
Основатель крупнейшего в Украине интегратора беспилотных решений Drone.ua Валерий Яковенко всего за несколько лет развернул в Украине узнаваемый технологический бизнес. Он уже успел выпустить несколько сотен летательных аппаратов собственной разработки (дронов).
В этом году Drone.ua начинал осваивать европейский рынок. С этой целью компания основала на базе латвийских предприятий Rigas Dronu Fabrika и Aerial Production Services совместное предприятие UAV.tools. Оно начало распространять украинские технологические наработки в странах Прибалтики и Скандинавии.
Как рассказывает основатель проекта, сейчас латвийский офис в Риге охватывает 15 стран Северной и Восточной Европы. Персонал в Европе занимается юридическим сопровождением бизнеса, а также доукомплектовывает платформы самолетного типа. В Европе Drone.ua работает по принципу white label (то есть не обязательно использует украинский бренд). Если в Украине беспилотники хорошо продаются под нужды сельского хозяйства, то в прибалтийском регионе востребовано такое направление, как геодезия и топография. В частности, платформа интересна добывающим компаниям. С ее помощью уже контролируются с воздуха около 200 европейских карьеров.
В ближайшее время Яковенко собирается открыть еще три европейских партнерских офиса. Они появятся в Великобритании и Молдове, а также в еще одной стране, которую Валерий Яковенко называть пока не стал.
В 2016 году Drone.ua идет с существенным опережением по выполнению запланированных финансовых показателей. Яковенко говорит, что компания хотела обеспечить в этом году 400% роста доходов и прибыли. Но фактически уже достигла этой отметки к октябрю.
Большая часть дронов пока по-прежнему продается в Украине. Хотя изначально бизнес-план на 2016 год предусматривал 60% продаж в других странах. В Европу было продано только 33 беспилотные платформы, в то время как украинские продажи измеряются в сотнях.

Валерий Яковенко объясняет, почему так получается. Во-первых, украинский персонал оказался гораздо более эффективным. "В Европе персонал медленный. Если за 50 часов украинец, условно говоря, может обработать 50 проектов, то латвиец - только 20", - подчеркивает он. Поэтому часть функций офисов из других стран все равно будут выполнять украинцы, несмотря на то что удаленно бизнес-процессы сложнее организовать.
Во-вторых, украинский рынок зарегулирован. Беспилотники Drone.ua наши госорганы воспринимают как продукт двойного назначения. Для его экспорта необходимо получать огромное количество разрешительной документации. Если это делать, стоимость продукта станет неконкурентной по сравнению с похожими дронами, которые выпускаются в других странах Европы и не причисляются к товарам с двойным назначением. Drone.ua сейчас пока нашел временную лазейку для экспорта - он поставляет в Ригу полуразобранные комплекты, которые дорабатываются на местном заводе. Это приводит к удорожанию бизнес-процесса. "Но в любом случае такой алгоритм обходится дешевле, чем пойти на соглашение с тем, что подобный дрон можно использовать в военных целях и получить на него все соответствующие документы", - подчеркивает предприниматель.
Читайте также: От киберхудожника до робота-тренера: стартапы на Lviv IT Arena
Третья проблема - скорость денежных переводов. К примеру, Drone.ua для своих аппаратов покупает софт, за который должна платить партнеру в Швейцарии. Но платеж через ПриватБанк в швейцарский банк идет месяц. От поставщика опять-таки требуется предоставить большое количество справок по каждой отдельной транзакции. Например, справку о том, что Drone.ua не работает на оккупированных территориях и в Крыму.
В 2017 году Drone.ua планирует увеличить оборот еще на 400%. Помимо четырех европейских офисов, компания собирается также выйти на рынки Южной Африки и Южной Америки. Яковенко подчеркивает, что в США пока выходить не собирается: конкуренция там более жесткая, да и затраты на открытие представительства в 4-5 раз выше, чем в Европе. Плюс юридические риски. Если, не дай бог, кто-то из тамошних конкурентов посчитает, что украинская разработка нарушает их патенты, то не избежать судов. Даже если украинская компания их выиграет, то само юридическое сопровождение влетит в копейку. "Нужно сразу открывать компанию где-нибудь в Делавере с $200 000 на счету для подстраховки", - восклицает бизнесмен. А это замороженные инвестиции, которыми Яковенко пока не хотел бы рисковать.