Что мешает объединению коммерческих рынков электроэнергии Украины и Европы
Фото: Pexels

Украина готовится к запуску процесса Market Coupling (объединение рынков), который позволит ослабить рыночное влияние чрезмерной концентрации на украинском рынке электроэнергии.

Более половины электроэнергии в Украине производит государственный оператор АЭС – Энергоатом. Если учитывать государственные генерирующие компании как одну группу, то на двоих с энергохолдингом ДТЭК Рината Ахметова они имеют долю более 90% на рынке электроэнергии.

Кроме того, группа ДТЭК обеспечивает более половины спроса на ключевом сегменте рынка – Рынке на сутки вперед (РСВ).

Market Coupling – это объединение торговых зон спотовых рынков в европейских странах. С его помощью участники рынка могут свободно торговать электроэнергией с другими странами в рамках технической возможности – мощности межгосударственного сечения.

Понятие Market Coupling было внедрено европейским Регламентом CACM, утвержденным директивой ЕС 2015/1222 в июле 2015 года.

Регламент CACM – Capacity Allocation & Congestion Management (распределение мощности и управление излишками) – это перечень правил объединения коммерческих рынков электроэнергии стран ЕС.

Для Украины Market Coupling означает возможность совмещения РСВ с соответствующими рынками в странах ЕС. Это позволит ресурсу перетекать в торговые зоны (страны) с высокими спотовыми ценами. При этом не только с соседними. Таким образом сглаживаются ценовые скачки, цена электроэнергии становится более прогнозируемой для потребителя, а внутренние монополисты теряют рыночную власть.

РСВ в Украине – ценообразующий сегмент рынка, влияющий на стоимость электроэнергии для конечного потребителя.

Простыми словами, Market Coupling снизит возможности ДТЭК манипулировать рыночной ценой. Если группа вдруг снизит спрос, как это было в июле 2021 года и в мае 2020 года, то невыкупленная электроэнергия перетечет на РСВ в другие страны, а не приведет к стремительному обвалу цены.

Очевидно, что введение Market Coupling – необходимый и полезный шаг на пути интеграции Украины в ЕС. Впрочем, этому процессу мешает несколько фундаментальных проблем. LIGA.net исследовал, каких именно.

Акциз при импорте

В Украине электроэнергия – подакцизный товар. Она облагается акцизом по ставке 3,2% от стоимости ресурса. Акциз на электроэнергию, произведенную в Украине, платит генерация. При импорте его платит импортер. В Европе акцизный сбор на электричество, там где он применяется, платит конечный потребитель. Соответственно, там подобной проблемы нет.

Принцип торгов на РСВ предполагает, что продавцы и покупатели анонимно выставляют предложения на продажу и покупку в каждый отдельный час. Указывают объем и цену. Когда объем/цена и продавцов, и покупателей совпадают, система автоматически акцептует заявки.

Если в общем миксе будет, допустим, 10% импортного ресурса, то непонятно, кто должен оплатить акциз за него. Ведь участники торгуют не друг с другом, а фактически с оператором РСВ – соответствующей биржей. В Украине это госкомпания АО "Оператор рынка" (ОР).

Самым логичным решением этой проблемы была бы уплата акциза самой биржей. Впрочем, неясен источник компенсации для уплаты этого налога. По подсчетам ОР, это около 70 млн грн в год.

НДС при экспорте

Та же проблема возникнет при администрировании НДС при экспортных операциях. В Украине НДС начисляется на каждую операцию по цепочке контрагентов. Ставка НДС при экспорте – "0". Это означает, что государство через какое-то время вернет НДС экспортеру.

Но в условиях РСВ экспортером считается биржа, потому что она не может распределить экспортный объем на какого-либо конкретного участника в "общем котле" торгов.

В то же время, возврат НДС часто затягивается. В периметре ЕС такой проблемы нет. Но для украинского экспортера – это вымывание оборотных средств на значительный период времени.

Когда биржа аккумулирует на себя весь объем экспорта с РСВ, такое бремя приведет к ее быстрому банкротству. ОР оценивает объем нехватки экспортного НДС в размере 1,5 млрд грн в год.

Рабочая модель решения проблемы – назначение торговым агентом (посредником при экспорте/импорте) крупной госкомпании, которая возьмет на себя риски с возвратом экспортного НДС. На эту роль рассматривается НАЭК "Энергоатом".

Для справки, в странах ЕС торговым агентом чаще всего выступает системный оператор – аналог нашего НЭК "Укрэнерго".

Статус номинированного оператора рынка

Ключевым звеном в процессе Market Coupling является биржа, которая собственно и оперирует РСВ. Такая биржа имеет статус номинированного оператора рынка, или NEMO (Nominated Electricity Market Operator).

В Украине эта функция монопольно закреплена за Оператором рынка. Впрочем, в большинстве стран ЕС (в 20 из 27) существуют по несколько бирж, которые присоединены к единой информационной базе – алгоритму EUPHEMIA (European Union + Pan-European Hybrid Electricity Market Integration Algorithm, ЕС + алгоритм интеграции пан-европейского гибридного рынка электроэнергии).

EUPHEMIA разработали европейские биржи для взаимодействия в рамках объединенных рынков.

Монопольні та конкурентні моделі NEMO
Монопольные и конкурентные модели NEMO

В случае конкурентной модели, РСВ все равно будет единственным для страны. Но каждый участник может выбрать, на какой площадке торговать электроэнергией.

Украина должна выбрать, какую модель NEMO будет развивать – монопольную или конкурентную. Оператор рынка, само собой, выступает за монопольную модель. Среди главных аргументов заместитель руководителя ОР Даниил Петренко называет несовершенные украинские механизмы ответственности за злоупотребление участников рынка.

Читайте также

К примеру, в случае работы нескольких бирж, государственная генерация будет продавать ресурс на ОР, а покупать его будут на какой-то другой частной бирже. Если какой-то крупный покупатель не рассчитается с биржей хотя бы за одни торговые сутки, это "положит" весь рынок.

Такие прецеденты уже были. Компания "Юнайтед Энерджи", которую связывают с Игорем Коломойским, в марте 2022 года, воспользовавшись бездействием НЭК "Укрэнерго" в условиях наступления оккупантов на Киев, примерно неделю отбирала электроэнергию на балансирующем рынке, не платя за нее. В результате покупатель должен Укрэнерго 1,1 млрд грн. Госкомпания до сих пор судится за этот долг. Но перспективы его возвращения сомнительны.

За конкурентную модель выступают ДТЭК Рината Ахметова и конкуренты ОР. В Украине это украинская энергетическая биржа (УЭБ) Алексея Дубовского. А также европейские NEMO – шведская Nord Pool и немецкая Epex Spot.

Интерес бирж очевиден – зарабатывать на конкурентном рынке от предоставления услуг. Интерес ДТЭК – в минимизации контроля со стороны государства через государственную биржу в случае монопольной модели.

"Нужно посмотреть на европейские рынки: при монопольных моделях – это неразвитые рынки, при конкурентных – это развитые рынки, все просто", – говорит владелец УЭБ Дубовский.

Неопределенность с моделью NEMO и конфликт между участниками рынка могут затянуть процесс Market Coupling.

Нерешительность украинского регулятора

В июне Минэнерго предложило проект изменений в законодательство по интеграции Регламента CACM, преодолению проблем с налогами и утверждению монопольным NEMO Оператора рынка. Проект подготовлен, собственно, самим Оператором рынка.

Секретариат Энергетического сообщества Европы (Energy Community) раскритиковал его. Секретариат рекомендует внести в закон "О рынке электроэнергии" правила Регламента CACM, а номинированного оператора или нескольких операторов сертифицировать через Нацкомиссию по регулированию энергетики и комуслуг (НКРЭКУ).

Между тем, 15 июня НКРЭКУ отказалась внести изменения в лицензионные условия Оператора рынка, что автоматически привело бы к его сертификации как NEMO.

"Я считаю, что нынешняя модель сертификации NEMO Регулятором – неправильная. Сертификация может состояться только тогда, когда Верховная Рада определит, кто является номинированным оператором и кто может им быть", – заявила член НКРЭКУ Ольга Бабий.

Между тем, в ЕС номинированные операторы получают свой статус после верификации местными энергетическими регуляторами. Сам процесс взаимодействия происходит на основе договоров, заключенных между участниками рынка, а не согласно регуляторным актам.

Таким образом, для начала запуска Market Coupling необходимо придумать, как решить налоговые проблемы, внести соответствующие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы. Следует интегрировать в закон "О рынке электроэнергии" Регламент CACM и уговорить Регулятора сертифицировать одного или нескольких операторов.

После этого участникам процесса нужно заключить соответствующие соглашения с европейскими NEMO и системными операторами сетей, а самое страшное – между собой внутри страны.

Учитывая специфику регулирования украинского рынка электроэнергии и разные интересы его участников, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать Market Coupling.