Содержание:
  1. В чем обвиняют покупателей Волыньторфа
  2. Что говорят участники конфликта
  3. Что говорит новый глава Фонда госимущества Виталий Коваль?
  4. Что не устраивает КП "Волыньприродресурс"

Несмотря на войну, в Украине продолжает происходить приватизация, проводимая Фондом государственного имущества (ФГИУ). Ключевой является Большая приватизация, главные лоты которой государство попытается продать в следующем году. А сейчас активно продолжается Малая приватизация.

Одними из главных активов Малой приватизации являются торфозаводы на севере страны. В этом году были проданы Ривнеторф и Волыньторф. В обоих случаях продажа имущества вызвала возмущение и противодействие местных элит.

Работа государственных торфозаводов зависит от спецразрешений на добычу полезных ископаемых. Часто государственные торфозаводы их теряли, без возможности добычи и получения сырья они начинали банкротиться, а недра попадали в руки черных копателей.

Читайте также

Волыньторф 6 октября был продан фирме "Агробиостандарт", входящей в орбиту киевского предпринимателя Вячеслава Супруненко. Супруненко является владельцем нескольких хлебокомбинатов по всей территории Украины, главная жемчужина из которых – Киевхлеб. Он известен тем, что был зятем экс-мэра Киева Леонида Черновецкого. Его брат Александр – нардеп нескольких созывов.

Волыньторф перерабатывает торф в торфобрикеты. Торфобрикет – это торф, который приведен к более удобной и энергоэффективной брикетированной форме. По калорийности он приближается к уровню лучших сортов каменного угля и является хорошим топливом для работы предприятий, котельных и т.п. В состав предприятия входят два торфозавода, один в Маневичах, а второй в селе Соймы Волынской области.

После того как предприятие было продано на аукционе Прозорро.Продажи, Государственное бюро расследований (ГБР) почти сразу открыло уголовное производство по возможному сговору во время проведения аукциона.

В чем обвиняют покупателей Волыньторфа

В ГБР сомневаются в прозрачном проведении приватизации из-за возможного сговора между должностными лицами во ФГИУ и Агробиостандартом, который купил Волыньторф. Следователи полагают, что цена предприятия была специально занижена. Его стоимость может составлять 315-320 млн грн, а не 254,7 грн с НДС, за которые его купил Агробиостандарт.

Печерский районный суд разрешил следователям ГБР произвести осмотр объекта и арестовал имущество Волыньторфа. Однако Агробиостандарт все равно перечислили средства за покупку торфзавода и 6 ноября подписали акт купли-продажи предприятия.

Недоволен был и Волынский областной совет. Во-первых, он давно призывал не приватизировать предприятие, потому что оно является прибыльным. Во-вторых, выпустили обращение в правоохранительные органы, где просят их проверить законность приватизации предприятия.

Сам Фонд госимущества говорит, что приватизация была проведена законно, и отвергает обвинения. Правда, это заявление было сделано до назначения новым руководителем фонда Виталия Коваля.

Что говорят участники конфликта

Агробиостандарт обвиняет в своих проблемах местные волынские элиты и, в частности, директора КП "Волыньприродресурс" Анатолия Капустюка. КП "Волыньприродресурс" владеет специальными разрешениями на добычу торфа в Волынской области и продает сырье Волыньторфу.

В комментарии LIGA.net Константин Бровченко, совладелец компании Агробизнесстандарт, рассказал, как происходила коммуникация с Волыньприродресурсом.

"Мы не знали и не понимали, что такое Волыньприродоресурс, кто его руководитель и какое их влияние на ГП "Волыньторф" до того, как приобрели предприятие. И даже после покупки мы их не знали. Они дали о себе знать после возбуждения уголовного дела против нас и ареста актива", – рассказывает Бровченко.

По его словам, местные власти, которые контролирует нардеп Игорь Палица, продавали продукцию Волыньторфу за наличные деньги через подконтрольное коммунальное предприятие, оставляя наибольшие прибыли там, а не на государственном предприятии.

"Мы изучили, как они там все поставили на рельсы коррупции. В какой-то момент КП "Волыньприродресурс" забрал себе большинство спецразрешений по добыче торфа в области. КП пользовались слабой способностью Волыньторфа и позволяли им добывать сырье из своих месторождений. Но после этого Волыньторф дешево продавал продукцию КП. Волыньторф продавал сырье за 2 000 грн за тонну, а Волыньприродресурс перепродавал его населению за 5 000 грн за тонну. Государству и обществу это подавали как давальческую схему. Анатолий Капустюк, являющийся директором Волыньприродресурса, прямо сказал нам, что "мы зашли на их территорию". Поэтому предлагал договориться. Он говорил, что они контролируют область, это большинство в Волынском облсовете (партия За будущее, лидером которой является Игорь Палица. – ред.) и имеют контроль над ОТО", – говорит представитель Агробиостандарта.

По словам Бровченко, новый председатель ФГИУ Виталий Коваль, который до назначения возглавлял Ровенскую областную военную администрацию, приближен к волынским элитам и может помочь им не допустить продажи предприятия.

"Капустюк со своими людьми сам хотел купить Волыньторф. Для этого накануне аукциона была зарегистрирована ООО "Волыньторф" (записана на Виктора Клепку. – ред.), через которую они хотели приобрести предприятие, но на третьих торгах, когда цена упадет до 110 млн грн. Потому криминальная появилась после того, как выиграл не тот, кто нужно – то есть мы", – говорит Бровченко.

Что говорит новый глава Фонда госимущества Виталий Коваль?

21 ноября Верховная Рада назначила новым председателем ФГИУ Виталия Коваля, до этого возглавлявшего Ровенскую область. Отвечая на обвинения, высказанные ему Константином Бровченко, Коваль рассказал LIGA.net, что не знает лично ни Анатолия Капустюка, ни Константина Бровченко. Поэтому отвергает такие обвинения. Он подчеркнул, что приватизация Волыньторфа состоялась еще до его назначения.

Важно, что еще до назначения Коваля, ФГИ сделал заявление о том, что приватизация Волыньторфа была законной.

"Соглашаюсь, что приватизация была законной, если эти средства уже в госбюджете и работают на победу, поддержку Сил обороны. Моя позиция – все должно происходить по закону и приближать победу Украины", – отметил новый глава ФГИУ.

Что не устраивает КП "Волыньприродресурс"

КП "Волыньприродресурс" имеет спецразрешения на добычу сырья в Волынской области и предоставляет Волыньторфу собственное сырье для переработки.

Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг торфозавода, директор КП "Волыньприродресурс" Анатолий Капустюк говорит, что информация Агробиостандарта относительно их монополии на добычу торфа на Волыни является ложью.

"КП "Волыньприродресурс" владеет спецразрешениями на добычу только по четырем месторождениям торфа в области, когда на территории Волыни находится 75% залежей месторождений торфа Украины. То есть свободными к освоению являются более 3000 месторождений торфа", – говорит Капустюк.

Только завод в пгт Маневичи работает полностью на сырье Волыньприродресурса. В то время как другой завод в с. Прилесное работает на собственном сырье.

"КП "Волыньприродресурс" оплачивает все услуги, которые осуществляет ГП "Волыньторф" на месторождениях КП согласно договорам о подготовительных работах, добыче, перевозке, переработке торфа и других калькуляций, выставленных актов и выполненных работ", – говорит Капустюк.

По его словам, именно благодаря сотрудничеству с Волыньприродресурсом и переходом на переработку давальческого сырья КП, который состоялся в августе 2022 года, Волыньторф вышел на прибыль в 10,64 млн грн в 2022 году. В калькуляцию стоимости переработки была заложена рентабельность в 10% заложенной. В 2021 году у предприятия был убыток 1,33 млн грн.

Договор между Волыньторфом и Волыньприродресурсом, по словам Капустюка, действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору или его расторжения. Агробиостандарт наследует от ГП "Волыньторф" не только заводы и оборудование, но и обязательства. Поэтому, считает Капустюк, им и дальше придется выполнять этот договор.

Анатолий Капустюк считает нецелесообразным отдавать в приватизацию прибыльные работающие предприятия, которые не являются обузой для государственного бюджета, а приносят исключительно прибыль. А в случае с ГП "Волыньторф", его продукция является стратегическим сырьем для всех коммунальных заведений Волыни и почти единственным источником топлива для предприятий теплокоммунэнерго.

Капустюк признает, что у него была встреча с владельцами Агробиостандарта. Но на ней выдвигали условия именно ему. Агробиостандарт в ультимативной форме требовал продать им одно из спецразрешений, а взамен предлагал отдать на условиях аренды в управление Маневицкий торфозавод.