"Думали, что придется закрыться". Как "темный" музей эвакуировался из Киева во Львов
За время войны россияне уничтожили 22 украинских музея, еще 44 – повредили. Среди жертв войны многие знаковые объекты, в частности – Харьковский музей Сковороды или Мариупольский художественный музей им. Архипа Куинджи.
Чтобы не допустить такой участи, многие предприниматели решили эвакуировать свое дело в безопасную локацию. Так же поступил и уникальный частный киевский музей "Третья после полуночи", позволяющий ощутить мир так, как его чувствуют незрячие.
По разным оценкам, в Украине от 70 000 до 300 000 незрячих лиц. Музей позволяет почувствовать обыденность такой, какой она является для этих людей, благодаря обонянию, слуху, прикосновению и даже вкусу. "В музее зрячие посетители пробуют воспроизвести привычные для себя дела без применения зрения. Наша цель – изменить отношение к незрячем, разрушить стереотип о том, что незрячие ничего не могут", – объясняет основательница проекта Алина Марненко.
В партнерском проекте с Новой почтой рассказываем о том, как музей эвакуировали в безопасность, чтобы он смог продолжить свою работу.
Война и остановка
С началом полномасштабной войны работа музея "Третья после полуночи" стала на паузу и, как казалось, музей уже не имел шансов на рестарт, рассказывает Алина Марненко. В феврале, после первых ракетных атак по столице, из города уехала почти вся команда. В первую очередь, выехали гиды, которым очень опасно было оставаться в зоне боевых действий.
"Поскольку гиды незрячие, то в случае ракетных обстрелов, если никого нет рядом, у них будут проблемы с тем, чтобы самостоятельно добраться до бомбоубежища. А иногда есть риск, что они не смогут этого сделать вообще. Да и в случае обстрелов надо быстро сориентироваться, а это сложно сделать, когда ты один и ты – не видишь", – объясняет Алина
С марта команда регулярно созванивалась, чтобы поддержать друг друга и быть в курсе дел. Хотя музей и не работал, частично продолжали платить зарплату.
"Хотя в марте некоторый бизнес в Киеве уже работал, для нас об открытии не могло быть и речи", – вспоминает Алина
Но оставался вопрос, что делать дальше. Команда разъехалась по разным странам, часть киевской области под постоянными обстрелами и риском оккупации , а после тяжелых локдаунов во время пандемии бизнес не имел финансовой подушки. Потому казалось, что музей больше не откроется, признается Алина.
"Мы поняли, что локдауны – это еще были цветочки. Во время войны работа музея вообще казалась нонсенсом, не ко времени. Да, в мае я смирилась с фактом, что надо закрываться", – объясняет она.
Однако регулярные онлайн-встречи с коллегами принесли плоды: команда решила проводить бесплатные онлайн-мероприятия для детей-переселенцев.
Когда в мае стало немного спокойнее, владелица музея нашла время и силы попытаться спасти дело и открыть локацию в более безопасном Львове. Туда она решила перевезти экспонаты для выставок искусства в темноте.
"Еще до войны мы планировали открывать вторую локацию во Львове, и сейчас вернулись к этой идее. Там было спокойнее, а с началом войны многие украинцы выехали на запад. Так что я решила сделать последнюю попытку сохранить проект", – вспоминает она.
Последняя попытка: дорога во Львов
Предпринимательница начала считать стоимость логистики из Киева во Львов, а также искать грузовик, чтобы все перевезти. Перед ней стояла масштабная задача: вывести хрупкие и тяжелые экспонаты музея, среди которых тактильные картины, бюсты и модели архитектурных зданий. К примеру, египетские пирамиды. Вес каждого экспоната – от пяти до 25 кг.
Предприниматель постоянно мониторил возможности для бизнеса, в частности в части финансовой поддержки. Так, на одном из ресурсов она узнала о программе эвакуации бизнесов от Новой почты и Дія.Бизнес.
Новая почта и Действие. Бизнес в Ужгороде оказывают украинским бизнесам бесплатную помощь в эвакуации оборудования или продукции в более безопасные регионы. Новая почта в рамках проекта выделяет 10000 грн на эвакуацию малого и среднего бизнеса. Любой предприниматель из таких областей как: Черниговская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Запорожская, Донецкая, Луганская, Киевская и Одесская может подать заявку на эвакуацию.
Основательница музея заполнила заявку на сайте Дія.Бизнес и нашла помещение для музея во Львове. Через сутки ей согласовали заявку на эвакуацию, и Алина начала паковать экспонаты музея. За свой счет Новая почта эвакуировала музейные экспонаты и также помогла с упаковкой, в частности особенно хрупких экспонатов и нуждающихся в специальной упаковке. При этом, как признает Алина, война затянула процесс эвакуации, потому что из-за постоянных воздушных тревог и ракетных обстрелов команда часто не могла собраться и ловила моменты между ними.
"Мы упаковывали экспонаты в нашем музее. Это было нелегко, потому что экспонаты нужно было обложить чем-то мягким. Использовали все – и специальные пленки и уплотнители, и даже макулатуру и одеяла! Один очень тяжелый и объемный экспонат (целое плато Гизы, на котором) расположены египетские пирамиды и все остальные детали) мы перевозили по Новой почте в специальном контейнере", – вспоминает Алина.
Тогда же на мероприятие самостоятельно уехала и основательница музея. На следующий день после погрузки Новая почта доставила экспонаты во Львов. Но из-за усиления обстрелов и отсутствия света запуск музея во Львове пришлось отложить на несколько месяцев. "Тьмы и так было многовато", – объясняет Алина.
В целом, подготовка музея к запуску во Львове продолжалась с июня по октябрь. За это время в помещении произвели ремонт, купили тифлоинвентарь для тактильного восприятия объектов и обнаружили незрячих гидов.
Осенью в помещении уже расставили экспонаты и готовились запускать ряд форматов: картинную галерею и "искусство на ощупь". Запуститься в тестовом режиме удалось уже в феврале 2023 года. Впрочем, вместе с львовским музеем неожиданно получила продолжение история киевского музея.
Новая жизнь
В конце мая жители Киева начали возвращаться и снова проситься на экскурсии. "Спрос восстанавливался, но сначала мы отвечали, что не работаем. Однажды позвонил парень и очень настаивал на экскурсии. Как выяснилось, он хотел провести у нас первое свидание с девушкой. Они познакомились в бомбоубежище", – вспоминает Алина. Так, с июня киевский музей постепенно начал возобновлять работу.
Как оказалось, экскурсии в темноте стали актуальны как никогда – ведь вдохновляли людей и заставляли переосмыслить многие вещи.
"Большая часть нашей аудитории – это школьные группы, которые, конечно же, сейчас гораздо меньше посещают экскурсии. Еще один чрезвычайно тяжелый период был в декабре с длинными блекаутами, когда все устали от тьмы, и количество посетителей упало просто катастрофически", – рассказывает основательница. музея
С начала войны музей начал проводить бесплатные экскурсии в онлайне для переселенцев и детей с инвалидностью, а также военных и их семей. Такие безвозмездные "подвешенные" экскурсии посетило уже более 2000 человек.
Два города и 2023 год
В 2023 году музей продолжил работу, однако теперь – на два города. Локация в Киеве продлила свою жизнь. В феврале в тестовом режиме открылась выставка во Львове.
"Официальное открытие выставки во Львове – 22 марта, в день рождения киевского музея. Символическая для нас дата, когда удалось не только не закрыться, но и открыть еще один музей. Львов придаст стабильности в работе, а также поможет собрать проект и команду", – рассказывает Марненко.
Ее идеальный план на 2023 год – удержать достаточное для работы количество клиентов и восстановить большинство мероприятий в Киеве. Во Львове предприниматель планирует также запустить все форматы: выставки, прогулки, свидания, концерты и ужины в темноте.
Программа эвакуации Новой почты и Дія. Бизнес продолжается и сейчас. В совместном проекте Новая почта за свой счет эвакуирует бизнесы, их оборудование или продукцию во время войны. Компания всячески поддерживает бизнесы и перевозит его в наиболее безопасные города страны. Несмотря на опасность, Новая почта спасает, эвакуирует и грузит необходимое. Новая почта вместе с Действием. Бизнес получили сотни заявлений от предпринимателей на эвакуацию бизнесов, из которых 55 уже согласовали на перевозку.