"Броники" для детей и 85 000 жилетов для армии. История Львовского оборонного кластера
Благотворительный фонд, построенный на бизнес-модели, – так описывает Львовский оборонный кластер (ЛОК) Максим Плехов, председатель правления фонда.
После создания в конце февраля ЛОК уже изготовил и бесплатно передал украинским защитникам 85 000 бронежилетов. Первые — вышли из цеха через несколько дней после начала вторжения, 2 марта. А уже за считаные недели производство удалось разогнать до 1500 защитных изделий в сутки.
Волонтеры из ЛОК первыми в Украине (и одними из немногих в мире) начали производить детские бронежилеты, а также изготовили 3000 "мягких" бронежилетов для медиков. Как удалось наладить все это в столь короткие сроки?
LIGA.net побывала в цеху Львовского оборонного кластера, пообщалась с председателем правления ЛОК Максимом Плеховым и руководителем отдела коммуникаций Антоном Федченко.
Харьков во Львове
Несмотря на то что в названии организации есть упоминание Львова и кластер расположен именно здесь, за более чем полуторачасовой разговор ЛОКовцы значительно чаще упоминали другой топоним – Харьков. И Плехов, и Федченко – харьковчане.
Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: коротко о важном
Во время Майдана они поняли, что для защиты от палок и пуль милиции нужны бронежилеты, рассказывает Плехов, а где их взять? "Антон снимал квартиру, в которой подоконники были из авиационного алюминия, – владелец жилья работал на Харьковском авиазаводе. Решили попытаться сделать "броник" из этого алюминия", – рассказывает он.
После нападения России в 2014 году Плехов осознал, что потребности в бронежилетах и амуниции для армии нечем качественно закрывать. Начал активно изучать дело, заказал образцы из разных стран. "На конец 2014 года мы уже делали бронежилет, который более-менее соответствовал мировым аналогам. Тестировали жилеты в милицейском участке по договоренности".
Так началась история Харьковского завода средств индивидуальной защиты.
Харьковский завод средств индивидуальной защиты – один из крупнейших производителей (бренды Rarog, Predator, Helga, Plastoon) средств индивидуальной защиты для военных, полицейских и гражданских нужд.
Под брендом Rarog завод производит серию тактического снаряжения, в том числе подсумки для бронежилетов и ременно-плечевые системы. Также ХЗСИЗ является эксклюзивным производителем пехотного тактического комплекса "Хищник" для пулемета ПК/ПКМ.
Подписывайтесь на наш Instagram: полезные объяснения актуальных тем
"Майдан позволил мне – человеку, который никогда не имел ни опыта, ни связей, ни отца генерала, – выйти на контракты с Минобороны. Мы шесть лет поставляли снаряжение, рюкзаки, сумки, разгрузочные системы, иногда форму".
Снабжать военным бронежилеты мешала монополия на этом рынке одного производителя (ООО "Темп 3000". – LIGA.net), говорит Плехов. При этом около 3000 бронежилетов в год компания Плехова продавала на гражданский рынок, а военные – за границу. К примеру, предприятие разработало комплект защиты (бронежилет, разгрузочные подсумки) по заказу специальных сил Болгарии.
Харьковский завод средств индивидуальной защиты разработал модель бронежилета, которая в 2017 году победила в конкурсе Минобороны и должна была стать стандартом для армии. "Монополист сопротивлялся и засыпал исками – как следствие, с 2019 года государство не закупило ни одного бронежилета", – рассказывает Плехов. Начало полномасштабного вторжения Украина встретила с большим дефицитом средств защиты.
Как возник ЛОК
Нападение РФ в феврале не стало для Плехова чем-то неожиданным, к войне он готовился еще с декабря. Однако не ожидал столь масштабного вторжения: "Готовили план эвакуации немного за Днепр, но когда стало понятно, что есть риск потерять страну, решили пока отложить релокацию, а начать производить бронежилеты немедленно", – вспоминает Плехов. Уже 27-28 февраля во Львове собралась группа предпринимателей, волонтеров, экспертов по баллистике, готовых помогать как деньгами, так и временем, – так образовался Львовский оборонный кластер. 2 марта ЛОК уже изготовил первый "броник".
За основу взяли модель военного бронежилета четвертого уровня защиты, которую компания Плехова снабжала силы спецопераций Болгарии, упростив ее до максимума.
"Начали стягивать материалы со всей страны, вывозили даже из-под обстрелов, покупали за собственные средства – и это усилило к вам доверие со стороны местных", – считает Плехов.
Бизнесмены и волонтеры, владельцы производственных мощностей Львовской области присоединились к кластеру. "Именно благодаря им мы быстро смогли выйти на показатели в десятки тысяч в месяц", – уверен Плехов.
Уже через несколько недель ЛОКовцы производили 1500 бронежилетов в сутки, на пике – в апреле-мае – более 2000 единиц. В настоящее время ЛОК изготовил более 85 000 бронежилетов. Все этапы производства распределены на десятках предприятий, расположенных в разных точках страны.
Присоединяйтесь к нам на Facebook и участвуйте в дискуссиях
В начале войны телефоны основателей ЛОК разрывались от звонков и сообщений с просьбой передать бронежилет. Чтобы избежать "кумовства" и споров в будущем, команда ЛОК решила отгружать бронежилеты сразу на логистические склады Министерства обороны, оттуда их распределяли к военным формированиям.
В начале войны сертификационные лаборатории в Украине не работали. Кроме производства, ЛОК принялся проверять, чтобы украинским военным не попадала некачественная броня: "Собрали треть или даже половину специалистов по баллистике в стране, и они помогали воспроизвести исследования, которые отвечают государственным стандартам", – рассказывает Федченко.
ЛОКовцы получали от волонтеров бронежилеты, доставали из них все и проверяли. Сейчас в офисе организации – целое "кладбище" простреленной брони. "Это помогло сохранить жизнь наших защитников и не тратить деньги на некачественную защиту", – уверен Федченко.
Детские и медицинские бронежилеты
"Написала волонтер, что на Харьковском направлении медики скорой, спасающие людей после обстрелов РФ, сами не имеют защиты и гибнут", – вспоминает Плехов. Она собиралась закупать дорогие тяжелые бронежилеты и попросила совета, стоит ли. Так началась другая история – запуск производства "мягких" бронежилетов для украинских медиков.
Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости
"Мы понимаем, что нужно защитить экипажи скорых. Тяжелая броня для этого не подходит, нужна мягкая – кевлар или сверхвысокомолекулярный полиэтилен, которых в Украине не было". В это время продолжалась релокация харьковской фабрики – инвентаризация и перебазирование. И выяснилось, что в Лозовой на складе обнаружили еще два рулона сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Вывезли их из-под обстрелов, вместе со знакомым военным за три дня разработали новую модель бронежилета – уже через неделю передали бронежилеты медикам, рассказывает Плехов. В нормальных условиях на это ушло бы несколько месяцев. Пока команда ЛОК создала уже 3000 таких жилетов.
И если запросы на военные бронежилеты государству удалось фактически удовлетворить – пока ЛОК остановил производство брони для армии, то потребность в защите среди невоенных – до сих пор значительная. "Железнодорожники, невоенные медики, энергетики, спасатели, журналисты – в нормативах к их форме нет требования о защитных жилетах, но люди работают на линии фронта и рискуют жизнью", – объясняет председатель правления ЛОК.
Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте
Также с запросом в ЛОК обратилась ювенальная служба Национальной полиции, которая занимается эвакуацией детей из зоны ведения боевых действий. Требовалось изготовить детский бронежилет и каску. Это стало вызовом, признается Плехов, боялся представить такое даже в самом страшном сне, к тому же не хватало опыта – в мире считаные примеры производства детской брони.
К команде ЛОК присоединился болгарский эксперт по военной экипировке Калин Димитров и эксперты Харьковского завода, в том числе Юрий Федоров. В течение месяца им удалось разработать и изготовить детские жилеты с учетом всех потребностей.
"Мягкие, быстрое расстегивания спереди, как в авиации, а не через голову, двойное перекрытие в зоне сердца", – показывает председатель правления ЛОК. "Закрыть" финансирование этого проекта помогло посольство Украины в Японии.
В целом у кластера сотни донаторов: от крупных организаций и фондов до мелких предпринимателей и даже детей, объясняет Федченко. К примеру, уже несколько раз деньги фонду от продажи картин передавала 9-летняя Соломийка.
Переглянути цей допис в Instagram
Что помогает фонду поддерживать доверие людей? Плехов уверен, что бизнес-опыт и эффективность: "ЛОК – это благотворительный фонд, который строился по бизнес-модели, правда, без прибыли", – улыбается он. Кластер закупает материалы, ведет переговоры с предприятиями, доказал эффективность использования средств до "выхода в ноль".
Предприниматель трезво оценивает волонтерство и считает его даже в какой-то степени вредным, ведь это повторяет функции государства, за что же тогда платить налоги? "Мы не собирались посвящать волонтерству жизни, а хотели сделать то, что нужно".
Как Плехов видит будущее и рассчитывает ли снова возобновить бизнес в Харькове? "Сейчас понимаю только одно: я никуда не уеду из Украины. А где буду завтра – в Харькове, Львове, Киеве или еще где-то – все равно. Страна всюду моя".