Кого финансирует Запад, а кого – госбюджет. Деньги для агро
Во время войны сельское хозяйство Украины получило новый финансовый ресурс. Но доступ к нему открыт только для небольших хозяйств и фермеров.
Речь идет о многочисленных программах грантового финансирования, крупнейшими донорами которых являются Евросоюз и USAID (Агентство США по международному развитию). Именно с 2022 года это направление получило мощное денежное наполнение и уже влияет на ландшафт аграрной отрасли.
Большим там не рады
Принципиальная позиция ЕС – помощь исключительно малому аграрному бизнесу в Украине. Украинские агрохолдинги с земельными банками, которые по площади больше некоторых стран ЕС, не понятны европейцам.
Показательно заявление нового аграрного еврокомиссара Кристофа Гансена, который назвал украинское сельское хозяйство "слоном в комнате". Для понимания такой фобии нужно помнить, что общая площадь Люксембурга (родина Гансена) равна 260 000 га, что в два раза меньше угодий "Укрлендфарминга" Олега Бахматюка, "Кернела" Андрея Веревского и МХП Юрия Косюка.
Предшественник Гансена, поляк Януш Войцеховский прямо говорил, что одно из беспокойств Европы — "это структура украинского сельского хозяйства и доминирование крупных агрохолдингов в этой структуре". Поэтому он заверил, что именно малые и семейные фермы в Украине должны получать поддержку ЕС. Потому что они "являются очень важными для продовольственной безопасности в будущем".
По данным проекта ЕU4Business, за 2022-2023 годы ЕС вложил в развитие малого бизнеса в Украине свыше 240 млн евро, из которых более трети приходится на сельское хозяйство. В 2023 году USAID Agro напрямую потратил около 200 млн грн на проекты для фермеров в сельском хозяйстве. Еще 180 млн грн – на проекты софинансирования с крупными международными компаниями, которые тоже помогают малому бизнесу. Эти проекты касались удешевления удобрений, закупки средств защиты растений и пр.
Отдельно нужно отметить финансовую поддержку бюджетных программ вроде єРобота – гранты на сады и теплицу. А это в общей сложности 2,4 млрд грн. Из них треть сфокусирована исключительно на агросекторе.
Что получил крупный агробизнес? Условно свободный доступ на рынки стран ЕС. Этот доступ оказался действительно "условным" из-за закрытия границ польскими (и не только) фермерами и введения квот, например на украинский мед в этом году.
Гибридная модель – наша особенность?
В таких условиях украинские чиновники говорят о том, что огромные агрохолдинги формируют "уникальную для Европы структуру аграрного сектора". Выступая 28 ноября на форуме "Молочный бизнес 2024", первый заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий заявил, что нужно сохранить, не потерять существующую "гибридную структуру" отрасли.
"Наш небольшой агробизнес, фермеры получают финансовый ресурс для развития от Евросоюза, других международных организаций. Что касается крупных агропредприятий, то их развитие и стимулирование необходимых стране направлений в значительной степени финансируется за счет целевых бюджетных программ", – сказал Высоцкий.
На примере государственного бюджета на 2025 год это выглядит следующим образом. За деньги ЕС через бюджетные счета будет профинансирована программа развития молочного скотоводства на сумму 800 млн грн. Из них 600 млн грн — на коров, а 200 млн грн – на коз и овец. Речь о выплате 7000 грн за каждую корову в домохозяйстве и 2000 грн – за козу или овцу (при определенных условиях).
Только за средства украинских налогоплательщиков будут стимулировать создание крупных молочных ферм. Из бюджета компенсируют 25% расходов на их строительство. Общая сумма таких расходов – 1 млрд грн. Интересно будет сравнить эффективность этих затрат. Кто эффективнее использует финансовую помощь? Международные институты поддержки развития или государственный бюджет?