или тиктокере, а как о канале. У себя на канале я хочу, чтобы были разные шоу. Все, что мне интересно, я разделил на пять сфер и делаю контент в каждой. Это пока начальная стадия канала, я думаю, что через два-три года уже оно будет выглядеть лучше.
Первый вопрос у меня всегда: интересно ли это мне? То есть если мне это интересно, это уже интересно больше, чем нулю людей. Это уже одному человеку интересно. Потому, возможно, будет интересно и другим.
Вы говорите, что начинаете снимать новую рубрику, чтобы там снова было ноль просмотров, мне кажется, это немного невозможно, учитывая вашу аудиторию. И все равно любая новая рубрика – она заинтересовывает. И каждое видео хочется досмотреть до конца, вне зависимости от темы. Каким, по вашему мнению, должно быть вот это идеальное видео для соцсетей?
У меня не было такого видео, что набрало миллиард просмотров. Но мне очень нравится, когда видео создает дискуссию. У меня была "Карьерная лестница" с Джошем, и многие заинтересовались, а чем он занимается. Он был в рекрутинге в Universal Music Group. И он после этого видео начал снова строить свою карьеру, потому что так много людей заинтересовалось им. Он начал делать что-то свое, занимался консалтингом, сейчас делает фэшн-стайлинг для людей.
@maxklymenko Ep. 46 – Career Ladder ???? There 's NO WAY ???? #business #career #careeradvice #careertips #careerladder #work #interesting
И это не первый раз, когда у нас есть кто-то на канале, и они не знают, насколько это видео может сделать им персональный бренд, а потом они уходят и делают что-то свое, просто потому, что мы сняли это видео. Это невероятно.
У нас были другие проекты, когда я почувствовал, насколько большое влияние может иметь видео на людей. Впервые это было, когда мы сняли видео о женщинах, изнасилованных в Украине, которые переехали в Польшу и не могли сделать аборты, потому что в Польше аборты незаконны. Они должны были доказать изнасилование, и это было очень-очень тяжело. Самой молодой жертве было 13 лет.
Мы сделали видео для партнеров и видео для людей об этой ситуации, что мы делаем свой вклад 7000 или 8000 и хотим закрыть потребности этих женщин сейчас. И потом у этой организации Abortion Support Network были невероятные донаты, и они закрыли все потребности: и будущие нужды, и для украинок, и других женщин.
Для меня это был такой момент, когда я осознал, что на самом деле нам не нужны клиенты, потому что мы с агентством оказали социальное влияние. Мне нужно просто стать очень известным и тогда все это будет просто. И мне не нужно будет сотрудничать с ООН или другими организациями, а мы сами будем это делать, потому что у меня есть популярность.
Мне важны видео с социальным посылом. Это в основном касается Украины, но не только. Это могут быть видео о климате, о беженцах не только из Украины и т.д.
Если давать совет людям, которые снимают, то у меня один совет, единственная метрика, которая сверхважная, – чтобы твое видео досматривались до конца. То есть можно не смотреть на лайки слова, на комментарии, сейчас для платформ важна глубина просмотра. Когда ты снимаешь, просто думай, почему будут досматривать до конца. Видео можно немного покрутить, ничего не менять с контентом, но изменить формат – и оно уже будет работать лучше.
Расскажите поподробнее о вашей команде: кто эти люди, что они делают?
У нас есть два монтажера, один видеограф, снимающий видео, продюсер, я, мой агент и менеджер кампаний. После того как мы продаем рекламу, она работает с клиентом и помогает нам все вовремя и классно сделать.
В основном идеи приходят от меня, и потом мы с продюсером их докручиваем.
Вы уже много лет этим занимаетесь, как вам удается вообще не выгорать при таком количестве работы и видео, постоянных новых идей?
Я не знаю, у меня еще не было такого выгорания. Мне просто нравится то, что я делаю.
Для меня тяжелее всего с точки зрения нагрузки – это переключаться с одной задачи и темы на другую. Потому что сейчас в один день мы снимаем обзор на открывшийся в Бельгии новый фастфуд и встречу с новым генсеком НАТО. Я так живу, мне оно нравится, но для контента и для команды – это иногда тяжело.
Мне кажется, что я больше выгорал, когда работал юристом или в консалтинге, чем сейчас. Хотя сейчас я работаю минимум на четыре часа больше в день, чем тогда.
Ваш один из последних форматов – это "Карьерная лестница", откуда он пошел и почему именно такой формат?
Мне очень важна оригинальность. У меня даже любимая фраза, это: "different is better than better".
Мне казалось, что просто стоять с микрофоном уже неинтересно. Многие это делают. Поэтому я искал формат вертикального интервью, который был бы визуально интересен. Чтобы это было общение двух людей, но в особой подаче. Я хотел делать интервью с людьми, которых я не знаю, потому что сейчас много контента с известными, успешными личностями. Многих я уже знаю и они мне неинтересны, потому что у них есть определенные цели.
У них есть ясное понимание, почему они идут на подкасты или интервью. Они хотят показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать, какие они классные.
Я хотел общаться с неизвестными людьми. С теми, о ком я ничего не знаю, даже чем они занимаются, просто пообщаться и в процессе общения понять их лучше.
Мне всегда было интересно, что люди делают со своей жизнью, особенно в контексте карьеры. Карьера для меня – это важная часть жизни. Даже если я в гостях, мне интересно посмотреть, как обустроен домашний офис человека. В офисах мне всегда интересно посмотреть, как все работает.
Но я понимаю, когда ты знаешь, какая работа у человека, у тебя могут появиться определенные стереотипы. Поэтому я хотел отложить момент, когда ты узнаешь, какая работа у человека, на конец. И пообщаться с человеком без этого штампа.
К примеру, у нас была трейдер, и она вообще не похожа на трейдера, вот вообще. Но это ей интересно. И мне кажется, что люди, которые смотрят на это, они могут понять: о, эта работа может быть и для меня, а я вообще думал, что я не подхожу.
Так мне и пришла идея сделать именно "Career ladder" – это еще такое устойчивое выражение на английском. Я подумал, если буду с лестницей на улице, то 100% такой формат запомнится.
Да, собственно, когда я искала информацию, то не нашла, чтобы такой формат кто-то использовал до вас.
Таких форматов нет. Для меня это было очень важно.
Сейчас я вижу видео украинских криейторов, которые в Украине тоже ходят с лестницей и проводят такие интервью, угадывают, кто человек по профессии. Мне интересно, как вы вообще к этому относитесь? Вы воспринимаете это как-то, что вами вдохновляются? Или все-таки это плагиат и лучше придумать что-нибудь свое?
Конечно, лучше придумать что-нибудь свое. Я вообще по профессии был юристом интеллектуальной собственности. Патенты – это была моя работа. У меня нет юридических способов защищать свои форматы. Это TikTok, это как-то вообще не в духе платформы, не в духе интернета.
Когда кто-то делает наш формат, я считаю, что значит – формат классный, он работает. У меня, к примеру, нет контента на украинском. Если эти видео на украинском – это супер.
Некоторые люди сначала пишут мне, например, человек хочет в Бразилии сделать "Карьерную лестницу". Я просто хочу, чтобы он сделал стикер с оригинала, чтобы это было определенное движение и по миру вот были такие видео о карьерных лестницах.
Хотя я придерживаюсь мнения, что если ты уже делаешь копию, делай полностью. Мне всегда интересно смотреть на копии зарубежного бизнеса в Украине, например, ресторанов. Ну зачем делать полукопию? То есть, ты уже скатываешь, это уже фактически плагиат. Так сделай полностью, если это законно.
Что мне не нравится, это если говорят, что идея не моя, а идея уже была. Это уже супер странно, потому что тогда меня обвиняют в плагиате.
Вам важны вообще отзывы на ваш контент и как вы воспринимаете негативные отзывы?
Я думаю, что это важно. Но нужно смотреть на отзывы. Когда я начал делать контент о войне, конечно, были отрицательные отзывы от ботов или какой-то троллинг, хейт, угрозы. Это одно. Конечно, это неприятно, но это соцсети.
Но может быть достаточно конструктивный фидбек. Например, человек подписывается, и это значит, что у меня и моей команды есть работа доставить контент, который этому человеку нравится, в его алгоритмы.
Поэтому когда, например, люди говорят, что им этот формат не очень нравится, предыдущий был лучше, здесь не нравится, как нарезано, потому что это слишком быстро – это окей.
Не все видео понравятся всем и сейчас в нынешнем состоянии алгоритмов это нормально. Потому что у тебя нет никакого отрицательного влияния на аккаунт, если у тебя одно видео не сработает так, как должно сработать. Но когда людям не нравится мое видео, мне это, конечно, тоже не нравится. Я хочу делать так, чтобы людям нравился мой контент – это база.
Я осторожно отношусь к своему адресу, к своей семье. У меня почти нет видео о семье или девушке. Потому что если ты дашь аудитории свою личную жизнь – она ее возьмет и начнет расценивать как часть контента. Мне было странно, что люди говорят: ой, что-то пишут о моих детях или семье. Вы же сами выложили видео с ними, то есть вы хотите просмотры за своих детей, но потом удивляетесь, что кто-то что-то плохое написал.
Также я не часто делаю какие-то поляризующие заявления. Это один из работающих эффективных инструментов в соцсетях, например, сказать, что все, кто ест мандарины, они все глупы. Тогда будет много комментариев, да. Но, например, заявление о членстве Украины в НАТО для меня абсолютно логично и не поляризующее. Хотя, возможно, для других людей это и не так.
Я когда думаю, что скажу что-то, что будет сильно разделять мысли, а я в это и сам не суперсильно верю, я не буду говорить это ради просмотров. Я хочу, чтобы были классные вайбы, положительные, чтобы смотрели дети, родители, и вообще быть бренд-френдли.
Какой у вас рекорд видео по просмотрам? Что это было за видео?
На TikTok у меня была "Карьерная лестница" на 80 млн, а на YouTube, мне кажется, 60 или 70 млн. Ничего супер-супер такого.
Но 80 млн – это много.
Я думаю, что это много для видео, которое на три минуты, о работе. Если смотреть на формат и тему – это очень много. Но, конечно, если брать бутылки с краской и разбивать их, то можно собрать и больше.
Просто когда мы говорим с точки зрения украинского контента, то понятно, что контент на украинском языке не может собрать такое количество просмотров, к сожалению.
У меня есть друг Антон Птушкин, возможно, на украинском он не может собрать столько, как может собрать на английском. Но если ты делаешь классный контент, то какая разница. К примеру, если ты делаешь вообще без языка, как Хаби Ламе, то можно еще больше просмотров собрать. Я бы не судил с точки зрения просмотров. Ты можешь быть успешным на любом языке.
В Украине много сейчас контента, и классного контента. Это достаточно конкурентная среда. Если брать другие страны, то я смотрю на контент и думаю, что на английском ты бы не смог конкурировать с другими криейторами, но если это контент, например, на чешском и для чехов, то это работает.
Когда ты снимаешь на английском, надо понимать, что ты конкурируешь со всеми. Некоторые не смотрят, потому что у тебя акцент, некоторые смотрят, потому что у тебя акцент. Сейчас я в таком суперглобальном рынке, где конкуренты по моим темам – это американцы, англичане, бразильцы. И это может быть тяжело.
Но я все равно считаю, если у тебя есть английский язык, возможно, надо снимать на английском, потому что это открывает много возможностей.
О бизнесе, доходах и сотрудничестве
Часто диплом у нас воспринимают просто как бумажку "потому что надо". У вас четыре разных образования, как вы относитесь к такому утверждению и помогли ли они вам в том, чем вы сейчас занимаетесь, и в развитии собственного бизнеса?
Я думаю, что сейчас использую каждый свой диплом, каждый день. Но на самом деле я не думал, что так выйдет. Людям интересно, как я получил эти образования, но в действительности я не сделал ничего невероятного. Я учился в Одессе дистанционно, когда уже был в школе в Саутгемптоне. Затем я пошел в бизнес-школу, там я еще работал в Warwick Business School, классная бизнес-школа. Затем я был в Accenture и получил диплом в London School of Economics.
Для меня дипломы – это не бумажки, но я бы не сказал, что они мне были критически нужны. Я делал видео о том, какое из образований было наиболее влиятельно в моей жизни – это юридическое образование.
Я считаю, если ты не знаешь, что делать и где учиться, то нужно идти на юрфак. У меня тогда был довольно плохой английский язык и мне было тяжело, но именно там я научился писать, читать, говорить, дебатировать, думать. То есть это было реально супер влиятельно.
Когда начал свой бизнес, я много использовал юридическое образование. В 2011 году я не мог выбрать между юриспруденцией и экономикой, потому сделал и то, и то. И сейчас я не могу выбрать между бизнесом, политическим контентом и этим контентом, и я делаю и то, и то, и то. Возможно, это просто мой характер такой, что я хочу все сразу.
Мне очень тяжело было получить первую работу. Но мне помог нетворкинг и те люди, с которыми я познакомился в университете. То есть мне мое образование помогло. У меня есть знакомые, которые вообще не учились в университетах, они намного успешнее, это индивидуально. Но для меня это было важно, хотя я всегда любил больше работать, чем учиться.
Расскажите о своих сотрудничествах, которыми вы больше всего гордитесь, и есть ли какие-то компании, бренды или кто-то, с кем бы вы хотели поработать?
Когда мы начали работать с Financial Times – это было огромное событие. Потому что я читал Financial Times давно. Для большинства людей это не очень классно, не гламурно, рекламировать Financial Times, сравнивая с BOSS или Fashion. Для меня наоборот.
То же самое с The Guardian. Это было интересно. Мне нравится работать с компанией Slack, это часть Salesforce. Они классные, у нас много долгосрочных проектов. С MetaQuest, это VR от Meta, тоже отличные видео.
Другие коллаборации были некоммерческие – это коллаборация с НАТО, с ООН и с фондом Elton John по ВИЧ.
Есть ли у вас компании, с которыми вы хотели бы поработать?
Я думаю, нет. Я раньше думал там о Nike, Apple. Но, поработаем мы с Nike, и что? Я не знаю, может, я не регистрирую достаточно то, что мы делаем, но меня не поражают бренды, звезды.
Я всегда хотел ехать в Давос на Международный Экономический Форум. И в этом году мы едем вместе с YouTube. Мне нравятся конференции, ивенты. Я думаю, что сейчас у людей есть такое базовое недоверие к системе, власти, структурам, Европе и так далее. Иногда это, конечно, имеет смысл, но я вижу, что те люди, которые приходят на антиевропейских месседжах – это люди с плохими намерениями.
И поэтому я хочу не то чтобы отбелить, но немного показать людям, что на самом деле Евросоюз и НАТО, и даже ООН, они не злые люди, они не хотят вас обмануть. Они тоже обычные люди, многие из них делают большое дело.
Еще такой незакрытый гештальт – хочу выиграть какую-нибудь награду. Или Streamy, или Webby, или Каннского Льва, возможно. Мы только были в шорт-листе TikTok Creators of the Year, и нам не хватило 100 голосов. И после этого я хочу выиграть что-нибудь для команды, чтобы что-то стояло в офисе.
Есть ли у вас какие-то форматы или сферы, с которыми вы не любите работать или с которыми вы не работаете?
Табак и алкоголь – сейчас не работаем. Алкоголь еще может быть, но сейчас не работаем с такими проектами. А табак – 100% нет. Также казино, любые ставки.
Возможно, если будут трудные времена, то может я изменю позицию. Ибо для всех людей, даже иногда для меня, это вопрос суммы. Но любой гемблинг – это негативное влияние на общество. Мне это не нравится, и я не буду это рекомендовать.
Что еще? Я делал видео и о матрацах, и было нормально. Нет такого, что я не буду работать. Бывают клиенты, с которыми тяжело, например, банки. У них все очень тяжело, и это тяжело для всей команды, всегда много правок и много требований.
Также у вас много видео с известными людьми, и недавно, например, я смотрела видео с Ричардом Брэнсоном. Какая из таких встреч запомнилась вам больше всего и почему?
С Ричардом Брэнсоном встреча была классной. Он – масштабный человек. Мне понравилась вчерашняя встреча с Марком Рюте (генеральный секретарь НАТО. – Ред.). У меня положительные ожидания от него. Конечно, он политик, а они знают, как запомниться. Но мне он понравился. Очень понравился Килиан Мерфи. Он такой добрый.
@maxklymenko Это superpower создано для его billionaire ???? Actually number of people with dyslexia may be even higher – around 20% of population ???? Thanks @VirginAtlantic @Made By Dyslexia ♬ original sound
Еще был человек из ООН – Аарти Холла-Майни – она Director of UN Outer Space Affairs. То есть она возглавляет космические проекты ООН. Она была классной. Она женщина в космической профессии, а это больше мужская профессия, с точки зрения доминации количества мужчин в сфере. И под этим видео я видел много комментариев от девушек: о, она такая классная, хочу быть, как она. Мне важно показать это на своем канале. У меня есть младшая сестра и для меня важно иметь такие ролевые модели, которыми можно увлекаться. Сейчас мне кажется, что часто увлекаются людьми, которые этого не стоят.
@maxklymenko VOTE FOR ME IN BIO ❤️ Ep. 56 – Career Ladder ???? Well this is FIRST ???? @UN Climate Change @ COP29Ázerbaijan
И еще был микроскульптор – Уиллард Уиган. Я думал, что он просто делает маленькие скульптуры, ну окей. Но потом я увидел, как он под микроскопом разрезает человеческие волосы, и внутри этих волос делает бюст Шекспира из пыли, вручную. Я просто не понимал, как это возможно? Ему 67 лет он ненавидит свою работу, но делает. Однажды у него зазвонил телефон, и он вдохнул скульптуру из пыли стоимостью $100 000.
@maxklymenko The SMALLEST Sculpture In The World ???? HOW is this posible? ???? #art #artist #business #careers #careeradvice #interesting ♬ original sound – Max Klymenko
У вас почти 8 млн подписчиков на разных платформах, вы в этом году вошли в список Forbes 30 до 30. Сколько лет вам понадобилось для того, чтобы достичь вот этого уровня, и считаете ли вы, что вы добились успеха? Считаете ли вы себя сейчас успешным человеком, что все идет так, как нужно?
Нет, вообще нет. Не идет все так, как нужно.
С точки зрения списка Forbes, я считаю, что это неважно. Это классно, приятно и большое спасибо. Но это отнюдь не изменило мою жизнь. Только усложнило. Потому что люди ассоциируют Forbes с деньгами и сейчас думают, что у меня много денег, я просто на них сижу и жду старого знакомого, которому они нужны.
С точки зрения успеха, у меня так произошло, что с 20 лет до 23 у меня ничего не получалось вообще. Я искал работу, у меня была работа, которая мне не нравилась, и у меня все не шло. И я помню, что я был достаточно счастлив. Я продавал теннисные ракетки, получал минимальную зарплату и все было нормально.
Поэтому сейчас, когда я думаю, что нужно больше всего, я понимаю, что если у меня ничего не будет, я все равно буду счастлив. Для людей, получивших состояние или славу рано, это реальная проблема. Они всегда были известны. Понятно, что они боятся потерять славу, потому что они не знают вообще, будут ли они счастливы и как без этого жить.
Когда мне было где-то 25, у меня уже было четыре образования, миллион подписчиков, миллион долларов и все такое. И объективно, я достаточно рано преуспел. Я чувствовал давление, что нужно делать еще больше, быстрее. Строить бизнес три года? Не хочу. Хочу сделать сейчас, в этом году. И я вообще не понимал, что такое успех, я был недоволен всем: сколько мы зарабатываем, какой охват, сколько клиентов. Но чуть-чуть оно ушло.
Но я считаю, что для меня успех – это возможность быть собой на 100%. То есть сейчас, возможно, я могу быть собой где-то там на 83%. И я хочу быть в своей работе полностью собой. Я думаю, что для меня это будет максимальным успехом.
Вы сказали, что ваша компания больше переориентируется на консалтинг. Почему? Я так понимаю, что сначала это была компания, которая помогала брендам продвигаться в соцсетях.
Мы делали social impact agency (агентство, которое имело социальное влияние. – Ред.). Поэтому мы делали социальные компании и создавали стратегии для брендов. Мы быстро выросли. В начале это был только я и у меня было пять разных эмейлов. У меня была в компании Кэйти, Джулия, но это был я. Я с разных эмейлов присылал питчи, строя такой вайб крупной компании.
Затем мы получили несколько проектов и сделали их классно. И оно начало расти.
И такая ключевая штука – в компании всегда был я. Почему нам платили деньги? Потому что компании и люди, которые принимали решения в этих компаниях, считали, что у меня есть какой-то специальный ресурс. То есть что-то такое я знаю и могу сделать, чего не знают и не могут другие. У нас было 17 человек, потом 23, то есть у нас была большая команда, но это никогда не было о стандартизированном подходе.
Мне нравятся люди, я люблю общаться, рассказывать. У меня большой классный нетворокинг, в этом нетворкинге много людей, у которых есть деньги и есть проблемы. Поэтому люди, у которых есть деньги и есть проблемы, они думают, что я могу их проблемы решить. Так моя компания зарабатывала деньги.
Но я начал снимать видео, это было семь лет назад, когда я был в университете. Тогда я снимал два дня в неделю и в эти дни чувствовал себя как в отпуске. И когда это начало работать, то я подумал, что получается, я могу вообще быть в отпуске всегда. Я начал, как вы сказали, переориентироваться больше на контент. Это меньше денег.
Возможно, в Украине это несколько иная ситуация. Возможно, на самом деле украинский YouTube или Instagram – это классная возможность зарабатывать деньги. Но с точки зрения моей жизни сейчас в Лондоне есть много разных профессий, компаний, бизнесов, которыми ты можешь заниматься и которые будут приносить больше денег.
Но когда переехал сюда и начал работать, я вообще забыл, что мне деньги не важны. Если посмотреть на мои поступки, то вам покажется, что для меня важны деньги, особенно несколько лет назад. Потому что я делал все, чтобы заработать больше.
На самом деле, я просто забыл, что для меня это неважно. Я так подумал, зачем? Мне сейчас нужны деньги, чтобы у нас была большая команда. Чтобы мы могли путешествовать, не думая об отелях. Чтобы я мог снять отдельный номер моему видеографу, потому что он всегда со мной. Но все это для работы. Мне ничего не нужно.
Потому я начал делать то, что мне реально больше нравится. Я думаю, что в этом тоже большая перспектива. Я верю в YouTube, TikTok, каналы. Я думаю, что прошлый год сильно показал, насколько влиятельны блогеры и, возможно, немного и я.
А формат агентств для меня кажется немного умирающим. Сейчас это труднее. Я вышел в классное время и думаю, что это было верное решение. Я хотел агентство продать, но нужно было оставаться там на несколько лет. Это называется earn-out. То есть когда ты выходишь из агентства, если ты ключевой человек, то у тебя есть контракт работать с компанией, которая это агентство приобрела.
Меня это не устраивало, и это были не такие прямые большие деньги, потому что я строил все хаотично и быстро, и надо было все делать по-другому, если строить под продажу. И потому я просто это свернул. Люди пошли в лучшие компании и на лучшие деньги. Сейчас иногда мы делаем консалтинг, и это я плюс еще два человека. В основном это давние клиенты или что-то важное для меня. И это уже не медийно. Я хочу быть больше блогером сейчас, я не хочу быть бизнесменом.
Каков средний доход вашего бизнеса, скажем так, за месяц или за год условно? И сколько у вас стоит реклама?
Оценка рекламы зависит от клиента. А иногда эксклюзивность и спрос увеличивают цену рекламы. Например, если я рекламирую платформу, где ты можешь получить работу, то понятно, что мой канал очень привлекателен для разных платформ по трудоустройству. Потому это сильно увеличивает цену рекламы. Вообще цена – это десятки тысяч фунтов за рекламу, может быть больше, может меньше.
Доход – это больше миллиона долларов в год.
Об Украине, усталости от войны и российской пропаганде
Слушала ваше выступление на TEDx, вы много говорили об усталости от войны и адаптации. Но это не только проблема отдельно взятых людей, это также проблема целых стран. Не устал ли по вашему мнению мир от войны и как это эффективно коммуницировать?
К примеру, первые несколько месяцев после полномасштабного вторжения мы делали видео только об Украине. И это был шок для многих людей. Потому что когда ты подписался смотреть одно, а тебе пять месяцев уже кто-то рассказывает о войне – это вызывает вопрос. И это начало работать все меньше и меньше.
Я вообще считаю, что если посмотреть на поддержку Украины и пик этой поддержки, то цена поддержки и медийности войны – она в гражданских жертвах. К сожалению. Потому что когда у нас была Буча и раскрылись все военные и невоенные преступления России, то для людей из Европы, Америки – это был шок. И, конечно, была максимальная поддержка.
То есть я не считаю, что терять медийность – это такой приговор Украине. Потому что нам нужна более стратегическая, устойчивая, регулируемая структурированная поддержка от стран, с которыми мы сотрудничаем. От США и Евросоюза.
Мы хотим проводить информационную кампанию, чтобы у нас была такая поддержка. Потому что есть, например, Палестина, у которой очень много поддержки людей, много поддержки в соцсетях, но эта поддержка не транслируется в пользу. Поддержка есть, да, есть протесты, да, в соцсетях многие рассказывают о том, как это важно. Я сейчас не говорю, кто прав, кто нет. Это просто факт. Но такая поддержка практически никак не помогает. Уже десятилетиями Палестина не может получить от этой поддержки реальную выгоду.
Мне кажется, что мы должны понимать, что плата за максимальную медийность – это, к сожалению, человеческая жизнь. Благодаря нашим Вооруженным Силам и благодаря поддержке Запада и наших других партнеров, у нас не так много жертв среди гражданских, как это было раньше, и это, конечно, плюс. Но как результат – не так много новостей о войне в Украине.
Относительно усталости от войны, я не знаю, насколько это усталость от войны, это больше об усталости от любых новостей. То есть история с P. Diddy – это было интересно, а сейчас как-то уже неинтересно. Сирия сейчас интересна, а через несколько недель будет неинтересна.
Я не думаю, что это усталость от войны. Это усталость от любой темы. То, что мы частично сделали правильно и нужно продолжать делать, это когда через хорошие новости, как прорыв в Курской области, или плохие новости, как попадание в госпиталь в Запорожье, мы конвертируем эти новости в стабильную, долгосрочную поддержку от наших партнеров. Это правильно.
А получить какой-нибудь буст и быть на главной странице в BBC, ну, у нас уже это было. Нам нужно просто научиться коммуницировать и конвертировать эту поддержку.
@maxklymenko I met Mark Rutte, новый Secretary General of NATO ???? This happened po his inaugural speech, where he said: 1. NATO isn't at war, но it't not at the eater ???? 2. European countries shouldence increase beyond 2% of GDP ???? 3. Недостаточное дело для Украини является плохой для НАТО и мира ✅ Я полагаю о потенциальной для Украины к проведению НАТО с широким ходом Article 5 application on temporaryly occupied territories. В этом положении, Украина может делать НАТО для того, чтобы оказать нам closer to face ???????? So this is what I asked the Secretary General about. What do you think? ????
♬ original sound – Max Klymenko
Также на своем выступлении на TEDx вы сказали, что вам нравится украинская кампания Be Brave. Какие еще украинские кампании вам нравятся?
Очень многие. Мы сотрудничали с United24, не коммерчески, просто созванивались, они многое делают. Конечно, у них есть ресурс, но он был не всегда. Там работает хорошая команда, много интересных людей. И это действительно сильно влияет, то, что они делают.
Был классный проект, люди отстраивали в Черниговской области здания и делали из этого рейв (речь идет о волонтерском рейве-толоке от инициативы Repair Together. – Ред.). Это любопытный подход к коммуникации, мне понравилось.
Я думаю, что сейчас у нас вырисовывается баланс военной и невоенной коммуникации. Кроме того, что у нас сейчас идет война с Россией, нам нужно еще рассказывать людям, что мы не только воюющая страна. Мы еще и страна, которая может спеть.
К примеру, наши выступления на Евровидении. Я был в Турине, когда мы выиграли, и был с TikTok в прошлом году, когда выступала Яна с Аленой. И это реально влияет на людей, потому что они начинают ассоциировать. То есть тебе нравится песня, сделанная украинцем или украинкой, и ты думаешь, может на самом деле поддерживать эту страну.
Понятно, что это пока не самое важное для украинцев. Но для людей за границей это важно. Мне кажется, что сейчас даже лучше, если успех украинцев за границей не связан напрямую с Украиной. К примеру, как Усик. Он просто классный боксер и выигрывает. И люди ассоциируют его с Украиной, и у них положительное отношение к Усику, а оно просто переходит на позитивное отношение к Украине. И это тоже важно.
Как на Евро сделали коммуникацию с фото погибших фанатов украинского футбола. Некоторые из них были в Вооруженных Силах, а некоторые – нет. И сделали на Евро огромный плакат. Это было метко.
У меня вопрос о российском контенте. Долго украинское пространство было просто заполнено российским контентом. Сейчас создается много украинского контента и это классный буст. Но многие до сих пор продолжают смотреть российский контент. Возможно ли это минимизировать?
Если посмотреть сейчас на происходящее в Европе, для меня это стало сюрпризом. То, насколько российская пропаганда и российская культура способны делать камбеки в странах, где, кажется, они уже были побеждены, как, например, в Грузии или Румынии. Там страна уже в Европе, уже в НАТО, и выбирает пророссийского человека.
Да, конечно Россия вмешалась в выборы, и они были аннулированы. Надеемся, через четыре месяца румыны не будут голосовать за пророссийские силы. Но они даже могут там вернуться. Выигравший кандидат вообще антиамериканский в своих высказываниях, антиевропейский. У людей оно все извращается, они смотрят на Америку как на страну, с которой они сотрудничают сейчас, но у них жизнь идет как-то не так, как им бы хотелось. А о России они уже забыли, что они так плохи. Поэтому Россия берет антиамериканское, антиевропейское настроение и конвертирует его в пророссийское. Это то, что они делают.
Я думаю, что первая ступень – это сделать классный контент на украинском. Но мне это странно говорить сейчас, потому что я украинец, снимающий контент на английском, исключительно на английском. Поэтому, может, мне тоже нужно приобщиться к своим советам и сделать что-нибудь украинское.
Это трудный вопрос. Наверное, есть люди, которые больше разбираются в этом. Наиболее вероятно, что это все-таки пройдет. Это будет меньший и меньший процент российского контента.
И по поводу монетизации. Многие люди не понимают, как это работает. Типа, ты просто смотришь видео в интернете, чем это помогает врагу? Вы можете рассказать просто, как работает эта монетизация, и почему, когда мы потребляем российский контент, это приносит им деньги?
Если смотреть на платформы TikTok, YouTube, Facebook, Spotify, Apple Music, SoundCloud и так далее, то когда ты постишь видео и ты уже дорос до определенного уровня (на всех платформах по-разному), у тебя появляется раздел прибыли между платформой и тобой.
Если у тебя бесплатный Spotify или бесплатный YouTube, ты получаешь рекламу. Эта реклама платит YouTube или Spotify за ее размещение. За это YouTube получает деньги и часть посылает тебе как криейтору контента.
Если у людей есть подписка, за которую они заплатили, то они конвертируют цену подписки в то, сколько бы стоил просмотр этого человека, который оплатил подписку, если бы ее не было, и они тоже присылают тебе деньги. Потому что многие думают, если ты заплатил за подписку на YouTube, тогда от тебя нет монетизации за просмотры. Но это не так, оно все конвертируется.
Почти каждый просмотр, каждое прослушивание чего-либо онлайн на больших законных платформах – это деньги, которые платформа затем платит криэйтору этого контента. Российские исполнители, ютуберы согласно российскому законодательству должны быть зарегистрированы в России. Поэтому даже все оппозиционные, которые как будто не в России, – велика вероятность, что их компании зарегистрированы в России.
Поэтому своим просмотром ты платишь YouTube, который платит исполнителю или блогеру, и затем деньги идут в компанию, зарегистрированную в России. Затем Россия собирает налоги и на эти налоги покупает себе в Северной Корее артиллерию.
Советы для блогеров и бизнеса по продвижению в соцсетях
Что, по вашему мнению, сейчас является наибольшим вызовом для современных блогеров и криейторов?
Смотрите, я бы не посоветовал людям становиться блогерами.
Вообще?
Мне кажется, что у большинства людей есть ложное представление об этой профессии. Это профессия, в которой нет среднего класса. Очень много стресса, много постоянного онлайн-пространства и малое количество людей, там 0,001%, возможно, получают какую-нибудь реальную из этого карьеру.
Кажется, каждый может это сделать, но если смотреть на цифры, это не так. Сейчас со всеми платформами диспутируем о среднем классе. Что такое средний класс у блогеров? Потому что сейчас рекламные деньги идут больше к тем блогерам, у которых такой статус, как селебрити, или к микроблогерам. Компании просто покупают рекламу у трех больших блогеров и тысячи маленьких, а есть люди, которые посередине.
Из этого можно сделать классную жизнь, если это реально нравится. Мне эта профессия нравится, я очень люблю свою работу, но здесь есть и негативные стороны, которые на самом деле сильно влияют. И люди не думают о них достаточно.
Идеальный баланс – это человек по профессии, у которого тоже есть канал. К примеру, если ты юрист, и у тебя есть YouTube о юриспруденции, и у тебя есть своя юридическая компания.
С точки зрения денег, еще нет, например, миллиардера-ютубера. Может быть, Mr. Beast будет. Если так статистически, то когда ты в ТОП-10%, например, налоговых юристов в мире – то у тебя классная жизнь. Если ты в ТОП-10% блогеров в мире, ты зарабатываешь вообще ничего.
Я думаю, что еще один вызов – это искусственный интеллект. Я был скептически настроен, что ИИ сможет повлиять на мою работу. Думал, что сфера развлечений будет автоматизирована последней. Вот уже все будет автоматизировано, а развлекать нас все равно будут люди. Сейчас, глядя на то, как развивается искусственный интеллект, может быть, реально от этого пострадаем мы, вот все эти инфлюэнсеры.
Еще будет расслаивание рекламных денег. Был период, где несколько лет, когда ютуберы были переоценены, их было не так много и им платили много денег. Бренды немного не понимали, как использовать соцсети, в чем баланс между органикой и рекламой. Сейчас эти деньги идут в разные стороны – и в свои команды, и в агентства, и в стратегии. Поэтому, если ты криейтор, то ты получаешь меньше.
И, конечно, есть большая конкуренция. Еще надо учитывать, что это конкуренция с традиционными медиа. Многие ютуберы считают, что вот они придут и через 10 лет традиционных медиа не будет. Я вижу, что традиционные медиа сейчас становятся лучше. Они или покупают криейторов, или делают свои шоу. И некоторые из них достаточно неплохие. Да, они медленнее нас, там больше бюрократии. Но я не думаю, что они уйдут так легко и покинут информационное пространство.
Если все же мы возьмем, что человек хочет стать блогером, какой совет вы дали бы человеку, который хочет начать снимать контент?
Я не понимаю, что такое хочет начать? Возможно, если человек хочет пойти обрабатывать нефть в Северном Ледовитом океане, тогда нужно подумать, как к этому подойти.
С точки зрения контента – бери и снимай. Твое первое видео не будет похоже на твое сотое. Есть три звена: нужно начать, когда ты начал, нужно быть лучше, а потом решить, какой контент ты хочешь делать на самом деле.
У меня есть подруга Клио, она была журналисткой на Vox, и у нее есть канал Huge if True. И у нее первый эпизод и последний эпизод – они одинаковые. Но это нетипично. У нее был опыт работы журналисткой на YouTube как часть большого конгломерата. И она взяла этот опыт и сделала свой канал.
Если у тебя нет инсайдерского знания индустрии, если ты просто человек и тебе что-нибудь интересно, то нужно начинать делать. Для меня, если ты начинаешь говорить, что у тебя нет просмотров до того, как ты сделал 100 видео, – это несерьезно.
Какие вы можете выделить несколько важных трендов и антитрендов, которые будут в 2025 году в соцсетях?
Есть тренд просмотров по телевизору для YouTube – это сейчас важно. То есть какой процент аудитории тебя смотрит именно по телевизору. Многие смотрят короткие видео по телевизору, это вообще странная штука, но люди это делают. Они включают YouTube Shorts или TikTok и смотрят по телевизору короткие видео.
И для платформ ты становишься интереснее, если тебя больше смотрят по телевизору. Несколько лишним в этом становится просмотр с ноутбуков. Он не так полезен для платформ. Мы видим, что YouTube больше становится, как Netflix. Они запускают новый интерфейс, и ты для своего канала можешь сделать баннер, постер, информацию о тебе, и оно все так классно включается. YouTube инвестирует и считает, что криейторы, которые делают документалки и т.д., они будут соперничать с Netflix, пока в ленте будут соперничать такие криейторы, как я, например.
Думаю, что в скором времени искусственный интеллект переведет все видео где-то на 10 языков. То есть, уже не нужен будет дубляж, если ты блогер.
Важны также стримы для TikTok. Если ты блогер в сфере фэшн или бьюти, то можешь даже много продавать в прямых эфирах. Для TikTok важен сейчас их магазин. Они сейчас соперничают с Amazon и Google, потому что TikTok позиционирует себя как поисковый механизм.
Мультиформатность будет важна: короткие видео, длинные видео, стримы. Не знаю, где будут видео 12-20 минут. Думаю, они будут становиться все менее и менее популярными.
Какие советы вы бы дали предпринимателям, которые планируют использовать социальные сети для продвижения своего бизнеса?
Для аккаунтов важно иметь лицо канала, то есть иметь какого-то человека, рассказывающего о бизнесе. Например, если вы владелец и у вас есть возможность и желание (но оно может прийти с процессом), рассказывать о своем бизнесе. Вот такой формат владельца, снимающего видео о своем бизнесе, будет работать.
Если у вас есть $20 000, я бы инвестировал $15 000 в органику и $5000 в рекламу. К сожалению, сейчас инвестируют $2000 в органику и затем запускают на $18 000 рекламу, это вообще безумие. Если у вас есть возможность не платить за просмотры, а строить бренд, то нужно делать это и больше инвестировать в развитие бренда.
Очень многие сейчас покупают рекламу у инфлюэнсеров или делают рекламу в соцсетях – вы могли бы это сделать, если бы просто взяли эти деньги и подумали, сняли, побрейнштормили. Органические идеи классные и они сработали бы лучше. Такой немного совет против себя, но да.
Любой бизнес может быть интересен. Даже если вы продаете шины. Например, с шинами можно делать гонки, как делают с шариками. Можно делать все, любой бизнес может быть интересен онлайн.