Экономические последствия подрыва Каховской ГЭС
Фото: Укргидроэнерго

В ночь с 5 на 6 июня, около 02:50 российские оккупанты взорвали Каховскую ГЭС. О ее минировании военное руководство Украины сообщало еще в октябре 2022 года.

Каховская ГЭС была введена в эксплуатацию в октябре 1955 года. Она стала последней плотиной по руслу Днепра. Благодаря ее возведению выше по руслу образовалось Каховское водохранилище. На его территории вода поднялась на 16 метров.

Подрыв подобного сооружения нарушает Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 1949 года. Все четыре Женевских конвенции, включая указанную, были ратифицированы Советским Союзом, а после его распада – и РФ. Поэтому оккупанты не взяли на себя ответственность за подрыв ГЭС, пытаются переложить ответственность на ВСУ.

Подрыв дамбы – это невыборочное поражение большого количества людей. В первую очередь – гражданского населения. Ее подрыв спровоцирует катастрофу как в краткосрочном измерении – подтопление населенных пунктов по обоим берегам Днепра, так и долгосрочные негативные последствия, связанные с экологией и экономикой региона.

В этом тексте LIGA.net проанализировал сугубо экономические последствия террористических действий россиян.

1. Уничтожение Каховской ГЭС как объекта генерации

Согласно заявлению оператора ГЭС, госкомпании Укргидроэнерго, сооружение полностью разрушено и восстановлению не подлежит. Каховская ГЭС имела 6 гидроагрегатов общей мощностью более 330 МВт. Для сравнения, Киев потребляет мощность около тысячи МВт.

Станция была захвачена российскими войсками в первый день вторжения. В ноябре 2022 года оккупанты заявили, что станция перестала производить электроэнергию. При этом, для энергосистемы Украины это важный объект.

Гидроэлектростанция – это маневровая генерация, которая может производить электроэнергию в пиковые часы потребления. Это те часы, когда не хватает базовой нагрузки, которую несут атомные и частично тепловые станции.

Теперь энергосистема страны потеряла 330 МВт пиковой мощности навсегда.

2. Риски для Запорожской АЭС

Запорожская АЭС – крупнейшая в Европе атомная электростанция, включающая 6 энергоблоков мощностью 1000 МВт каждый. Для охлаждения атомных реакторов используется водоем, наполняемый из Каховского водохранилища, образованного Каховской ГЭС.

В настоящее время ЗАЭС находится в оккупации. Ее энергоблоки переведены в "холодное состояние". Это означает, что в реакторах продолжается ядерная реакция для отработки топлива, но электроэнергии станция не производит.

Если в таком состоянии прекратится охлаждение реакторов, примерно через сутки их температура достигнет критических показателей, что приведет к их разрушению и утечке радиации.

Оператор украинских АЭС, НАЭК "Энергоатом", обнародовал заявление о том, что, несмотря на риски, ситуация контролируемая. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в своем Twitter также распространило заявление, что подрыв дамбы не имеет непосредственных рисков ядерной безопасности на ЗАЭС.

3. Уничтожение сельского хозяйства в Херсонской и Запорожской областях

Каховское водохранилище, образованное Каховской ГЭС, являлось источником технической воды для оросительных каналов в Запорожской и Херсонской областях. Обмеление этого водоема приведет к проблемам с поливом сельскохозяйственных земель. Выращивание культур на этих территориях без орошения станет крайне проблематичным.

4. Невозможность речного судоходства по Днепру

До войны Украина активно развивала грузовое судоходство по Днепру. Так, с 2017 года традицией стало запускать с юга в Киев баржу с херсонскими арбузами. А главное – в обратном направлении этот путь активно использовался для экспорта зерна. Это направление развивал украинский аграрный холдинг "Нибулон", основатель которого Алексей Вадатурский погиб от ракетного удара оккупантов в июле 2022 года.

Изменение гидроландшафта региона делает невозможным судоходство по направлению Днепр – Черное море на годы.

5. Воздействие на рыбное хозяйство

Нарушение экологического баланса из-за обмеления Каховского водохранилища приведет к массовой гибели рыбы. А это повлияет на объемы отлова промысловой рыбы, даже в послевоенные времена.