Гендерное неравенство. Поможет ли женщинам правительственная стратегия
В 2022 году, по данным Forbes, женщины зарабатывали в среднем 82 цента на один доллар мужской зарплаты. Эти 18% разницы можно трактовать по нескольким направлениям.
С одной стороны, если учесть, что в 1963 году женщины зарабатывали всего 59 центов на "мужской" доллар, ситуация кажется не такой уж негативной. Но если сравнить с тем, что в 2010 году показатель равнялся 77 центам, очевидно, положение дел могло бы быть лучше.
Возможно ли выровнять ситуацию? В некоторых странах пытаются это сделать. Но на это уйдет много времени. Так, Институт исследований женской политики (Institute for Women's) прогнозирует, что гендерная справедливость в оплате труда станет реальностью только в 2059 году.
Поэтому американские реалии выглядят так: гендерный разрыв в оплате труда в должностях начального уровня составляет 18,4%. Несоответствие в оплате также отражается в должностях начального уровня, где исследования Национальной ассоциации колледжей и работодателей показывают разрыв в 18,4% между средней годовой зарплатой женщин и мужчин. При этом женщины зарабатывают $52 266 по сравнению с $64 022 мужчин.
Но если в Америке женщины обнаружат такую дискриминацию, они могут подать иск, как это сделали работницы Disney, и получить компенсацию, что не в каждой стране можно сделать.
Согласно глобальному отчету по Gender Gap, ситуация понемногу улучшается. Но в большинстве случаев это страны с большим разрывом в зарплате. 42 из 145 экономик, охваченных в выпусках 2022 и 2023 годов, улучшили свой показатель гендерного паритета по крайней мере на 1 процентный пункт по сравнению с предыдущим выпуском.
Экономиками с наибольшим ростом оценки (рост на 4 процентных пункта или более) являются Либерия (оценка: 76%, +5,1 процентных пунктов по сравнению с предыдущим изданием), Эстония (78,2%, +4,8 процентных пункта), Бутан (68,2%), +4,5 о.п.), Малави (67,6%, +4,4 о.п.), Колумбия (75,1%, +4,1 о.п.) и Чили (77,7%, 4,1 п.п.).
Если посмотреть комплексно, просматривается странная пропорция – гендерный разрыв в здоровье и выживании сократился на 96%, образовательном достижении – на 95,2%, участии в экономике и возможностях – на 60,1%, а в политических полномочиях – на 22, 1%. Удивительно потому, что небольшой образовательный разрыв переходит в значительно большую разницу, когда ситуация переходит в экономическую плоскость или рынок труда.
И еще один тренд, подтверждающий этот источник – сокращение разрыва идет очень медленными темпами: в среднем за последние 17 лет разрыв сокращался всего на 0,24 процентных пункта в год.
Если продвижение в гендерный паритет будет происходить с той же средней скоростью, что наблюдалась между выпусками 2006 и 2023 годов, прогнозируется, что общий глобальный гендерный разрыв сократится через 131 год по сравнению с прогнозом в 132 года в 2022 году. То есть в 2154 году.
Приближаясь к нашим географическим реалиям, отметим, что по всем подындексам Европа имеет самый высокий гендерный паритет среди всех регионов – 76,3%. Исландия, Норвегия и Финляндия являются странами с лучшими показателями как в регионе, так и в мире. Согласно текущим темпам развития, Европа, по прогнозам, достигнет гендерного паритета через 67 лет.
Жаль, что в этом перечне Украина в "общей таблице" смогла бы занять место между Болгарией и Словакией где-нибудь в последней четверти списка. Наша актуальная цифра – 18,6% разницы между зарплатой женщин и мужчин.
Динамика в процентах тоже достаточно стабильна: в 2012 году заработная плата женщин составляла 78% заработной платы мужчин, в то время как в 2020 году – уже почти 80%.
Ситуацию кардинально должна изменить инициатива правительства: Кабмин разработал и утвердил стратегию, согласно которой к 2030 году планируется сократить разрыв в оплате труда мужчин и женщин с 18,6 до 13,6%. Ее полное название: Национальная стратегия преодоления гендерного разрыва в оплате труда на период до 2030 года и утверждение операционного плана мер по его реализации на 2023-2025 годы.
Министерство экономики разработало ее и представило в мае этого года. 15 сентября правительство приняло Стратегию. Благодаря ее имплементации планируется достичь трех ключевых целей:
- усовершенствовать законодательство о равной оплате труда;
- способствовать преодолению стереотипов и дискриминации в профессии по признаку пола;
- создать благоприятные условия для удобного совмещения семейных и профессиональных обязанностей.
С мая Министерство экономики уже начало реализовывать эту стратегию и достигло первых результатов:
- Министерство экономики подготовило проект Трудового кодекса;
- партнеры – UN Women Ukraine – вскоре начнут всеукраинскую коммуникационную компанию;
- правительство подало заявку на присоединение к рекомендации Совета ОЭСР по обеспечению гендерного равенства в сферах образования, занятости и предпринимательства;
- Министерство экономики реализует грантовую программу єРобота, которая способствует привлечению женщин, в том числе жен ветеранов, к развитию предпринимательства. Большинство победителей в программе составляют женщины.
Что должны получить простые женщины, если будут реализованы первые результаты? Учитывая, что проект нового Трудового кодекса будет не первым в попытке изменить законодательную ситуацию на рынке труда, существует большая вероятность того, что его постигнет та же участь, что и его предшественников – либо забвение, либо отказ в реализации.
Следующий пункт – коммуникационная кампания. Да, это важная просветительская функция, потому что сейчас многие мужчины считают, что оснований для уменьшения гендерного разрыва нет. Или даже обеспокоены тем, что эту сокращенную разницу будут выплачивать за счет их заработной платы.
Еще один пункт – присоединение к рекомендации Совета ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, упрощенно – общество "богатых стран") по обеспечению гендерного равенства в сферах образования, занятости и предпринимательства. Вряд ли он что-нибудь изменит в жизни женщин. Но, возможно, является стратегическим и согласующим шагом Украины как части мирового сообщества.
Последний пункт, грантовый проект єРобота – действительно, практический и доступный шаг к увеличению вовлеченности женщин на рынке труда и возможности зарабатывать больше.
Жаль, что в этом перечне нет практических шагов, которые делали бы невозможным, например, разную оплату работы специалистов на одной должности или реальный алгоритм привлечения работодателя за отказ или дискриминацию по гендерному признаку.
Но есть один важный пункт, который остается без внимания законодательных инициатив. Иногда разница в заработке женщин и мужчин – это не разная зарплата на одинаковых должностях. Это разный подход к выбору работы. В некоторых случаях вынужден.
Так исторически сложилось, что большинство домашних обязанностей, уход за детьми и больными обычно относят к женским обязанностям. Даже карантин, внедренный для всех, показал, что женщинам снова досталось больше неоплачиваемых домашних хлопот.
Как свидетельствуют данные Индекса работающих женщин PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2020 году, они чаще, чем мужчины, теряли работу в 17 из 24 богатых стран. И тратили в среднем на 7,7 часа в неделю больше, чем мужчины, на неоплачиваемую работу по уходу за детьми – "вторую смену", которая почти эквивалентна работе с полной занятостью.
По Украине цифры выглядят так.
Важный нюанс – эпидемия COVID закончилась, но у украинских женщин ситуация повторилась из-за войны. Опять на женщинах большая часть домашних хлопот, уход за детьми и родственниками преклонных лет. Поэтому женщинам недоступны определенные профессии или работы, которые сложно или невозможно совместить с "мамскими хлопотами".
Согласно статистике за 2017 год, только 3% отпусков по уходу за ребенком были оформлены на мужчин. С годами ситуация не меняется: в 2020 году Фонд народонаселения ООН в Украине провел исследование, согласно которому отец преимущественно ухаживал за детьми до 3 лет только в 2% семей, а мать – в 85%. В 4% семей отец не работал, но все равно за детьми ухаживала мать. Всего 11% (9% матерей и 13% родителей) отмечают равномерное распределение обязанностей.
Не менее интересно, что большинство мужчин, которые не рассматривают возможность взять декретный отпуск даже при условии экономической выгоды, объясняют это гендерными стереотипами. 42% респондентов заявили, что уход за детьми – женская обязанность. А еще 34% считают, что содержание семьи женщиной недопустимо. Поэтому у женщин усложнена возможность работать в офисе, занимать руководящие должности с ненормированным рабочим днем или командировками. Женщины вынуждены выбирать гибкий график, удаленную работу, работу у дома. И этот выбор не всегда коррелирует с высокой зарплатой.
Это одна из причин, почему финансовые ожидания женщин ниже, чем мужчин.
Можно ли помочь в такой ситуации? Учитывая успешный опыт некоторых европейских стран – можно. Например, в Швеции выплату (сохранение 78% заработка и еще 45 дней с фиксированной "ставкой" около $19 в день) получает каждый родитель, идущий в декрет. А если один из них отказывается, семья просто теряет эти деньги.
В Норвегии родители ребенка должны обязательно взять по 10 недель отпуска. Остальное время – распределить между собой в любых пропорциях. В 2007 году в Германии введен закон о "родительских деньгах" – государство осуществляет ежемесячную выплату для молодых родителей, которая составляет две трети среднемесячного заработка. Такие выплаты можно получать не менее года за год после рождения ребенка. Их не облагают налогами и страховыми взносами. Они увеличиваются еще на два месяца (12+2), если минимум на два месяца в декретный отпуск, помимо матери, уйдет отец. Эти два месяца мужчина может взять как после завершения декретного отпуска женщины, так и одновременно с ней.
Также есть тренд, который с годами только усилится, – старение нашего общества и необходимость ухода за пожилыми людьми. Как показал COVID, это тоже женская прерогатива, снижающая их конкурентность на рынке труда.
Учитывая низкий уровень развития уходовых услуг и гериатрической медицины, понятно, что уход за стариками будет осуществляться в домашних условиях ближайшими родственниками. Вернее, родственницами. К сожалению, в Украине нет стратегий или программ в этой области – таких, как, например, в Австралии, где есть программа Aged Life Care .
Поэтому наличие государственных домов для помощи в уходе за пожилыми людьми или централизованная помощь государства – для нас пока недостижимая мечта. Жаль, что даже мировые программы не останавливают распространение, например, болезни Альцгеймера: она встречается у 5% населения в категории "60+", у людей в возрасте 85 лет и более болезнь Альцгеймера проявляется в 30-40%. И динамика неутешительная – в 2015 году больных было около 50 млн. К 2030 году количество больных составит 82 миллиона, к 2050 – 152 миллиона человек.
Это уже не говоря о физиологическом старении, которое тоже нуждается в квалифицированном уходе или базовой помощи. Если не принимать во внимание эти тренды и не планировать реформу медицины и социальной поддержки, женщины рискуют превратиться в бесплатных сиделок для своих близких.
Возможно, это нормальная ситуация, и не стоит об этом беспокоиться? С экономической точки зрения увеличение уровня занятости женщин может принести 21% дополнительного экономического роста. Это если говорить о привлечении женщин, занятых в домашнем хозяйстве. Если к ним добавить женщин, которые вынуждены будут уволиться или перейти на неполный рабочий день, чтобы совмещать труд и уход, цифра будет еще более существенной.
Гендерное неравенство оплаты труда имеет множество факторов и нюансов. Но системный подход к проблеме позволит не только установить справедливость, но и улучшит экономическую ситуацию из-за большей вовлечённости и, соответственно, продуктивности женщин.
Учитывая текущий хронический дефицит кадров, решение этой проблемы очень актуально.